EN

Финал с «Бурановскими бабушками»

24.05.2012

Коллектив, представляющий Россию на «Евровидении-2012» – «Бурановские бабушки» из Удмуртии – вышел в финал конкурса. По итогам жеребьёвки российский коллектив выступит 26 мая под шестым номером.

Конкурс «Евровидение» всерьёз воспринимать сложно. Считается, что его основную аудиторию составляют домохозяйки и представители сексуальных меньшинств. Для первых это хороший фон для привычных полезных занятий, для вторых – более лёгкий, чем обычно, способ засветиться в музыкальной тусовке.

И те и другие группы граждан имеют право на существование – так же, как и само «Евровидение». Другое дело, что столь пристальное внимание к поп-соревнованию, не давшего миру ни одного мало-мальски серьёзного артиста, кроме участников группы ABBA, выглядит забавным.

Россия с 1994 года делегирует на конкурс своих претендентов на победу. Юдифь, Филипп Киркоров, Алла Пугачёва, Алсу, Serebro, «Мумий Тролль», «Премьер-министр», Юлия Савичева, Наталья Подольская, Дима Билан, Анастасия Приходько, Пётр Налич, Алексей Воробьёв – все они представляли Россию в разные годы и с разной степенью успеха.

Но если участие в «Евровидении» полновесной российской поп-звезды Аллы Пугачёвой или лукавого «рокопопсера» Ильи Лагутенко с его «троллями» вызвали лёгкое недоумение, то приезд остальных – чёткая закономерность, уверенно демонстрирующая низкий уровень отечественной поп-музыки. Низкий, даже учитывая крайне незамысловатые критерии самого конкурса.

Из всех представленных Россией исполнителей (кроме вышеуказанных) с определённой степенью серьёзности можно воспринимать разве что красавицу Алсу, в равной степени явившую и внешние данные, и исполнительский талант. И Петра Налича – на тот момент героя «продвинутой» молодёжи: своей балканской темой он неплохо вписывался в интернациональную тематику.

Участие Налича было во многом показательным. Отправив его на «Евровидение», отборочная комиссия элегантно пошла на поводу у образованной публики, утомлённой отечественной попсой, звучащей из любого утюга. 11-е место певца стало ответом на этот порыв.

Ухмыльнувшись, в следующем 2011 году, комиссия делегировала на конкурс кошмарного певца Алексея Воробьёва. Тот ожидаемо принёс то же 11-е место плюс яркие аудиовизуальные впечатления. Имеется в виду сценическая майка-«алкоголичка» и квадратный рот, застывший в победном крике: «Это Россия! Это Россия, бл...ь! Иди сюда, бл...ь! Смотри в глаза, бл...ь!».

Что до прочих достижений нашей страны, то кроме второго места Алсу в 2000-м, успеха Димы Билана, настойчиво выбившего победу на «Евровидении-2008», вспоминается разве что участие в данном мероприятии дуэта t.A.T.u. В 2003-м этот талантливый, безукоризненно сделанный продюсерский, а главное – отлично конвертируемый проект достиг всего лишь третьего места.

Собственно, с проигрышем t.A.T.u. на «Евровидении» как на смотре актуальных талантов можно было бы поставить крест. И в самом деле, что с него взять? Весёлое фрик-шоу, предназначенное для специфической публики... Но не тут-то было.

Победа ли Билана, общая ли страсть к вечерним ТВ-концертам звёзд привели к тому, что публика начала всматриваться в «Евровидение» всерьёз. Даже сетевая аудитория, относящаяся к ТВ с лёгким презрением, позволила себе пообсуждать нынешних выдвиженцев от России – группу комических старушек из села Бураново Малопургинского района Удмуртии.

Известный любитель всего музыкально-нестандартного Артемий Троицкий утверждает, что первым «Бурановских бабушек» увидел он. На каком-то из региональных конкурсов «необычного» бабульки пленили его исполнением песни Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце».

Так уж сложилось, что именно эту песню сегодня берутся перепевать все кто ни попадя и неизменно вызывают бурю эмоций. От ныне исчезнувшей певицы Натали до скучноватого американского певца Браззавилля, назвавшего своё прочтение Star Called Sun. Ещё один чудо-кавер на цоевскую песню «Перемен» выдала Надежда Кадышева.

Впрочем, вопреки восторгам Троицкого, на «Евровидении» бабушки исполнят Party for Everybody, подготовленную сразу на двух языках – удмуртском и английском. В подготовке шлягера участвовали худрук группы Ольга Туктарева, английская поэтесса Мэри Эпплгейт (вроде бы ранее над чем-то работавшая с Modern Talking и Кайли Миноуг). Ну а автором музыки стал, конечно же, вездесущий Виктор Дробыш, оперативно выбившийся в сопродюсеры ансамбля.

