Русская Бельгия. Часть II
После событий 1917 года и гражданской войны эмиграция из России в Бельгию приобрела исключительно политический антибольшевистский характер. В Бельгию бежало около десяти тысяч русских изгнанников, а сама страна отныне стала одним из центров русской военной и политической эмиграции белого движения.
Именно в Бельгии в разные периоды жили признанные лидеры русской, в первую очередь военной, эмиграции. Так, в 1920–1922 годах в Брюсселе нашел временный приют бывший главнокомандующий Добровольческой армии, а затем Вооруженными Силами Юга России генерал А.И. Деникин. Несмотря на тяжелое материальное и моральное положение, бельгийский период эмиграции Деникина стал довольно продуктивным в плане литературной работы. В это время бывший главнокомандующий заканчивает и публикует на русском языке первый том своего фундаментального труда «Очерки русской смуты», а также завершает рукопись второго тома своей работы[1].
В 1920-х годах в Брюсселе жил и скончался еще один крупнейший деятель белого движения – барон П.Н. Врангель. Именно здесь, в Бельгии, 1 сентября 1924 года бывшим Главнокомандующим белой армией был основан Русский обще-воинский союз (РОВС) – старейшая российская военная антибольшевистская организация, созданная в эмиграции для продолжения дела белого движения*. Существовали в Бельгии и другие политические и военные организации русских эмигрантов: Синдикат русских трудящихся христиан в Бельгии, Союз офицеров в городе Льеже и т.д.[2].
И все же центром русской послереволюционной эмиграции в Бельгии стала не какая-либо военно-политическая организация, а православная церковь. Первый русский православный храм появился в Бельгии еще в начале XIX века: в 1816 году принц Вильгельм Оранский (наследник трона Нидерландов, частью которых в то время была Бельгия) женился на сестре российского императора Александра I Анне Павловне. Последняя устроила в своем дворце в Брюсселе православную часовню, которая, однако, прекратила свое существование после бельгийской революции 1830 года*.
Только во второй половине XIX века в Бельгии появилось первое постоянное место совершения православного богослужения. В 1862 году при Российском посольстве в Брюсселе в качестве домовой церкви русского посланника была основана часовня святителя Николая. С 1875 года приход был принят в ведение Министерства иностранных дел Российской империи под наименованием «Церковь Императорской российской миссии в Брюсселе»[3].
После революции и гражданской войны в России жизнь русской православной общины Бельгии по известным трагическим причинам чрезвычайно оживилась. Православные храмы, воспринимаемые многими эмигрантами как единственная связь с потерянной Родиной, стали центрами, объединившими вокруг себя русских беженцев. По всей Бельгии стали открываться новые православные приходы; в 1920–1930-х годах устроенные в обычных домах, подвалах и гаражах, русские приходы были открыты в большинстве крупных бельгийских городов (Антверпене, Шарлеруа, Льеже, Генте и т.д.) и окормлялись священниками, вышедшими из среды самой эмиграции[4].*
Забегая вперед, отметим, что в настоящее время Брюссельско-Бельгийская Архиепископия Русской Православной Церкви насчитывает почти два десятка приходов, среди которых приходы при Свято-Никольском кафедральном храме в Брюсселе, храме Рождества Христова в Антверпене и другие[5]. Ситуацию с русским православием в Бельгии сегодня можно оценить как хорошую. Бельгийские власти проявляют благожелательность по отношению к православию – в 1985 году православие в Бельгии было признано официальной конфессией[6].
Но так было далеко не всегда. Вторая мировая война и оккупация Бельгии в 1940 году войсками Третьего рейха стала для православных общин тяжелым испытанием. Наряду с подлинными патриотами и активными участниками сопротивления (такими, к примеру, как архиепископ Александр (Немоловский), арестованный в 1940 году и вывезенный в Германию), некоторая часть русской эмиграции восторженно встретила приход Гитлера к власти, наивно полагая, что тот освободит Россию от большевизма. Несколько православных приходов в Антверпене, Генте, Лувене прекратили свое существование, другие же смогли сохранить общины и пережили трудные военные годы[7].
Вообще, Вторая мировая война сыграла определенную роль не только в жизни русского православия в Бельгии, но и в развитии российской диаспоры в этой стране в целом. В первой половине 1940-х годов в Бельгии сложилась та же уникальная ситуация, которая была характерна для многих других стран, в которых осели русские эмигранты первой волны и которые в ходе войны были захвачены державами «оси». В оккупированной немцами Бельгии при столь трагических обстоятельствах встретились две России: «красная» в лице советских военнопленных, и «белая» – эмигрантская.
