«Путь гения: Винсент Ван Гог»: художественный мастер-класс в Нюрнберге
13.05.2013
…«То, над чем я сейчас работаю, должно найти в себе продолжение не сразу и не сейчас…
Я ощущаю это так сильно, что склонен историю человечества отождествлять с историей
хлеба: если не посеять в землю, то что же тогда молотить?»
Ван Гог
«Путь гения: Винсент Ван Гог» — так называлась очередная встреча в рамках нового художественного проекта Русского центра в Нюрнберге «Знакомим детей с великими художниками». Посвящена она была 160-летию со дня рождения всемирно известного нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога.
Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех загадкой. Одно из таких имён — художник XIX века Винсент Ван Гог. Кто он — великий мастер или великий безумец, нарушивший все каноны, перепутавший все карты искусствоведам? Почему картины Ван Гога волнуют людей до сих пор? В чём современность его живописи? Ответами на эти и другие вопросы был построен рассказ о трагической жизни Ван Гога профессиональными художниками, проводившими этот мастер-класс, Мариной Вестфрид и Анной Ангермюллер-Помозовой.
Непонятый и непризнанный при жизни, Ван Гог неистово и напряжённо работал до самой смерти. Всего тридцать семь тяжёлых лет, полных сомнений и страданий, нищеты и одиночества, скитаний и ужасных приступов психической болезни, ему были отмерены судьбой. Только восемь лет из своих коротких 37 лет художник посвятил живописи и при жизни продал только одну картину «Красные виноградники в Арле». Когда он умер 29 июля 1890 года (Ван Гог был похоронен в предместье Парижа Овер-сюр-Уаз), за его гробом шло всего несколько человек. В то время в Европе едва нашлись бы два десятка человек, способных оценить его искусство.
В настоящее время, согласно оценкам с аукционов и частных продаж, наряду с творениями Пабло Пикассо работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире. Это «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Джозефа Рулина» и «Ирисы».
За свою короткую жизнь Винсент Ван Гог перепробовал множество занятий. Вначале он получил образование и потом успешно работал как дилер. Затем движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Он работал учителем и помощником пастора. Работая в книжном магазине, он переводил отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Чтобы стать священником, он учился в миссионерской школе, готовился поступать в университет на отделение теологии, но, столкнувшись со страшной дискриминацией в оплате за обучение, отказался от стези священника.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, которым интересовался с юности. Он начал посещать Академию художеств в Брюсселе и Антверпене, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Известные картины этого периода — «Крестьянка», «Едоки картофеля», «Старая церковная башня в Нюэнене», «Башмаки». С 1886 по 1888 год Ван Гог жил в Париже и посещал престижную частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, творчество впоследствии своего друга Поля Гогена.
За два года до своей смерти Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции, где окончательно определилась его творческая манера — необыкновенный художественный темперамент, огромное стремление к гармонии, красоте и счастью и одновременно страх перед враждебными человеку силами, динамика света и мазка, одухотворённая природа и люди, её населяющие.
Именно картины этого периода стали предметом интересной дискуссии между ребятами, принимавшими участие в мастер-классе, и преподавателями живописи Мариной Вестфрид и Анной Ангермюллер-Помозовой. Они показали ребятам, каким грандиозным новатором был Ван Гог в живописи. Его смелые эксперименты с цветом, формами, фигурами восхитили ребят и позволили им создать свои работы. За основу уже теперь своего творчества они выбрали следующие картины художника: «Терраса кафе ночью», «Спальня Ван Гога», «Крестьянские дома в Овере», «Жёлтый дом», «Звёздная ночь» и разные натюрморты Ван Гога с цветами. Свои работы они выполнили масляной пастелью, изучая при этом у великого художника экспрессию линий, направленность мазка, интенсивность и силу палитры.
Юные участники мастер-класса и их педагоги не обошли вниманием и знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога. Когда Винсент писал свои «Подсолнухи», у него не было денег на оплату красок, а через сто лет его картина стала предметом одной из невиданных финансовых операций в мире искусства. В 1987 году одно из полотен с подсолнухами было продано за 22 миллиона фунтов стерлингов.
Подсолнухам художник посвятил целую серию картин, ведь подсолнух — символ столь любимого им солнца. И хотя цветы срезаны и помещены в вазу, а значит, совсем скоро увянут и умрут, но весь их непокорный вид говорит только об одном — они по-прежнему стремятся к солнцу и к свету так же, как и сам художник, отвергнутый и одинокий, стремился к счастью, к людям и к жизни.
Любимым Ван Гогом подсолнухам ребята посвятили свои тарелки-панно. Сначала они из пластичной массы для лепки смоделировали барельефы цветов и ваз, поместили их на тарелку и разукрасили. Цветы получились объёмными и мясистыми, такими же, как и на знаменитой картине художника. Ребята были так увлечены своей работой и творчеством Ван Гога, что по окончанию занятий никак не хотели расходиться и всё смотрели и пересматривали картины великого художника.
Мы уверены, что теперь, если кто-то произнесёт в присутствии ребят, побывавших на нашем мастер-классе, «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?», они смогут рассказать о необыкновенной истории жизни этого человека и продемонстрировать свои знания его гениального творчества.
Знаменитый русский поэт Арсений Тарковский написал:
Пускай меня простит Винсент Ван Гог
За то, что я помочь ему не мог,
За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,
За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.
Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимонный крон и тёмно-голубое, —
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведёт и вас через его зрачок
Туда, где дышит звёздами Ван Гог.
Нателла Якимов,
Русский центр в Нюрнберге