EN

Морское наследие России

21.09.2011

В Санкт-Петербурге состоялось третье заседание Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Заседание прошло в новом здании Центрального военно-морского музея – отреставрированном и приспособленном под музей памятнике истории и архитектуры «Крюковские казармы» в Санкт-Петербурге под руководством председателя Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслава Попова. Основная тема – развитие сети морских музеев в России. Известно, что по числу морских музеев наша страна, к сожалению, очень сильно отстаёт от ведущих морских держав. Это же касается и оснащения музеев. Морская мощь страны должна быть представлена ярко, в том числе в виде музейной сети.

– Мы надеемся на помощь государства в развитии уже существующих крупных учреждений, хранящих морское наследие России (Центральная военно-морская библиотека, Центральный военно-морской архив, Российский государственный архив ВМФ, Центральный военно-морской музей, Музей Мирового океана, музеи Балтийского, Черноморского, Северного, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии, Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, Государственный Северный морской музей в Архангельске). Но также рассчитываем и на создание новых крупных музейных центров в регионах, – говорит начальник Центрального военно-морского музея Андрей Лялин.

Другой важный вопрос – это сохранность музейного фонда.

В России очень много небольших ведомственных музеев при судостроительных заводах, конструкторских бюро, институтах и пр. Большинство из этих организаций, созданных ещё при советской власти и даже много ранее, сейчас стали частными. Соответственно, и музеи, отражающие историю отечественного судостроения, оказались в распоряжении новых собственников без всяких обременений. Какова может быть судьба уникальной коллекции при очередной смене собственника? Именно так были утрачены коллекции многих ведомственных музеев, другие находятся в поле большого риска.

На заседании Межведомственной комиссии также будет уделено внимание и вопросу сохранности исторического флота России. Пусть не на бескрайних океанских просторах, а у городской набережной, эти «ветераны» ещё способны нести вахту и приносить пользу обществу. Ярким примером тому могут служить судьбы ледоколов «Красин» и «Ленин», крейсера «Авроры», сторожевого корабля «Красный вымпел»… Перечень существующих сегодня судов-музеев, увы, невелик. Поэтому так важна работа по определению перспективных судов, внесению выявленных новых объектов в общий реестр морского наследия. Музей – это высшая степень признания заслуг корабля. Но всякий ли корабль может стать музеем?

Сохранять для потомков надлежит уникальные, единственные в своём классе суда, корабли с богатой событиями биографией. Такие, как плавмаяк «Ирбенский», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», научно-исследовательское судно «Академик Александр Несмеянов», ветеран дореволюционного флота аварийно-спасательное судно Черноморского флота России «Коммуна», первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол». Если Министерство обороны сегодня готово передать плавмаяк «Ирбенский» муниципальному образованию Кронштадского района Санкт-Петербурга, то это решение при обоюдном согласии сторон спасло бы уникальное судно. Передача на баланс субъектам Российской Федерации может стать одним из возможных вариантов устройства дальнейшей судьбы любого отслужившего свой срок корабля.

Сохранять суда возможно, и не изменяя их ведомственной принадлежности. Для новороссийских мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», навечно ставший на якорь у городской набережной.

Решением Главнокомандующего ВМФ в целях развития сети культурно-досуговых учреждений Черноморского флота на российском побережье и для усиления военно-патриотического воспитания молодёжи и жителей Краснодарского края на флоте была организована работа по созданию в Новороссийске филиала Музея Черноморского флота РФ на базе крейсера «Михаил Кутузов». 28 июля 2002 года крейсер «Михаил Кутузов» бросил якорь у новороссийской набережной и продолжил служить родине как корабль-музей.

Но есть и другие примеры использования ушедших в запас кораблей. Незавидной оказалась судьба тяжёлого авианесущего крейсера «Минск». В конце 1995 года, после 16 лет службы в составе ВМФ СССР, «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. В дальнейшем авианосец был перепродан китайской компании. А в 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка в Шэньчжене. С марта 2006 года авианосец регулярно выставляется на китайских аукционах как дорогой и экзотический лот.

Сегодня ожидает решения своей дальнейшей судьбы легенда отечественного судостроения, ветеран дореволюционного флота аварийно-спасательное судно типа катамаран «Коммуна». Несмотря на внушительный возраст, «Коммуна» периодически принимает участие в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы Черноморского флота России. Однако впору задаться вопросом о дальнейшей судьбе судна: превратится ли оно в очередной китайский аттракцион или станет ещё одной достопримечательностью России.

Вполне возможно, что серьёзным инструментом решения вопросов станет разработка межведомственной стратегии развития морских музеев в России.

– Такая стратегия может чётко обозначить перспективные цели и задачи развития сети музеев, наметить формы работы и регионы для развития морских музейных проектов, – говорит секретарь Международной ассоциации «Морское наследие России», заместитель директора по науке филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол “Красин”» Павел Филин.

Алексей Буданов

Также по теме

Новые публикации

«Русский мир» поинтересовался у российских детских писателей – победителей и призёров премии «Большая сказка», которую в декабре вручили в пятый раз, – какие сказки востребованы  современными детьми и их родителями и нужны ли патриотические книги для подрастающего поколения.
Традиционная в России благотворительная акция «Ёлка желаний» в этом году прошла на Кипре в два этапа. Первый раз – в День Конституции РФ и второй 23 декабря. Киприоты, российские соотечественники исполнили желания детей из Донбасса и приграничных к нему Курской, Белгородской и Брянской областей.
Конец декабря – пора предновогодних мероприятий, где всем хочется выглядеть безупречно. Как известно, встречают по одёжке, а провожают по уму, поэтому сегодня разберём гардероб с точки зрения грамотного употребления названий предметов одежды.
Завершил свою работу цикл научно-практических семинаров для русистов зарубежья, которые были организованы Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) по заказу Министерства просвещения России. В мероприятиях приняли участие преподаватели из 77 стран мира.
Российская образовательная система с каждым годом принимает всё больше иностранных студентов. В уходящем 2024-м в нашей стране обучались 378 тыс. иностранцев из 190 стран, что на 20 тыс. больше, чем в прошлом году. А к 2030 году, как ожидается, число студентов из других стран должно достичь цифры в 500 тыс.
В Венгрии и сегодня поют песни Владимира Высоцкого, проводят конференции и фестивали его памяти. Лучше других об этом знает педагог и исследователь творчества русского барда Петер Вицаи, который изучает, переводит и издаёт Высоцкого на венгерском языке с 1990-х годов.
Картины Карла Брюллова нередко путают с итальянскими полотнами его современников – тёплые тона и глубокие яркие контрасты, драматизм, излучающие свет лица красавиц. Но Брюллов родился в Санкт-Петербурге, а образование получил в Императорской Академии художеств. 23 декабря 2024 г. исполняется 225 лет со дня рождения художника.