Русская культура в спальном районе
В Москве представлена новая инициатива на стыке духовного и материального. Крупный российский застройщик – компания «Мортон», возводящая жилые микрорайоны в Подмосковье, объявила о намерении создать для своих клиентов сеть Центров русской культуры. Проект по-своему сенсационный и, кажется, в России беспрецедентный. Строительная корпорация, намеренная развивать духовность своих покупателей, – это, как минимум, необычно. Идея компании получила поддержку и в Русской православной церкви: Миссионерская комиссия Москвы уже объявила, что будет готовить специалистов для таких центров.
– Мы долго шли к этой идее. Получилось так, что когда мы строим наши микрорайоны, эксплуатация тоже остаётся на нас. Занимаясь управлением жилым фондом, мы поняли, что людям там просто-напросто нечего делать. Основные культурные центры расположены в Москве. Мы специально заказывали соцопросы, которые показывают: стандартное времяпрепровождение современного человека – это поездка в гипермаркеты, где он что-то покупает, что-то смотрит, просто проводит время, – рассказывает президент группы компаний «Мортон» Александр Ручьёв.
Микрорайоны компании расположены или строятся в Бутово, Красногорске, Балашихе и Лобне. В последнее время столица, да и многие крупные города России, обрастают подобными мини-городками. То, что для их жителей доступ к культурной инфраструктуре, расположенной преимущественно в Москве, затруднён – очевидно. Конечно, в каждую квартиру можно провести телевидение и Интернет, однако этого явно недостаточно. Даже простой вопрос, чем занять ребёнка в выходные, здесь превращается в настоящую проблему.
К делу в «Мортоне» подошли солидно: заказали соцопросы, в храме Христа Спасителя собрали представителей нескольких десятков общественных организаций, чтобы обобщить существующий опыт, понять, что уже делается и что будет востребовано.
Уже представлен и архитектурный проект будущего Центра русской культуры – первая подобная площадка появится в строящемся микрорайоне «Путилково» около Красногорска, в ближайшие два года будет построено пять таких центров в Подмосковье. Создаваться они будут по индивидуальным проектам. Это будет довольно вместительное здание, часть инфраструктуры микрорайона. Здесь могут быть организованы кружки, проходить спортивные занятия, есть место для проведения конференций и выставок и даже для создания местного музея.
Как уверяют топ-менеджеры «Мортона», компания не будет зарабатывать на культурных потребностях своих клиентов. Предполагается даже, что базовый набор кружков (среди перечисленных – история, краеведение, возможно, спортивные секции типа рукопашного боя) в таких центрах будет бесплатным, а финансироваться центры будут из кармана «Мортона» в виде благотворительных пожертвований.
Чёткой концепции центров пока не представлено – обещают, что документ будет готов через несколько недель. Главной заботой компании станет «русский человек», понимаемый, впрочем, не этнически, а духовно. Это «собирательный образ», уверяет Александр Ручьёв.
– Русский человек перестаёт осознавать свою самобытность и своё предназначение, – говорит бизнесмен. – Учитывая, что нет чётко выраженной государственной политики, куда же мы идём, какое мы строим общество, эти вопросы нас озаботили. Как патриоты России, мы решили создать современный формат – некий центр, который бы занимался пропагандой русской культуры.
Переводя на простой язык, это значит, что преподаваться здесь будут более или менее традиционные дисциплины: бокс и русский рукопашный бой, историческая реконструкция, краеведение, курсы традиционных ремёсел.
Особое внимание будет уделяться духовным потребностям клиентов «Мортона». Впрочем, касаться это будет только православных: при Центрах русской культуры планируют открывать православные храмы. Не случайно, этот проект пользуется активной поддержкой РПЦ, которая собирается готовить специалистов для таких центров – с православным, очевидно, уклоном. Здесь организуют группы изучения Священного писания и кружки православных следопытов, будут проводить православные беседы и лекции для молодёжи.
– Открытая программа для людей любых взглядов и национальностей, – так характеризует её глава Миссионерской комиссии Москвы иеромонах Димитрий (Першин).
Хотя в «Мортоне» вполне осознают мультикультурный состав своих клиентов, ставку в компании делают на сохранении русских культурных традиций, в том числе православия.
Что ж, если говорить о рынке, то предоставление дополнительной, при том бесплатной, услуги в виде знакомства с базовыми элементами русской культуры и основами православия не так уж, наверное, плохо. И если центры «Мортона» заживут своей жизнью, это будет означать, что на рынке других ценностей котируется и русская культура, и православие.
Александр Рязанцев