EN

Что сделал Столыпин для России: мнения экспертов

13.04.2012

Со дня убийства Петра Аркадьевича Столыпина в сентябре 1911-го отношение к нему постоянно менялось. Его замалчивали, его дискредитировали, советский школьник знал о нём лишь две говорящие детали: «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон». Но времена изменились, поменялись и знаки. Столыпин вернулся к нам великим государственником и реформатором, человеком долга и высокой чести. В канун его юбилея мы решили спросить экспертов, что означает для них это имя. Для большинства из них реформы Столыпина – это упущенный Россией в XX веке шанс на поступательное развитие.

Павел Пожигайло, президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина:

– Выдающаяся личность с мощным интеллектом и сильной волей, подлинный политический лидер, искренний патриот. Он решал две глобальные задачи: вывод России из общенационального кризиса при сохранении единства и политической стабильности и создание условий для экономического роста. Для этого разработал и внедрил проект системных реформ, нацеленных на раскрытие творческого потенциала и отдельной личности, и нации в целом. Кстати, план ГОЭЛРО и проект Днепрогэса были разработаны ещё тогда, хотя и назывались иначе. А знаменитый экономист Александр Чаянов положил концепцию столыпинских реформ в основу НЭПа.

Наталья Нарочницкая, политолог:

– У нас как реформатор – так нигилист, он презирает и ненавидит всё наследие и в поисках рецептов развития копирует чужие сценарии. В Столыпине же поражает уникальное сочетание острого осознания необходимости перемен, наличия конкретной программы реформ, решимости проводить их в жизнь и абсолютная верность, сопричастность делам своего Отечества. В отличие от очень многих реформаторов и революционеров, от Ленина до сегодняшних дней, он не готов был жертвовать национальными интересами ради своих кабинетных доктрин.

Сергей Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации:

– Попросите меня назвать трёх выдающихся деятелей той эпохи, я назову Сперанского, Столыпина и Витте. Хотя они по-разному смотрели на многие проблемы, но думали все о государстве как об источнике исправления разных недостатков, которые они, как люди, стоящие у власти, видели в государственном строе, в экономической его деятельности. И совершенно не замечали общества. Да и не было тогда гражданского общества, как, впрочем, нет его и сегодня.

Александр Репников, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории:

– Возрождение интереса к Столыпину в 1990-х объяснялось поиском исторических альтернатив, в рамках которого столыпинские преобразования воспринимались как упущенная возможность капитализации России. Причём и либералы, и монархисты, и государственники нашли в Столыпине нечто им симпатичное; последовательными критиками Столыпина были и остаются лишь представители левой части политического спектра. Учитывая это, хочется отметить работу историков, которые публикуют документы, позволяющие нам понять, чем были Столыпин и его реформы для России. Как говорили древние: «Не негодовать, не удивляться, но понимать».

Михаил Баранов, создатель портала runivers.ru:

– Столыпин – это потерянный шанс спасти Россию от катастрофы XX века. Ему одному было под силу удержать её от вступления в мировую войну в 1914-м, которое и послужило началом краха Российской империи, катализатором революции 1917-го и ужасов Гражданской войны. Реалист и патриот, он руководствовался не идеологическими лозунгами, а реальными интересами страны, был категорическим противником военных авантюр. Обычно политики стараются не тратить силы на понимание реальной ситуации и склонны прибегать к готовым рецептам из той или иной идеологии – и думать не надо, и ответственности меньше. Пётр Аркадьевич же всегда сам вникал в проблемы и принимал решения на основе реального анализа и своих убеждений.

Подготовила Гузель Агишева

Источник: газета «Труд»

 

Также по теме

Новые публикации

В Узбекистане прошла третья Неделя русского языка, организованная центром «Златоуст» совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом, при поддержке фонда «Русский мир», Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы и Московского дома соотечественника.
«Часами просиживаешь в телефоне», «у тебя одни игры на уме», – с некоторых пор эти упрёки не действуют в отношении тех, кто изучает русский язык с помощью настольных игр и мобильных приложений. «Русский мир» поговорил с авторами нескольких полезных игр, помогающих заговорить по-русски.
Мягкий знак выполняет важные функции в орфографии и орфоэпии: его наличие или отсутствие влияют на графический и звуковой состав слова, соотносятся с целым рядом правил русской грамматики. Сегодня рассмотрим случаи, когда мягкий знак будет лишним.
В Москве подвели итоги серии выставок «Вселенная BRICS». Их посетили уже более 200 тыс. жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Каргополя, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани, Пекина, Рио-де-Жанейро, Кейптауна, Мумбаи.
Случайности не случайны. Зейнаб Моаззен Заде, преподаватель русского языка в Мешхедском университете им. Фирдоуси, проверила это на себе. Специалист по персидскому языку и литературе, она стала первой преподавательницей русского языка и литературы в своём университете.
26 – 27 ноября 2024 года в Бангкоке при поддержке фонда «Русский мир» состоялся круглый стол «Русская православная церковь и соотечественники: опыт соработничества в странах Азии и Австралии», работу которого возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний.
Накануне сразу несколько авторитетных лингвистических организаций России сделали важные заявления. Институт Пушкина (ГИРЯП) и портал «Грамота.ru» выбрали свои «слова года», а Институт русского языка РАН впервые в 2024 году пополнил академический орфографический словарь, и сразу почти на четыре сотни слов.
Школьники из России побывали в гостях у своих сверстников из индийской школы «Санкта-Мария» в Фаридабаде. Двухнедельное дружеское общение не прошло даром: в индийской школе теперь работает Кабинет русского языка, а 99 % её учащихся записались на уроки русского.