EN

Культурный закон

13.07.2011

Широкое обсуждение законов о полиции и об образовании дало повод для витка очередной дискуссии относительно закона о культуре. Концепция закона обсуждалась на парламентских слушаниях в апреле 2010 года. Проект был написан и отправлен в регионы, в том числе главам учреждений культуры. Ключевые положения проекта, сообщают его разработчики, прошли обсуждение с деятелями культуры, специалистами Министерства культуры, органов государственной власти субъектов РФ и учреждений культуры, представителями общественности. На днях состоялась общественная презентация законопроекта. Он обсуждался в Общественной палате.

Действующие сейчас Основы законодательства Российской Федерации о культуре, которые принимались в 1992 году, ещё до вступления в силу Конституции РФ, устаревают. В своё время они действительно были документом эпохальным. Но совершенствование отечественного законодательства не могло не отразиться на исключительно культурных порывах Основ. Главным результатом стало практически полное игнорирование магической цифры, прописанной в этом законодательном акте: на культуру должно выделяться не менее двух процентов федерального бюджета и не менее шести – регионального. Появился Бюджетный кодекс, оформилось налоговое законодательство, и по традиции о культуре забыли. Поэтому и разговор о новом законе ведётся уже не первый год – как минимум с начала 2000-х. И вот разговор, кажется, начинает переходить в практическую плоскость. Год назад Комитет Госдумы по культуре провёл парламентские слушания по концепции проекта нового закона. В начале этой недели презентация самого проекта прошла в Общественной палате РФ.

– Этот проект призван отразить новое понимание культуры, соответствующее реалиям XXI века, и изменить отношения к культуре как со стороны государства, так и со стороны граждан, – говорит один из разработчиков законопроекта председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. – Законопроект раскрывает понятия «единого культурного пространства», «культурного разнообразия», «культурной среды», уточняет содержание конституционных прав человека в сфере культуры, в том числе предусматривает механизмы реализации права на участие в культурной жизни и права на художественное образование, закрепляет основные принципы деятельности государства в сфере культуры, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры.

Законопроект разрабатывался депутатами совместно с Российским институтом культурологии. Самое главное – в тексте зафиксирован новый понятийный аппарат, куда вошли, кажется, все появившиеся в последнее время в международных правовых актах и рекомендациях ЮНЕСКО сочетания со словом «культура»:«культурное пространство», «культурное разнообразие», «культурное сообщество», «культурные ценности» и «культурное наследие», в том числе нематериальное.

Так, например, понятие культурного сообщества зафиксировано в тексте как «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определённой культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни».

Из этих понятий в свою очередь проистекает раскрытие конституционных прав человека в сфере культуры: права на участие в культурной жизни, на культурную самобытность, художественное образование. Гарантировать реализацию всех этих прав должны органы государственной власти, которые, как прописано в законе: создают новых и поддержание деятельности старых организаций культуры, сохраняют бесплатное использование библиотек и льготное для отдельных категорий граждан – музеев, театров, кинозалов, занимаются поощрением деятельности в сфере культуры (гранты).

«В Российской Федерации устанавливаются государственные минимальные социальные стандарты в сфере культуры – единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных услуг в сфере культуры гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан в сфере культуры, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации», – сказано в законопроекте.

Отдельная глава посвящена творческим работникам и творческим союзам – темам, также давно обсуждаемым в профессиональном сообществе. Причём ещё в общих главах проекта закона говорится о свободе творчества и принципе невмешательства органов власти в творческую деятельность.

При этом государство должно поддерживать все культурные связи, возникающие не только внутри страны, но и за её пределами.

В специальной главе прописываются виды деятельности в сфере культуры. В очередной раз закрепляется принцип, по которому все государственные программы и проекты должны проходить «культурную экспертизу», а главы субъектов и муниципалитетов оцениваться по принципу их заинтересованности в повышении культурного уровня местного населения.

