EN
 / Главная / Публикации / В Государственной думе прошли парламентские слушания по вопросам образования

В Государственной думе прошли парламентские слушания по вопросам образования

14.10.2013

14 октября Комитет Государственной думы по образованию провёл парламентские слушания на тему «Инструменты оценки эффективности и качества профессионального образования: состояние и перспективы совершенствования нормативного обеспечения».

Слушания открыл глава Комитета по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Он отметил важность и актуальность темы парламентских слушаний — она постоянно присутствует в СМИ, неравнодушно к этим вопросам и общество, если судить по опросам социологов.

В качестве примера Никонов озвучил данные последнего соцопроса о качестве российского образования, проведённого в конце августа этого года сотрудниками Аналитического центра Юрия Левады. В исследовании участвовал 1601 человек старше 18 лет из 45 регионов страны.

Как выяснилось, большинство россиян (72 %) не удовлетворено качеством образования в России. Тех, кого система обучения вполне устраивает, нашлось только 20 %. Ещё 8 % не определились со своим отношением к этой проблеме. Число недовольных по сравнению с прошлым годом выросло на 4 % (в 2012 году их было 68 %), положительно относились к российскому образованию год назад 22 % россиян.

По данным опроса, отечественным образованием довольны 38 % студентов, 22 % женщин, 33 % россиян моложе 25 лет, 30 % людей со средним образованием, 27 % граждан с высоким потребительским статусом и 23 % сельских жителей. Среди недовольных российской системой обучения больше всего мужчин (74 %), граждан в возрасте от 40 до 55 лет (74 %), москвичей и специалистов (по 79 %), домохозяек (87 %).

Более трети россиян на протяжении последних восьми лет считают, что качество работы системы образования стабильно ухудшается. Больше всего она устраивала россиян в 2008 году, тогда 23 % россиян увидели улучшения, а ещё 47 % посчитали, что качество не изменилось. В 2013 году значительное число россиян (за период с 2005 года) считает, что система образования ухудшилась (38 %), об улучшении говорят только 10 %. Большая часть опрошенных (41 %) заявила о том, что качество осталось прежним (опрос, правда, не уточняет — по-прежнему плохим или по-прежнему хорошим).

В продолжение выступления Вячеслав Никонов определил два вопроса по теме парламентских слушаний. Во-первых, кто и как должен оценивать эффективность и качество образования. В этом вопросе глава думского комитета по образованию отметил необходимость дальнейшего развития институтов независимой экспертизы. Во-вторых, как устранить те неправильные действия, которые возникли при проведении мониторинга вузов. Никонов отметил, что выбранный подход, когда все вузы должны доказать свою эффективность, неразумен и губительно сказывается на репутации серьёзных университетов России...

В ходе парламентских слушаний в качестве основных докладчиков выступили: Александр Климов, заместитель министра образования и науки России; Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Александр Соболев, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования и науки.

В дискуссии приняли участие депутаты и члены Совета Федерации, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Российской академии наук, Российского союза ректоров, объединений работодателей, региональных структур исполнительной власти, эксперты.

Андрей Морозов

Также по теме

Новые публикации

Проблемы функционирования русского языка на постсоветском пространстве с каждым годом обретают всё большую остроту. Поиску решений целого ряда насущных вопросов в этой сфере посвящён Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве».
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов заявил, что США проводят «антироссийский месячник», нагнетая обстановку на украинской границе и продвигая на этом фоне инфраструктуру НАТО ближе к России.
6 – 7 декабря Российская академия образования проводит первую большую международную конференцию по проблемам образования с международным участием. Речь, в частности, будет идти об образовании в период ковида. Накануне конференции экс-глава Минобрнауки РФ и новый президент РАО рассказала о деятельности Академии.
Белоруссия, как и Россия, почти полностью русскоязычное государство. Белорусский язык там встречается разве что на вывесках и указателях. Также его можно услышать от сельских жителей старшего возраста и небольшой части интеллигенции — идейных сторонников возрождения «мовы». Однако русский язык в республике имеет ряд особенностей.
На Youtube-канале «Русского мира» прошла первая презентация инновационных проектов по продвижению русского языка. Были представлены первые шесть проектов, отобранные из нескольких сотен, разработанные в период с 2017 по 2021 годы.
Есть такой диалект русского языка – аляскинский. Он начал формироваться во второй половине XVIII века, когда Аляска принадлежала России. Местным жителям надо было как-то общаться с русскими промышленниками и торговцами. В результате такого общения на свет появился особый диалект.
Организация курсов повышения квалификации для учителей из регионов Киргизии, обеспечение школьников качественными учебниками, предоставление выпускникам школ КР бюджетных мест в университетах и институтах РФ, высадка педагогического десанта на юг республики – лишь небольшая часть российских образовательных программ, которые сегодня успешно работают в республике. А впереди ещё новые совместные проекты.
Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного Псковского госуниверситета, стала гостем очередного эфира ПАИ-live. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин расспросил филолога о возможных изменениях в своде правил русского языка, о разрыве между письменной и устной речью и об особенностях обучения иностранных студентов в российском вузе.