EN

Марина Неёлова: героиня своего времени

Светлана Сметанина07.01.2022

Марина Неёлова. Фото: Кино-Театр.Ру###https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/3043/foto/

Марину Неёлову, отмечающую 8 января свой юбилей, можно смело назвать «лицом эпохи». Её хрупкие, беззащитные, иногда чрезмерно эмоциональные, но при этом невероятно притягательные героини стали символом новой женственности, востребованной на излёте советской эпохи.

В одном из своих редких интервью Марина Неёлова вспоминала: поступив в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, обнаружила, что вокруг ходят очень красивые девочки – с фигурами, глазами, волосами. «А рядом я – такого общипанного, задрипанного вида. Я была худа, как штатив у микрофона. И никаких выдающихся мест у меня практически не было», – честно рассказывала актриса.

И что? Где эти девочки «с фигурами, глазами и волосами»? Отнюдь не им выпала удача и честь стать лицом целого поколения. Да, конечно, среди сверстниц Неёловой были настоящие красавицы, талантливые и знаменитые, – Маргарита Терехова, Анастасия и Марианна Вертинские. Но вряд ли советской женщине приходило в голову ассоциировать себя с этими, столь недосягаемыми образами. А вот с Мариной Неёловой – легко. Кинокритик Андрей Плахов так писал об актрисе в журнале «Советский экран» 1985 года: «М. Неёлова тем и уникальна в нашем кино, что обладает темпераментом трагедийной актрисы, и, в то же время, представляет своеобразный психофизический тип, удивительно распространённый сегодня».

Её типаж хрупкой, ранимой, страдающей, но одновременно сильной женщины пришёлся удивительно ко двору, потеснив «спортсменок, комсомолок, красавиц». А Фаина Раневская, с которой Неёлову первоначально сравнивали, и с которой она дружила, так писала об актрисе: «Неёлова встревожила меня какой-то своей душевной незащищённостью, и, как мне показалось, талант владеет ею в большей степени, чем она им. И она всё время в его власти, даже во время самого простого разговора».

Неудивительно, что уже первая роль Неёловой – принцессы в фильме «Старая, старая сказка» – запомнилась зрителям, а на актрису обратили внимание другие режиссёры. Хотя, с точки зрения классики, ну какая она принцесса? Может, поэтому и Олег Даль – её партнёр по фильму – поначалу не хотел с ней играть. Никак не вписывалась актриса Неёлова в классический каноны сказочных принцесс! А она сыграла не принцессу, а современную девчонку – свою сверстницу. И оказалась самой необычной, и потому запомнившейся – в ряду многочисленных, похожих в своей «красивости» киношных принцесс.

Х/ф «Старая, старая сказка»

А несколько лет спустя драматическое дарование Марины Неёловой в полной мере раскрылось в фильме Ильи Авербаха «Монолог», где она играла внучку пожилого академика, живущего в своём обособленном мире и плохо понимающего эмоции и потребности живых людей рядом с ним. Режиссёр Андрей Тарковский, очень редко хваливший кого-то из актёров, примерно в то же время напишет в своём дневнике: «Очень хорошая актриса Неёлова – первый класс».

Впрочем, для самой актрисы кино всегда казалось лишь проходной ступенью на пути к её вершине в профессии – театральной сцене. Уже в детстве, сидя за школьной партой, она мечтала о сцене, мысленно представляя себя стоящей в ярком свете театральных софитов. И даже на работе у мамы, куда та её брала, чтобы не оставлять одну дома, умудрялась собрать вокруг себя толпу, читая стихи по памяти. «Репертуар уже тогда был большим», – с улыбкой вспоминала актриса.

Х/ф «Монолог»

После института она не пошла на просмотры в ленинградские театральные труппы. Потому что планка была очень высока – Большой драматический театр под управлением Георгия Товстоногова. Но напрямую обратиться к режиссёру так и не решилась. Сама актриса признавалась, что решила сначала сняться в каком-нибудь фильме, где её заметят и пригласят в театр.

Именно так всё и произошло. Правда, уже в Москве, где Марина Неёлова стала сначала актрисой театра имени Моссовета, а потом уже перешла в тот, который и стал её по-настоящему родным домом – «Современник» под управлением Галины Волчек. В этом театре она сыграла более 30 ролей, и одна из самых известных – роль Раневской в «Вишнёвом саде».

И всё же всенародную любовь ей принёс кинематограф. В 1979 году Неёлова сыграла одну из главных ролей в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон». Фильм о кризисе среднего возраста и поиске смысла жизни получил несколько престижных наград на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Берлине и Венеции. А в 1988 году вышел ещё один знаковый фильм того времени – «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова. Марина Неёлова блистательно сыграла там учительницу Елену Сергеевну – милую, наивную, порядочную и в каком-то смысле немного блаженную в своей чистоте. В фильме ей противостоят её же ученики – подлые, циничные, готовые на любые преступления ради своих корыстных целей. Фильм оказался во многом пророческим: время идеалов Елены Сергеевны безвозвратно уходило в прошлое, отступая перед напором нового жестокого времени.

Х/ф «Осенний марафон»

Время героинь Марины Неёловой также уходило вместе с её эпохой. В последние годы актрису редко можно увидеть на экране или на сцене. Впрочем, сама она относится к этому философски, подчёркивая, что быть актёром – значит состоять из множества прожитых жизней, растягивая свою собственную до бесконечности.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.