Следует отметить, что большинство наших соотечественников, будь то эмигранты или пленные советские солдаты, мужественно сражались с врагом*. В партизанском движении в Бельгии принимали участие около полутысячи советских граждан, бежавших с подневольных работ на шахтах и промышленных предприятиях, а также русских эмигрантов, пополнивших ряды Движения Сопротивления. В августе 1943 года на северо-востоке бельгийской провинции Лимбург была создана российская партизанская бригада «За Родину!» во главе с подполковником Красной Армии К. Шукшиным, которая осенью 1944 года участвовала в освобождении Брюсселя и в боях под Антверпеном. Кроме того, под руководством Н. Зубарева в Арденнах сражался еще один русский отряд численностью 10-12 человек, а сам Зубарев был награжден тремя медалями Фронта независимости Бельгии[8].
Говоря о борьбе с немецкими оккупантами в Бельгии, разумеется, нельзя не упомянуть о героическом подвиге представительницы первой послереволюционной волны русской эмиграции Марии Шафровой-Марутаевой. В период немецкой оккупации Бельгии молодая, но мужественная русская женщина вступила в ряды движения Сопротивления и в декабре 1941 года на центральной площади Брюсселя убила майора немецкой армии. В ответ нацисты арестовали 60 бельгийских граждан в качестве заложников и объявили, что все они будут расстреляны, если убивший офицера человек в течение семи дней не явится в военную комендатуру. Стремясь спасти жизни заложников, Шафрова-Марутаева заявила, что это она совершила акт возмездия за нападение нацистской Германии на ее Родину – Советский Союз и явилась в комендатуру, где убила еще одного немецкого офицера и оказала сопротивление армейскому патрулю, пытавшемуся ее схватить. Несмотря на то, что ее родители бежали именно от большевистской революции, Шафрова-Марутаева перед казнью заявила, что «счастлива отдать жизнь за Родину, за советский народ»[9].*
Вплоть до сегодняшнего дня бельгийцы чтут память бывших советских военнослужащих, похороненных в годы Второй мировой войны на территории их страны. Из 265 российских соотечественников, навсегда оставшихся в бельгийской земле, определены могилы 184 человек и установлены 34 безымянные могилы. Продолжается работа по поиску других захоронений, числящихся в архивных материалах. Не столь давно на кладбище Нидрум в общине Бученбах Немецкоязычного сообщества Бельгии был открыт памятник и установлены 28 могильных плит на месте захоронения советских военнопленных, которые были пригнаны на работы в этот район Бельгии и погибли. При этом памятник в Нидруме – уже седьмой в местах захоронений советских воинов в Бельгии; до этого были установлены подобные монументы в городах Комблен-о-Пон, Маршь-енн-о-Пон, Генк, Лувен, Льеж и Намюр[10].
После войны русская диаспора вернулась к своей привычной жизни; количество советских солдат, оставшихся после войны в Бельгии, оказалось незначительным. В годы «холодной войны» отношения между Советским Союзом и Бельгией, вошедшей в ряд военно-политических блоков Запада, были достаточно напряженными; двусторонних контактов было мало, а эмиграция из СССР в Бельгию – единичной.
И все же во второй половине в XX веке россияне вписали немало славных страниц в историю бельгийской культуры и науки. Можно упомянуть, например, выдающегося ученого-физикохимика, лауреата Нобелевской премии по химии 1977 года Ильи Романовича Пригожина, долгое время жившего в Бельгии, а в 1982 году ставшего иностранным членов Академии наук СССР, а также художницу Галину Серебякову. Русские инженеры возглавляли проектирование и строительство «Атомиума» – увеличенной в миллиарды раз молекулы железа, установленной в Брюсселе во время работы Всемирной выставки 1958 года. С тех пор это сооружение является символом и визитной карточкой европейской столицы – Брюсселя[11].
Распад Советского Союза в 1991 году создал новую геополитическую реальность и одновременно вызвал новую масштабную волну российской эмиграции в Бельгии, резко увеличив число русскоязычной диаспоры. Как следствие в 1990-е годы в результате смешения двух волн российской эмиграции – старой послереволюционной и новой постсоветской – в Бельгии сформировалась русскоязычная диаспора в том виде, в котором она существует и поныне.
В последние пятнадцать лет в отношениях между Россией и Бельгией действительно многое изменилось, теперь их с уверенностью можно охарактеризовать как весьма и весьма плодотворные. В 1999 году, например, в Бельгии широко отметили двухсотлетие А.С. Пушкина, а кульминацией торжеств стало открытие памятника гениальному русскому поэту на одной из центральных площадей Брюсселя, которая стала отныне носить имя Пушкина[12].
