В Екатеринбурге впервые поставили оперу русского композитора-эмигранта о Гражданской войне
21.05.2011
Оперу «Отче наш, или Прощение» композитора Георга фон Альбрехта поставили в Пермском академическом театре оперы и балета имени П.И. Чайковского. Произведение, посвящённое событиям Гражданской войны, ожидало постановки несколько десятилетий – автор завещал впервые поставить свою оперу только в России, сообщает ИТАР-ТАСС.
Уроженец Казани, потомок немецких переселенцев Георгий фон Альбрехт (1891-1976) начал работать над оперой ещё в 1921 году. В 1923 году он был вынужден бежать из Советской России в Германию. Начав путь в творчестве как представитель русской композиторской школы, фон Альбрехт стал видным немецким композитором.
Действие спектакля происходит на юге России в 1919 году, в разгар Гражданской войны. В сельской церкви служит дьяконом бывший белогвардеец Павел, оставивший службу и посвятивший жизнь религии. Большевики, узнав о его прошлом, казнят священника. Сестра убитого Мария потрясена произошедшим настолько, что не может даже прочитать молитву «Отче наш». Сама её вера поколеблена; женщина не может понять, как Бог допустил гибель невинного. Спустя недолгое время в дом священника постучится потерявший своих красноармеец. Его, в свою очередь, ищут белогвардейцы, и Мария спасает его, переодев в рясу убитого брата. Отвергнуто желание мести, и мир в душе женщины восстановлен.
– Сюжеты с некоторых пор находят нас сами, – сказал режиссёр-постановщик спектакля Георгий Исаакян. – Так было и в этот раз. Из Танеевского центра в Москве нам сообщили, что у них уже много лет лежит это произведение, которое по завещанию фон Альбрехта впервые должно быть поставлено в России. Человек, переживший бурные события эпохи на собственном опыте, не озлобился, а воспринимал их с христианской точки зрения. Для нас по сей день привычно делить мир на белое и чёрное, а он написал историю трагического разделения родственных, казалось бы, душ, пронизанную библейскими мотивами.
Сын композитора Михаэль фон Альбрехт, профессор Хайдельбергского университета, литературовед и скрипач, также принимал участие в работе над постановкой и присутствовал на премьере. «Отличный спектакль, прекрасные вокалисты, первоклассные оркестр и дирижёр. Эта опера была, пожалуй, главным трудом отца и неслучайно никогда не ставилась раньше. А Георгий Исаакян, по-моему, гениальный режиссёр», – отметил он.
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»