Внимания заслуживает глава о финансово-экономическом регулировании. Согласно законопроекту, кроме собственно бюджетного финансирования, государство должно принимать и другие меры «экономического обеспечения сохранения и развития культуры в Российской Федерации»: предоставление налоговых льгот, субсидий и грантов; кредитование сферы культуры, установление особенностей ценообразования и предоставления услуг в сфере культуры. «В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития культуры государство законодательно регулирует предоставление налоговых и иных льгот и преимуществ организациям культуры, предусматривает систему предоставления налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным физическим и юридическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие культуры в Российской Федерации», – сказано в законопроекте. Здесь же говорится о мерах по стимулированию благотворительной деятельности и механизмах частно-государственного партнёрства в сфере культуры.

– Главное, что мы хотим сделать этим проектом, – изменить отношение к культуре и зафиксировать в законодательстве тот факт, что культура – это не только государственные и муниципальные учреждения культуры, это более широкий пласт жизни. Это и частные инициативы, и проекты, и вообще весь образ жизни, которые ведут граждане нашей страны, – отметил председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.

– Закон о культуре нужен для того, чтобы все поняли, что нам нужна культура, поэтому затягивать с его принятием нельзя, – поддержала его член комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.

Михаил Швыдкой считает, что в законопроекте ещё не хватает новеллы, связанной с русским языком и русской культурой. И такая новелла вполне может быть внесена в данный проект. «Понимаю, что это очень деликатная вещь, что Россия – многонациональное государство, понимаю, что сегодня этот вопрос достаточно обострён, но если мы говорим об идентичности нации, то идентичность нации будет основываться всё-таки на русском языке и русской культуре», – цитирует  слова  специального представителя президента по международному и культурному сотрудничеству ИА REGNUM.

«Все замечания, собранные по итогам обсуждения, будут учтены в дальнейшей работе над законопроектом», – заверил Ивлиев. Итоговый текст, по его словам, появится в сентябре. Планируется, что он будет отдан президенту РФ, после чего пройдёт стадию широкого общественного обсуждения и ещё до парламентских выборов будет внесён в Государственную думу.

С текущим текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.

Мария Токмашева

Также по теме

Новые публикации

Стоит ли читать русскую классику сегодня? Что она может дать современному юному читателю? Как справляться с трудностями, которые поджидают читателя на каждой странице классического текста? На портале «Образование на русском» размещён новый проект Института Пушкина по обучению чтению художественной литературы.
Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказала о новых международных проектах Музеев Московского Кремля, о только что открывшейся выставке в Пекине и о том, почему так востребованы музейные проекты, посвящённые еде и традициям национальной кухни.
Величие Карла Брюллова и его знаменитого полотна «Последний день Помпеи» стало ближе как никогда. К юбилею русского живописца итальянцам предоставили уникальную возможность буквально «заглянуть внутрь» его шедевра. Современные технологии позволили зрителям не только рассмотреть детали картины, но и оказаться в самом центре извержения Везувия, а также узнать больше о жизни художника, чья судьба тесно переплетена с Италией.
«Какого же было моё удивление…», «Какого ваше самочувствие?» – эти и подобные им ошибочные высказывания в последнее время, увы, встречаются всё чаще. Очевидно, их авторы полагают, что написание каково является неправильным.
Мы живём в такое время, когда новые слова появляются в русском языке даже не десятками и сотнями, а тысячами. Мы придумываем смешные слова, чтобы преодолеть страх перед неизвестной болезнью. Защищаемся новыми словами от людей, которые нам неприятны. И параллельно вступаем в дискуссии с искусственным интеллектом, который начинает диктовать нам свои правила общения.
После восстания Булавина в 1708 году отряд казаков в несколько тысяч сабель под командованием атамана Игната Некрасова ушёл от царских войск сначала на Кубань, а затем в Турцию. Здесь казаки осели, основав несколько поселений. В 1962-м, после 250 лет жизни на чужбине, большинство некрасовцев вернулось в Россию.
В то время как в большинстве видов спорта высоких достижений продолжает действовать запрет на участие россиян (хотя и здесь есть подвижки), спортсмены-любители выходят на международную арену и часто добиваются успеха.
В русском языке управление подразумевает подчинение одного компонента словосочетания другому, причем в определённом падеже. Но тут возникают трудности: достигнуть желаемого или желаемое? Жаждать власти или власть? Просить денег или деньги?