Современная русская диаспора в Бельгии, насчитывающая около 50 тысяч человек, неплохо организована. В стране действует несколько десятков организаций русской диаспоры, уже не первый год сотрудничающих друг с другом в рамках Координационного совета.
Существуют в Бельгии и достаточно благоприятные условия для изучения русского языка и культуры. Причем, основными центрами распространения русского языка являются крупнейшие и старейшие в стране Гентский, Брюссельский свободный и Лувенский католический университет, где имеются сильные кафедры славянских языков и налаженные связи с образовательными учреждениями России; в последнее время к этому процессу все активнее подключаются и другие высшие учебные заведения[13].
Позитивную роль в пропаганде русского языка и культуры играют организации и ассоциации наших соотечественников – Союз советских граждан в Бельгии, Европейское русское сообщество, Бельгийская ассоциация русских школ, Союз русских дворян в Бельгии, ассоциация «Русское слово», Ассоциация «Витязи», Бельгийско-русский культурный клуб, а также различные частные некоммерческие организации культурной направленности, созданные в бельгийских городах бывшими гражданами России и СССР[14].
Надо отметить, что особую роль в жизни российской диаспоры в Бельгии играет посольство Российской Федерации в Бельгии, Российский Центр науки и культуры а также Брюссельско-Бельгийская Архиепископия Русской Православной Церкви. Вот уже несколько лет российские официальные учреждения заключают с организациями российской диаспоры Протокол о сотрудничестве, в рамках которых содействуют созданию в Бельгии русскоязычных школ для выходцев из России и стран СНГ, оказывают методическую и консультативную помощь уже созданным школам. Силами посольства, церкви и организаций диаспоры в Бельгии проводятся различные мероприятия для наших соотечественников, такие как празднование государственных памятных дат России, конференции по правовому положению соотечественников, фестиваль «Русская весна в Брюсселе» (включающий выставки русской иконописи, картин художников и произведений прикладного искусства), возложение венков на могилы погибших в Бельгии в годы войны советских граждан, организуются концерты, фотовыставки, работает киноклуб «Шедевры советского и российского кинематографа» и т.д.[15].
При поддержке посольства России в январе 2008 года ассоциацией «Европейское русское сообщество» в Брюсселе был открыт первый в Европе Информационно-правовой центр российских соотечественников, выпускается информационный бюллетень, ежегодно проводятся всебельгийские конференции соотечественников. Особое внимание уделяется реализации Государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников в Россию[16].
Можно согласиться с мнением посла России в Бельгии В.Б. Лукова, что русскоязычная община в Бельгии – важная составная часть бельгийского общества, имеющая достойную уважения историю. При этом посол отметил, что «посольство будет и далее в сотрудничестве с бельгийскими властями делать все необходимое, чтобы создать для русскоязычной диаспоры благоприятные условия для работы и жизни, для неукоснительного соблюдения законов Бельгии… Однако интересы российской диаспоры отнюдь не исчерпываются стремлением полнее интегрироваться в бельгийское общество. Не менее важна реализация и двух других естественных и законных потребностей любой диаспоры – самоорганизации и сохранения своих исторических, культурных корней»[17].
В заключении следует отметить, что сегодня помощь российской диаспоре в Бельгии стали оказывать и новые игроки в благородном деле поддержки соотечественников за рубежом. Так, 16 марта 2008 года в Российском центре науки и культуры в Брюсселе состоялась встреча европейского представителя недавно созданного фонда «Русский мир», настоятеля Свято-Никольского кафедрального храма Брюссельско-Бельгийской епархии протоиерея Антония Ильина с представителями организаций российской диаспоры в Бельгии, директорами русских школ, лидерами культурных и образовательных проектов, представителями приходов Русской Православной Церкви. Встреча была посвящена теме «Практические аспекты взаимодействия диаспоры с фондом «Русский мир»: поддержка проектов и политика Фонда по предоставлению грантов»[18].
Как видно, Россия не собирается оставлять своих соотечественников даже там, где условия жизни соответствуют всем признанным западным стандартам. Ведь духовная связь с Родиной – это, пожалуй, бесценное право нашей российской диаспоры, будь то затерянная страна Африки или преуспевающая западноевропейская Бельгия.
Кандидат исторических наук
Александр Наумов
[1] Панов Д.Н. Жизнь А.И. Деникина в эмиграции: первый бельгийский период (август 1920–май 1922 года) // Мининские чтения. Материалы научной конференции. Нижний Новгород, 2003. С.158-159.
