EN

Как поделить наследие Андрея Рублёва? Государство и Церковь в поисках компромисса

07.04.2010

Андрей Рублёв. \

Светлое Христово воскресенье стало поводом для встречи премьер-министра Владимира Путина с Патриархом Кириллом. Поводом концептуальным в свою очередь стал вопрос о передаче объектов религиозного назначения в собственность религиозным организациям. В данном случае Русской православной церкви – как потенциально самому крупному собственнику.

Давно обсуждаемый законопроект вроде бы полностью подготовлен, так что данную встречу главы Правительства и предстоятеля РПЦ, по сути, можно считать официальным началом реформы, в преддверии которой Патриарх Кирилл говорил о том, что все проблемы и споры надуманы, а премьер-министр Путин заметил, что за «объектами религиозного назначения» скрываются целые учреждения – музеи, например.

На столь высоком уровне именно проблема переселения многих учреждений в связи с предстоящей сменой собственника поднималась впервые. До этого о том, что музеям требуются новые современные площади, говорил разве что министр культуры, но не на совещаниях в Белом Доме, а исключительно в беседах с журналистами.

О судьбах переселяемых музеев можно было прочитать в подготовленных Минкультуры ответах для депутатов в рамках «правительственного часа» с Александром Авдеевым. В ответах этих, в частности, говорилось, что филиалу ГИМ в Новодевичьем монастыре будут предоставлены помещения «памятников истории и культуры Николаевской военной богадельни в городке им. Баумана в Измайлово», куда музей и должен переехать до начала следующего года. В музейном сообществе поговаривают, что предоставленные ГИМ помещения далеки от идеальных, и даже до необходимых, для хранения экспонатов показателей.

Активно распространяются слухи о скорейшей передаче Высоко-Петровского монастыря, где находится Государственный литературный музей, и церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле (Государственный музей искусств народов Востока). Но, как утверждают в Министерстве культуры Российской Федерации, ни один из этих объектов передан не будет, пока для учреждений культуры не найдётся равноценного помещения.

«Выселить учреждение легко, а заблаговременно построить для него необходимое сооружение, современно оборудованное здание – сложно», –ближе к концу встречи сформулировал мысль Владимир Путин и привёл в пример исторический архив в Санкт-Петербурге, для которого были созданы «уникальные по своим техническим возможностям условия существования, развития и использования имеющегося материала». Но это, как точно заметил премьер, «происходит далеко не всегда». Похоже, и на уровне идеологов реформы пришло осознание того, что музейщики беспокоятся именно за сохранность собственных учреждений, а следовательно, за должное хранение самих экспонатов.

«Музейных работников можно понять потому, что они тоже хотят, чтобы всё решалось разумно, взвешенно», – отметил Владимир Владимирович после того, как Патриарх Кирилл высказал своё мнение о законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении в специально созданной для поведения данной реформы Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России.

О том, какой же всё-таки вариант подготовлен для внесения в Государственную думу, сказать пока не может никто. Но, как поговаривают осведомлённые источники, вопросы сохранения культурного наследия в законопроекте решены в лучшем случае ссылками на ныне действующие законы. Не исключено, что депутатам удастся внести кое-какие коррективы в законопроекты, но вряд ли он может измениться кардинально. Тем более что РПЦ, по словам патриарха, «закон в том виде, в каком он подготовлен Минэкономразвития, устраивает»: «Может быть, есть какие-то детали, о которых бы следовало ещё поговорить, но сам по себе закон очень положителен».

Если верить главе РПЦ, то никакой «фактической проблемы не существует. В каждом конкретном случае, обе стороны очень тщательно подходят к решению вопросов». Но «конкретные случаи» безответственного перед потомками пользования произведениями искусства в культовых целях вопиющи – именно истории и с Соловками, и с Рязанским кремлём, и с Псковским музеем-заповедником поделили общество на сторонников и ярых противников так называемой «церковной реституции».

Считается, что данный термин не уместен для обозначения готовящейся реформы. И действительно, если следовать нормам права международного, то реституция в основном связана с военными действиями: возвращением имущества, «неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории другого государства, являющегося его военным противником».

