EN
 / Главная / Публикации / Мир русской литературы получил женского Акунина

Мир русской литературы получил женского Акунина

11.07.2013

С. Федотова-Ивашкевич.Другая, следующая жизнь. — М.: Arsisbooks, 2013

Книга писательницы Светланы Федотовой-Ивашкевич из Перми «Другая, следующая жизнь» играет в духе самого популярного романиста России. Книгу выпустило молодое московское издательство Arsisbooks. «Другая, следующая жизнь» создана по схеме историко-приключенческих романов Бориса Акунина. В книге две переплетённые сюжетные, точнее, остросюжетные линии. В исторической части повествуется о приключениях молодой девушки из провинциального Рыбинска, идеальной героини Серебряного века, во время Революции и Гражданской войны. Современная часть — рассказ о событиях из жизни умного и беспринципного предпринимателя, занимающегося не совсем легальным бизнесом. Обе истории разворачиваются в Перми не случайно: Светланы Федотовой-Ивашкевич — известная в городе историк и краевед.

Двойною рифмой оперённый стих

Это нужно для того, чтобы сместить акценты с «приключений» на какие-то важные для писателя мысли, возникающие из исторических параллелей и рифм. Поэтому можно и не скрывать, что персонажи романа — проводники авторской воли, шахматные фигуры, действующие в соответствие с заранее заданной концепцией.

Продвинутый читатель, таким образом, не столько следит за фабульными завихрениями, сколько разгадывает концептуальное bonmot автора. Оно же — центральный месседж. Основная авторская мысль.

В «исторической» части Федотова-Ивашкевич рассказывает историю молодой девушки из провинциального Рыбинска, идеальной героини Серебряного века, попавшей под жернова наступившей Революции. Занятая любовными переживаниями, убежавшая из родительского дома вслед за любимым, она неожиданно для себя застревает в не менее провинциальной Перми.

Здесь она попадает то в бордель, то в тюрьму (девушку принимают за опасную террористку), то в «научные сферы». Учится пению, скрывается от преследователей, постоянно влипает в разные истории.

В современной части мы имеем дело с борзым бизнесменом из нынешних рейдеров, захватывающих один из полуразвалившихся пермских заводов. Подковёрная борьба с конкурентами, чреда странных смертей соратников — всё это оказывается фоном для того, чтобы рейдер (его зовут Андрей) нашёл старинную рукопись, в которой так и не названная девушка («сизая голубка») рассказывает о том, как жизнь её крутила и вертела сначала в Рыбинске, затем в заснеженной Перми, столь похожей на декорации к «Доктору Живаго».

Таким образом, два персонажа из различных времён встречаются, пусть умозрительно, но, как считает автор, не случайно.

Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Перми

Красиво и правильно, что главным действующим лицом этой небольшой, изящной книжки оказывается город Пермь, со всеми своими странностями, передаваемыми из поколения в поколение.

Федотова-Ивашкевич живописует его закоулки, насыщая их некоторой долей инфернальности, из-за чего даже привычные современному человеку топонимы начинают отсвечивать нездешним светом.

В последние годы Пермь, ярко проявившая свои культурные и геополитические особенности, стала местом притяжения как для праздных туристов, так и для людей, интересующихся непонятными и странными пространствами. Такого добра в этом городе много, и Светлана Федотова-Ивашкевич не перестаёт наслаждаться их красотой и силой.

Обложка сообщает не только о том, что «Другая, следующая жизнь» — «интеллектуальный триллер», но и то, что автор его написала четыре книги по истории Перми.

Замысел, таким образом, становится окончательно очевидным — показать любимый город и рассказать о нём (поделиться наработанными знаниями, историческим и краеведческим материалом) в предельно занимательной форме. Использовав возможности беллетристических жанров и громкий опыт успешных предшественников.

Который, между прочим, требует продолжения. Не зря книги подобного рисунка легко складываются в серии с продолжениями. Лучше всего «Другая, следующая жизнь» так и воспринимается — в качестве заявки на цикл, иллюстрированной занимательными сюжетами отечественной истории.

Хотя бы и на примере одного, не отдельно взятого города. Со сквозными героями, вместе с городом и страной преодолевающими трудности переходных периодов. С картинами быта, нравами и обычаями советских и постсоветских людей.

И, в самом деле, почему это будет не Пермь, постоянно выказывающая высокую степень культурного патриотизма и местной саморефлексии?

Дмитрий Бавильский

Источник: «Частный корреспондент»

Также по теме

Новые публикации

Уроженцы других стран едут в Россию за культурой, образованием, красотами архитектуры и природы, не в последнюю очередь за привлекательными и умными жёнами… Но и за бизнесом тоже. Иностранцы, открывшие успешное дело, утверждают, что в отношении бизнеса Россия перспективнее многих западных стран.
Стартовал последний этап VI Международного конкурса «Расскажи миру о своей Родине». Жюри конкурса начало отбор работ-победителей из более чем сотни фаворитов финала. Количество участников конкурса год от года растёт, в этом сезоне работы поступили из 47 стран.
90 лет назад, 30 мая 1934 года, родился советский космонавт, дважды герой Советского Союза Алексей Леонов. Алексей Архипович совершил два космических полёта. И оба стали легендарными. Сегодня память о космонавте и его неутомимой общественной деятельности хранят по всей России, но особенно – на его малой родине, в Кузбассе.
XVIII Международный медиафорум «Диалог культур» прошёл в Эрмитаже с 22 по 25 мая. В этом году в мероприятиях форума приняли участие более 300 талантливых журналистов, фотографов, моушн-дизайнеров, блогеров и режиссёров из стран Евразии, Африки (Лига арабских государств) и Латинской Америки.
Чтобы добраться до Байкала, нужно  сначала прилететь или в Иркутск, или в Улан-Удэ. Возможность посетить буддийский центр России показался более экзотичным, и мы купили билеты до Улан-Удэ. Это точка на карте, которая вынужденно попалась нам на пути к Байкалу, в итоге оказалась совершенно особенной и незабываемой.
Когда в Китае вышел в прокат художественный фильм «Красный лебедь», он сразу же стал лидером проката. В картине идёт речь о советском хореографе Петре Гусеве (1904 – 1987), ставшем основателем Китайского национального балета. Сегодня в Китае чтут и помнят имя этого подвижника русского балета.
Греческий писатель и историк Георгиос Романос убеждён: война Запада с Россией началась не вчера, а ведётся в различных формах на протяжении восьмидесяти лет, и спровоцированные события на Украине – часть этого противостояния. Об этом историк заявил на недавнем круглом столе в Афинах, посвящённом Дню Победы и роли СССР в разгроме нацизма.