Имеют ли «Бурановские бабушки», облачённые в фольклорные одежды, хоть какое-то отношение к настоящей народной песне? Ни малейшего. Нет даже намёка на народность. Лучшие образцы фольклорного жанра в лице блистательной Инны Желанной или группы «Волга» давно и надёжно спрятаны в клубный сегмент. Вряд ли приняла бы предложение поучаствовать в таком конкурсе и более «массовая» и раскрученная Пелагея.

Что до победы старушек-хохотушек, на которую наивно рассчитывает определённый процент российского населения, то её вероятность минимальна. Как известно, страна-победитель «Евровидения» на следующий год принимает конкурс у себя. Со всеми участниками, родными, близкими и близкими их родных, менеджментом и прессой – словом, со всей компанией, обслуживающей данный незамысловатый балаган. Дело накладное, особенно для страны, готовящейся через два года провести Олимпиаду. Да и команде «Евровидения» наверняка интереснее посмотреть новые города и страны.

Проявлять патриотизм, уместный в спортивной борьбе, в случае с «Евровидением» бессмысленно. Если уж действительно переживать за кого-то достойного, это должен быть действительно интересный артист вне зависимости от страны-производителя. А таковых на соревновании может и не быть – заранее знают, что победит отнюдь не сильнейший.

Пол Маккартни вспоминал, что ещё во времена, когда «битлы» носили название The Quarryman, они тоже участвовали в различных конкурсах. В одном из них группу обставил коллектив, включивший в свой состав лилипута. Несколько раз никому не известных ливерпульских мальчишек уверенно обходила женщина, игравшая на ложках. Смотришь на участников сегодняшнего «Евровидения» – параллели налицо.

Что касается наших бабушек, очень хочется надеяться, что прорыв на «Евровидение» позволит им в дальнейшем не только забавлять гостей на корпоративах, но и посмотреть мир. Зарубежные пенсионеры могут поездить по городам-странам на свою пенсию. Нашим бабушкам надо для этого засветиться на «Евровидении». Впрочем, данная тема уже выходит за рамки искусства.

Алексей Певчев

Источник: «Известия»

 

Также по теме

Новые публикации

С эпохи позднего средневековья Смоленск находился на границе разных миров и разных культур. Именно из-за регулярных набегов и войн за город его крепостная стена, построенная в период 1595 – 1602 гг., стала одной из крупнейших крепостей мира. Но в то же время через Смоленск пролегал один из древних путей «из варяг в греки» –  как водный, так и сухопутный.
Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку расширяют географию. В прошлом году к стартовавшему проекту Минпросвещения России подключились в 51 стране мира, в 2024-м году программа продолжает расти и углубляться, в ней задействовали десятки федеральных и региональных вузов России.
Сегодня молодые дипломаты и российские эксперты уже и не вспомнят времена, когда Венесуэла была не так дружественна России. О культурных связях наших стран, русской диаспоре и перспективах двусторонних отношений «Русский мир» поговорил с послом РФ в Венесуэле в 2009 – 2020 гг. Владимиром Заемским.
Украина давно ведёт борьбу с русским языком, реализуя на практике закон о дискриминации русского языка, пишет Myśl Polska. Киевский режим сам исключил часть населения из числа собственного народа…
«У Volkswagen есть в запасе один или два года, чтобы сново стать прибыльным брендом», –  прогнозирует автомобильный портал. В этом заголовке допущена серьёзная орфографическая ошибка.
Танцевальный коллектив «Руссияна» из Милана вот уже несколько лет покоряет Аппенинский полуостров. Богатый репертуар включает традиции многочисленных народов России, цыганский фольклор и танцы восточных славян.
Итальянский журналист и общественный деятель Элизео Бертолази представил свой фильм о войне на Донбассе на фестивале в Махачкале, а также побывал вместе с итальянской делегацией на церемонии памяти в Беслане. В интервью «Русскому миру» он рассказал, почему для итальянцев было важно оказаться в эти дни в Беслане.
Лучшая косторезная школа в мире – российская. Доказано Международной выставкой-конкурсом косторезного искусства «Душа Севера», которая завершилась в Новом Уренгое. Обладателем Гран-при конкурса, собравшего ведущих мастеров из России, Китая, Монголии и Киргизии, стал заслуженный художник России Владимир Похилюк из Магадана.