Но основной мотив передачи собственности религиозным организациям, и в первую очередь, конечно, Русской православной церкви, – это всё-таки искупление грехов прошлого. «Мы должны исходить из исторической справедливости, – отмечает на встрече с патриархом Владимир Путин, – из потребностей религиозных организаций».

Сторонники передачи собственности вспоминают декрет Совнаркома 1918 года, объявивший «народным достоянием» «все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ». Противники стремительной и масштабной передачи напоминают о том, что далеко не всё, что сегодня можно отнести в «объектам религиозного назначения», до 1918 года принадлежало религиозным организациям.

Вот и премьер-министр говорит: «Мы аккуратно должны разбираться с прошлым, с тем, чтобы все наши действия, направленные на достижение этой справедливости, не привели к каким-то негативным последствиям, не разрушили бы то, что сложилось на сегодняшний день».

Патриарх Кирилл меж тем вроде бы тоже выступает за аккуратность в отношениях с прошлым. «Вчера я посетил Музей имени Андрея Рублёва, – рассказывал на встрече с Путиным глава РПЦ, – познакомился с экспозицией и задал такой риторический вопрос директору: "Ну, как вы думаете, возможно ли взять и разделить всю эту экспозицию и все иконы раздать по церквам?" Экспозиция, которая собиралась долгие годы и сама по себе, по своей целостности представляет большое значение. Никто же ведь не будет идти таким путём».

«Но это не значит, что, как нам кажется, в монастырях должны быть светские учреждения до бесконечности, что иконы должны находиться в запасниках, когда есть возможность их использовать по прямому назначению, – сразу же продолжил Патриарх. – Необходимо сбалансировано учитывать и одни, и другие интересы. Церковь никогда не преследует узко цеховых интересов. Она не имеет права ставить пред собой только цеховые задачи. Она должна заботиться о народе и об обществе».

Позиция премьер-министра, равно как и последние заявления Патриарха свидетельствуют о том, что Церковь, в последнее время активно поддерживаемая государством, как будто готова перейти на общение не посредством риторических вопросов, а на спокойный конструктивный диалог с музейным сообществом, которое, кстати, тоже является частью общества.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Министерство образования Украины продвигает законопроект № 12086 о полном запрете использования русского языка в школах даже во внеурочное время. За невыполнение учителям и родителям грозят штрафы.
Твёрдый знак, как известно, звуков не даёт, поэтому некоторым он кажется настолько лишним, что его даже предлагают упразднить или на крайний случай заменить на мягкий знак. Есть ли для этого основания?
Что объединяет почти двести народов, живущих в России, с самой разной историей, принадлежащих к различным религиозным направлениям? Ответы давались разные, но в одном выступающие были единодушны: Россия – уникальная страна, в которой накоплен огромный опыт сосуществования народов.
Анна Верная, руководитель Русского культурного центра на Аляске, живёт в Анкоридже с 2001 года. На протяжении 90-х и 2000-х она активно строила мосты дружбы между Россией и США, но и сейчас не опускает руки. Главное в работе центра – сохранение истории русской Аляски.
«Праобраз матрёшки – японская игрушка», «Фанаты нашли праобраз героя…» В этих новостных заголовках допущена одна и та же орфографическая ошибка, причиной которой является незнание авторами различий в семантике приставок пра- и про-.
Родители жительницы Мельбурна Наталии Николаевой-Заика, родившись в Харбине, за всю жизнь  ни разу не посетили родины предков, но передали дочери любовь к русской культуре. Живя в Китае и Австралии и посещая Россию, Наталия Николаевна собрала несколько уникальных коллекций русского искусства, ремесёл и русского народного костюма.
В суффиксах таких глаголов, как исслед(о/ы)вать, затм(и/е)вать, загляд(ы/о)вать и т. п., гласные находятся в слабой позиции, что приводит к ошибкам в написании. Повторим алгоритмы, позволяющие выбрать верную букву.
Русские военно-исторические реконструкторы возвращаются на большие фестивали, в том числе недружественных стран. Военные историки, воскрешающие подразделения русской и советской армий Первой и Второй мировых войн, уверяют, что наши мундиры и флаги можно снова увидеть на самых престижных исторических площадках.