EN

Сорок сороков в спальных районах

12.11.2011

Схема расположения модульных храмов

В старину Москву называли городом сорока сороков. Конечно, не так много, но всё же здесь действовало более 750 православных храмов, а также несколько сотен часовен. Большая часть из них была разрушена в советские времена. За последние 20 лет реконструированы практически все ранее закрытые и осквернённые храмы столицы, а многие из них были восстановлены «с нуля», как, например, храм Христа Спасителя и Казанский собор на Красной площади. Вновь открылись и все сохранившиеся монастыри.

Однако всё это по большей части касается исторического центра Москвы, в крайнем случае, её исторических окраин. Но теперь город разросся значительно дальше этих пределов, и в «спальных районах» церквей либо нет вообще, либо крайне мало. Так, в Люблино, где проживают 180 тыс. человек, действует всего лишь один храм вместимостью 150 человек. В Строгино – также одна действующая церковь на 160 тысяч человек. В целом же в Москве один храм приходится на 40 тысяч жителей, в то время как в среднем по России – на 11,2 тысяч. На Пасху, Крещение, да и на другие крупные праздники в церкви в спальных районах Москвы образуются огромные очереди. В результате многие верующие вынуждены ехать на службу в центр. Понятно, что для многих москвичей, особенно пожилых, эти поездки сопряжены с немалыми трудностями.

Чтобы решить эту проблему, Московская патриархия при поддержке правительства Москвы разработала программу строительства 200 быстровозводимых церквей в отдалённых районах Москвы. Подобная идея появилась ещё в конце 90-х гг. прошлого века. Тогда было разработано несколько проектов «обыденных» храмов из бруса или железобетонных панелей, не требующих проведения масштабных капитальных работ. Однако все эти проекты не отвечали реалиям современной московской жизни. В частности, эти церкви были рассчитаны на слишком маленькое количество прихожан. А согласно проведённым тогда же расчётам, каждая из новых церквей, построенных в отдалённых районах Москвы, должна вмещать от 300 до 500 прихожан.

О необходимости строительства «храмов шаговой доступности» вновь активно заговорили летом прошлого года. Инициативу Московской патриархии о возведении модульных храмов поддержал бывший мэр Москвы Юрий Лужков. После его отставки многим казалось, что проект будет положен под сукно. Однако его одобрил новый столичный градоначальник Сергей Собянин. Проект прошёл все необходимые согласования и экспертизы и был «запущен» вновь. Многие эксперты справедливо считают программу строительства 200 храмов наиболее масштабным совместным проектом Церкви и правительства Москвы со времён строительства храма Христа Спасителя.

К настоящему времени практически завершён начальный этап реализации программы – подбор и согласование участков для будущего строительства. Уже определены 185 из 200 будущих строительных площадок. Во многих районах власти выделяли эти участки по остаточному принципу. Многие из них были настолько малы, что не было возможностей построить рядом с храмом даже дом для причта. В других местах требовался вывод инженерных коммуникаций, что стоит немалых денег. Но в результате договориться всё-таки удалось. В ходе длительных и сложных переговоров представители Московской патриархии добились увеличения размеров 56 выделенных городом участков. В отношении 65 участков проведены публичные слушания с участием жителей районов.

Строительство первого модульного храма – во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возле театрального центра на Дубровке, где в 2002 году произошёл теракт, унёсший жизни 130 человек, началось в апреле нынешнего года. В конце сентября был заложен храм в честь святителя Стефана Пермского в Южном Бутово. Всего же, по данным РПЦ, сейчас начались или начнутся в самом ближайшем времени работы на 18 «пилотных» строительных площадках в разных районах Москвы. На многих из них уже сейчас началась богослужебная жизнь. В некоторых местах построены временные часовни, а в других службы проводятся под открытым небом. Нередко молебны совпадают по времени с инспекторскими поездками представителей Московской патриархии и правительства Москвы.

