Он говорил о простых вещах… Не стало Леонида Менакера
Один за другим ушли преподаватели Санкт-Петербургского университета кино и телевидения – режиссёр Искандер Хамраев, трагически погибший оператор Эдуард Розовский, теперь вот режиссёр Леонид Менакер. Все они люди другой эпохи и культуры, настоящей питерской, определявшие атмосферу в кинематографической среде, задававшие градус студенческой жизни в университете. Они успели воспитать хороших учеников. 25 апреля Леонида Менакера похоронят в Комарово под Петербургом. Ему было 82 года.
Менакер – потомственный ленфильмовец. Он родился в 1929 году в Ленинграде в семье кинорежиссёра Исаака Менакера. На его век пришлось столько незабываемых исторических событий, многие из которых сегодня воспринимаются как далёкая эпоха. Достаточно прочитать автобиографическую книгу «Волшебный фонарь», чтобы это ощутить. Непривычного вида машины под названием «троллейбусы», впервые увиденные на ленинградских улицах, потом уже, во время блокады, будут стоять как «стада вымерших, вмёрзших в лёд древних животных». Первые телевизоры, много чего первого и впервые. Менакер вспоминал, как, будучи ребёнком, любил Сталина, завидовал его дочери Светлане, которую вождь держал на руках на известной всем фотографии. Потом уже многое узнал и переоценил. В годы войны Леонида Менакера эвакуировали в Куйбышев, где он был принят в семью дяди Александра Менакера, отца Андрея Миронова и Кирилла Ласкари.
В подростковом возрасте, когда родители уехали в киноэкспедицию, оставив сына на попечение деда, подростка закрутила вольная жизнь, он влился в ряды шпаны с Невского. Бравада, ограбление квартиры, суд, приговор на пять лет, детская трудовая колония – казалось, всё это происходило с кем-то другим. Там, вдали от дома, ставил спектакли с другими заключёнными, в том числе и по Пушкину – «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане». Подростки сами мастерили кукол и декорации, играли за ширмой. Вернувшись в Ленинград, Леонид Менакер стал посещать театральную студию Выборгского дворца культуры, поступил в мастерскую Александра Музиля на режиссёрский факультет Ленинградского театрального института. Его однокурсниками были Аркадий Кац и Алексей Герман. С середины 50-х Менакер работал в Театре им. Ленсовета, ставил спектакли. Позднее пришёл на «Ленфильм».
Менакер и Герман – двое с курса посвятили свою жизнь кино. Картина «Жаворонок» была снята Леонидом Исааковичем в 1965 году совместно Никитой Курихиным. В его послужном списке такие фильмы, как «Не забудь… станция Луговая», «Рассказ о простой вещи», «Молодая жена», «Завещание профессора Доуэля», «Последняя дорога» о Пушкине, «Никколо Паганини», «Собачий пир». В сущности, во всех своих фильмах Менакер рассказывал о простых вещах, которые и составляют суть жизни человека. Он первым снял Михаила Барышникова в телефильме «Город и песня».
Многие его картины пробивались в жизнь с боем, с трудом проходили цензуру и кабинеты начальства. «Завещание профессора Доуэля» принимал заместитель председателя Госкино Павленок. Его вердикт был таков: «Я думал, ты снимаешь по Беляеву, что-нибудь вроде “Человека-амфибии”, а ты сделал картину о смерти. Я же её ни на одной даче не смогу показать». И это ещё очень благожелательный подход в дни, когда шла череда похорон генсеков – кремлёвских старцев, как определит время сам Менакер. «Последний побег» с Михаилом Ульяновым в главной роли прошёл много испытаний разного рода. Кто-то остерегал Менакера, советовал отказаться от работы со столь избалованным успехом артистом, предрекал, что не справится он с Ульяновым. Но на деле ничего подобного не было, как напишет позднее Леонид Исаакович, «дышали вместе». В «Последнем побеге» снимался и 12-летний Алексей Серебряков. Начальство было переполнено страхом, всячески тормозило процесс. Образ советского человека виделся им иначе. Опасной казалась и тема трудных подростков, за раскрытие которой Менакер потом будет получать награды.
Леонид Исаакович считал себя шестидесятником, он входил в знаменитые компании, где Высоцкий читал стихи в присутствии Марины Влади. На его век пришлось много ярких встреч. Он был знаком с Иосифом Бродским, с корифеями советского кино. Многое попробовал и узнал. Не всё получилось. Глеб Панфилов пробовал его на роль инквизитора в фильме «Начало», которую он так и не сыграл. Сохранились впечатляющие фотопробы. Лицо у Менакера было выразительное во всех смыслах.
Светлана Хохрякова