* Созданный из чинов белых армий РОВС объединял около 30 тысяч человек. Официально возглавляемая Великим князем Николаем Николаевичем, эта организация являлась стержнем довоенной эмиграции и, в какой-то мере, хранительницей традиций русской государственности. В сущности, это была армия, переведенная на гражданское положение, рассеянная по многим странам, но сохранившая дисциплину, чтобы «по первому зову» продолжить борьбу.
[2] Подробнее см. Окороков А.В. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации 1920–1990 гг.
* Сейчас в этом здании располагаются бельгийские Академии наук и литературы.
[3] См. Русские эмигранты в Бельгии между двух войн // Страна cинeй птицы. Русские в Бельгии, под ред. Е. Ваегеманса М., 1995. C. 120; Модель С. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге //Россия в красках // http://ricolor.org/journal/10/zarubejie/1.
[4] Модель С. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге //Россия в красках // http://ricolor.org/journal/10/zarubejie/1.
* Некоторые из них, например Георгий Тарасов и Павел Голышев, заняли впоследствии высокие церковные посты, став архиереями, соответственно, во Франции и СССР.
[5] Карелин В.А. Ук. соч. С. 64-65; Модель С. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге //Россия в красках // http://ricolor.org/journal/10/zarubejie/1; Митрополит Кирилл и посол Бельгии обсудили вопросы, связанные с жизнью приходов Русской Православной Церкви в этой стране // Патриархия.ru // http://www.patriarchia.ru/db/print/221736.html.
[6] Модель С. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге // Россия в красках // http://ricolor.org/journal/10/zarubejie/1.
[7] Там же.
* Как известно, начало Великой Отечественной войны в 1941 году внесло раскол в послереволюционную эмиграцию из России. Так, некоторые деятели РОВС активно сотрудничали с немцами, однако многие видные чины белых армий (например, уже упоминавшийся генерал Деникин) однозначно выступили против поддержки нацистов в советско-германской войне и отказались сотрудничать с оккупантами.
[8] См. Тюрин Д. Советские партизаны в Бельгии // Russkie.org // http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=4118; Дембицкий Н. Они партизанили вдали от Родины // http://www.russedina.ru/frontend/heading/history?id=1132.
[9] Цит. по В Брюсселе почтили память героини бельгийского Сопротивления Марии Шафровой-Марутаевой // Посольство Российской Федерации в Бельгии // http://www.belgium.mid.ru/press/098_ru.html.
* После войны по решению бельгийских властей останки Шафровой-Марутаевой были доставлены из Германии и перезахоронены 25 мая 1947 года с почестями, отдаваемыми национальным героям, на кладбище брюссельской коммуны Иксель. По указу бельгийской королевы Элизабет героиню посмертно наградили высшим национальным орденом. Советское правительство в свою очередь за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 6 мая 1978 года посмертно наградило бельгийскую подданную Марию Шафрову-Марутаеву орденом Отечественной войны первой степени.
[10] Карелин В.А. Ук. соч. С.60-61.
[11] Знаменитый брюссельский Атомиум отмечает полувековой юбилей // RUS.nl.Бельгия // http://www.rus.nl/rus/news/default.asp?Profile=news&NewsID=14653&LandID=2&CatID=6.
[12] Карелин В.А. Ук. соч. С.63-64.
[13] Жизнь российской диаспоры за рубежом – Бельгия // Русский век // http://www.ruvek.ru/diaspora-belgium.html.
[14] Справочник российского соотечественника. М., 2006. С. 26; Посольство Российской Федерации в Бельгии. Выступления посла России в Бельгии В.Б. Лукова на конференции соотечественников // http://www.belgium.mid.ru/press/posol_r_012.html.
[15] О подписании Протокола о сотрудничестве между Посольством России в Бельгии, Российским центром науки и культуры (РЦНК), организациями российской диаспоры в Бельгии и Брюссельско-Бельгийской Архиепископией Русской Православной Церкви // Посольство Российской Федерации в Бельгии // http://www.belgium.mid.ru/press/063_ru.html.
[16] В Брюсселе открылся центр правовой помощи российским соотечественникам // Вести.Ru // http://www.vesti.ru/doc.html?id=166714.
[17] Посольство Российской Федерации в Бельгии. Выступления посла России в Бельгии В.Б. Луков на конференции соотечественников // http://www.belgium.mid.ru/press/posol_r_012.html.
* Автор выражает особую признательность Президенту Европейского русского сообщества С.Г. Петросову за помощь, оказанную при написании данной статьи.
[18] Настоятель Свято-Никольского собора г. Брюсселя встретился с представителями российской диаспоры в Бельгии // Патриархия.ru // http://www.patriarchia.ru/db/text/383396.html.