Один из проектов быстровозводимых храмов

Проекты для строительства модульных храмов разрабатывают мастерские «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, «Моспроект-3», а также Московского научно-исследовательского и проектного института типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Всего разработано около 30 типовых храмов разной вместимости – от 300 до 500 человек.

Следует отметить, что предложенные проекты вызвали неоднозначную реакцию экспертного сообщества и общественности. С лёгкой руки некоторых журналистов быстровозводимые церкви окрестили «храмами-конструкторами». А архитектор Михаил Кеслер назвал их «времянками» и «палатками, которыми заполнена вся Москва». Известный журналист и архитектурный критик Григорий Ревзин выразил сомнение в надёжности и долговечности модульных храмов. По его словам, модульные конструкции сейчас рассчитаны в среднем на 25 лет, что для храма явно недостаточно. Помимо этого, г-н Ревзин полагает, что Церкви и властям следовало бы «призвать к проектированию паству». На это можно возразить, что паству, т.е. горожан, можно «призвать» к обсуждению вопросов, связанных с необходимостью строительства модульных храмов в том или ином районе, с выбором строительных площадок и т.д. Проектированием же должны заниматься профессионалы.

Конечно, модульные храмы – это не то же самое, что сборные щитовые («финские») домики или типовые панельные многоэтажки. Сам термин «модульный» скорее касается методов проектирования. За основу берётся типовая архитектурно-планировочная модель, а декор фасадов, интерьер и убранство храмов будут индивидуальными. В общем, двух одинаковых храмов в столице построено не будет.

Тем более что облик храма, его восприятие во многом зависят не от архитектурно-планировочного решения, а от его внутреннего и внешнего убранства. В начале ноября Московская патриархия объявила о проведении конкурса проектов художественного оформления быстровозводимых храмов. Уже утверждены положение о жюри и комиссии конкурса, в которую вошли многие видные деятели искусства, архитекторы, художники, искусствоведы. Русская православная церковь призовёт лучших художников страны послужить делу украшения модульных храмов, которые планируется построить в Москве.

– Эти храмы станут истинным украшением новых районов нашей столицы. Они будут тем звеном, которое свяжет древнюю историю города с нашими днями, храмы привнесут в новостройки дух традиции, наследие лучших образцов отечественной архитектуры, живописи, церковных искусств. Каждый храм станет произведением искусства и событием для всей Москвы, – заявил в своём выступлении на пресс-конференции, состоявшейся 7 ноября в Манеже, в рамках выставки «Русская православная церковь – итоги двадцатилетия 1991-2011» ответственный секретарь Партиаршей комиссии по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

Модульные храмы в Москве, как это принято, будут строиться «всем миром». Восемнадцать церквей, а точнее, их фундаменты и стены, возводятся за счёт средств инвесторов. А на строительство всех остальных нужно собрать пожертвования. Для этих целей был учреждён специальный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, попечительский совет которого возглавили Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин.

Говорить о сроках завершения программы строительства 200 модульных храмов пока что преждевременно. Можно лишь указать, что модульный храм возводится за несколько месяцев. Что касается дальнейших планов Московской патриархии и правительства Москвы, то в ближайшие годы предполагается строительство ещё и домовых церквей в разных районах Москвы. А также – воссоздание храмов, разрушенных в годы советской власти. В частности, в скором будущем должны быть воссозданы церковь на Преображенской площади и храм Благовещения в Бережках на Ростовской набережной.

Василий Андреев

 

Также по теме

Новые публикации

Министерство образования Украины продвигает законопроект № 12086 о полном запрете использования русского языка в школах даже во внеурочное время. За невыполнение учителям и родителям грозят штрафы.
Твёрдый знак, как известно, звуков не даёт, поэтому некоторым он кажется настолько лишним, что его даже предлагают упразднить или на крайний случай заменить на мягкий знак. Есть ли для этого основания?
Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.