RUS
EN
 / Главная / Публикации / Человек, осмысливший революцию

Человек, осмысливший революцию

23.01.2014

125 лет назад родился один из самых крупных русских умов XX века — Питирим Александрович Сорокин. Известность ему, как это часто случалось в трагической истории прошлого столетия, принесла чужбина: во многом благодаря эмиграции и работе в Америке идеи Сорокина оказались столь влиятельными.

Сорокина иногда называют Ломоносовым XX века. В нём тоже текла северная кровь, и он был из самых низов. Отец был странствующим ремесленником из Великого Устюга, крепко пил и жестоко бил сыновей, рано умершая мать происходила из коми-зырянского крестьянского рода. Начальное образование Питирим получил в церковно-приходской школе, среднее — в провинциальной семинарии. Не лучший старт для будущего учёного.

В юности Сорокин отдал дать социализму, вступив в партию социалистов-революционеров. Как и для многих других революционеров, тюрьма (Сорокин был арестован в 1906 году и сидел в Кинешемской тюрьме) стала для него первым университетом. Окончив Черняевские курсы и сдав гимназический курс, Сорокин поступил в созданный В. М. Бехтеревым Психоневрологический институт на факультет социологии. Однако обучение там было платным, из-за отсутствия денег Сорокин перевёлся на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Октябрьскую революцию он не принял, однако в политике не участвовал, занимаясь наукой и сотрудничая с наркоматом просвещения.

В конце октября 1918 года Сорокин написал открытое письмо в газету Северо-Двинского губисполкома «Крестьянские и рабочие думы» с отказом от членства в партии эсеров и решением отойти от политической деятельности.

В 1920 году Сорокин публикует двухтомную «Систему социологии». Но противоречия с властями нарастают. Уничтожается подготовленная к печати его книга «Голод как фактор». Как результат — высылка из СССР (правда, не на знаменитом «Философском пароходе», а поездом). Так началась третья глава биографии Сорокина — эмиграция с адресами в Берлине и Праге. Уже приобретя имя крупного учёного на континенте, Питирим Сорокин в 1923 году эмигрирует в США. Здесь он создаёт социологический факультет Гарвардского университета и принимает американское гражданство.

Его имя так же известно в Америке, как имена изобретателя телевидения Зворыкина и создателя вертолёта Сикорского. Сорокин — основоположник теории социальной мобильности и социальной стратификации, разработчик теории социологии личности и общественных процессов.

Без теорий Сорокина не может обойтись одна из главных наук XX века — социология. Каковы же основные идеи Сорокина?

1. Общества без расслоения и неравенства не бывает. Оно всегда стратифицировано, однако в нём существует внутреннее движение — мобильность. Внутри социальных групп — страты (слои) по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Поскольку общество всегда разделено, ему свойственно неравенство, вопрос лишь в том, как привести это неравенство к разумному основанию — сделать его «честным». Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности. Но путь к этому лежит не через революцию, а через науку и массовое участие. Революция же в деле создания социальной справедливости — безусловное зло, «машина смерти, нарочито уничтожающая с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одарённые, волевые и умственно квалифицированные элементы населения».

2. Идея «социальных лифтов», которая лежит в основе социальной мобильности, — тоже изобретение Сорокина. Мобильностью обладают как отдельные люди — индивиды, так и целые социальные группы. Это движение может быть как вертикальным, так и горизонтальным. «Лифты» существуют как внутри группы, так и между группами.

3. Задумывался учёный и о природе цивилизации. По Сорокину, цивилизация бывает трёх типов. Она основана либо на вере в Бога, либо на материализме и гедонизме (когда идеалом является богатство и комфорт). Идеалистическая цивилизация возникнет на основе сочетания религиозного и материалистического мировоззрений.

4. По мнению Сорокина, из-за кризиса цивилизации в XX веке «право силы» стало уверенно брать верх. Между тем гармоничная цивилизация должна базироваться на идеальных основаниях. Общество и человек не смогут существовать без веры в Бога, без универсальных религиозно-нравственных и естественно-правовых ценностей.

Александр Рязанцев

Также по теме



Новые публикации

Проект под названием «Русские и немцы снова вместе», предложенный к 200-летию лейпцигской Битвы народов обществом «Мост культур», должен соединить два Лейпцига – в Германии и на Урале, где появится уменьшенная копия знаменитого немецкого памятника Битвы народов 1813 года.
О том, как формировалась русскоязычная диаспора в Австралии, рассказывает гость юбилейной конференции, посвящённой 10-летию создания фонда «Русский мир», атаман Сводно-казачьей станицы в Австралии, основатель первого Русского музея в Австралии Михаил Овчинников.
Успешное распространение идей (хотя и не обязательно практик) гуманности и милосердия, длящееся уже полтора века и особенно заметное после Второй мировой войны всё более заслоняет тот факт, что на протяжении почти всей истории человеческая жизнь ценилась не очень высоко. А чаще всего совсем низко. Хотя можно обнаружить и обнадёживающие отклонения.
Более пятисот мастеров – от Мурманска до Сиднея – любители и профессионалы, собрались в Вологде на третий международный фестиваль кружева Vita Lace. Корреспондент «Русского мира» узнал, что кружево стало тем червонцем из пословицы, который нравится абсолютно всем.
«Желание западных СМИ очернить структуры, занимающиеся популяризацией российской культуры, не имеет под собой ни одного подтверждённого факта вмешательства этих организаций в политические процессы. Из всего этого напрашивается только один вывод: они боятся русского языка и русской культуры». Израильский политолог Авигдор Эскин – о значении русского языка и культуры.
«Русский мир: идентичность и консолидация» – дискуссия под таким названием состоялась в рамках конференции, приуроченной к 10-летнему юбилею фонда «Русский мир». Общую её идею можно выразить словами главы Старообрядческой церкви митрополита Московского и Всея Руси Корнилия: «Давайте же поддерживать друг друга и искать пути для возрождения России».
Гость юбилейной конференции, посвящённой 10-летию создания фонда «Русский мир», первый вице-президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Михаил Неборский – о том, каким образом эта организация помогает соотечественникам в других странах решать возникающие юридические проблемы.
21 июня исполняется 220 лет со дня рождения Вильгельма Карловича Кюхельбекера. В истории русской литературы он так и остался нелепым долговязым Кюхлей,  героем бесчисленных анекдотов и эпиграмм, великим неудачником. Как-то не сразу вспоминается, что этот человек был другом Грибоедова, Рылеева и Пущина.  «Мой брат родной по музе, по судьбам», – назвал его Пушкин.