EN
 / Главная / Публикации / Hard или soft? Какие навыки нужнее для будущего

Hard или soft? Какие навыки нужнее для будущего

Тамара Скок07.10.2021

Фото: сайт Министерства образования и науки РФ

6 октября стартовал Московский международный салон образования – наверное, крупнейшая в России интеллектуальная и деловая площадка, посвящённая современным образовательным технологиям. Московские салоны проводятся с 2014 года, и в этом году организаторы ожидают 250 тыс. участников – родителей и учеников, учителей и воспитателей, бизнесменов и чиновников.

Навыки для будущего

На ММСО-2021 много говорили о настоящем и грядущем, сличая их характерные черты применительно к системе образования. Так, в ходе работы дискуссионной площадки «Навыки для будущего, которое уже наступило» Евгений Малеванов, директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив, обратил внимание собравшихся на то, как быстро в современных условиях детям приходится адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, а педагогам, кроме того, предугадывать, какие навыки станут самыми важными для будущего. Об этих детских умениях и навыках и размышляли спикеры площадки.

Заведующая детским садом № 2 из Новосибирска Татьяна Бурдина, лидер проекта «Техносад», назвала ключевым навыком гибкость, мобильность. По её словам, предлагая детям поучаствовать в разных практических и творческих проектах, воспитатели развивают в детях коммуникабельность, лидерство, умение договариваться, проявлять инициативу. Проекты, над которыми работают воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет, не воспринимаются как детская забава: фермерство, журналистика, программирование, электроника и прочие важные для настоящего и будущего направления осваиваются вполне по-взрослому. При этом, по мнению Т. Ю. Бурдиной, основная детсадовская функция осталась прежней: «Мы просто поменяли игрушки».

Ирина Шульгина, руководитель социально-образовательного проекта «Школа позитивных привычек» Благотворительного фонда содействия развития социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», поддержала коллегу. Навыки работы в условиях неопределённости, по её мнению, это умение работать в команде и принимать на себя роль лидера. Взрослым в этой ситуации нужно всячески поддерживать детскую инициативу и создавать базу для реализации личностных качеств ребенка.

Генеральный директор ООО «Европейский центр бизнес-коучинга» Наталия Долина одним из ключевых навыков назвала умение создавать собственную реальность: принимать ответственность за «поворот руля», понимать, что своим умом и интеллектом ты создаёшь и формируешь жизненное пространство, определяющее твоё настоящее и будущее. Взрослым при этом очень важно помочь ребёнку поверить в свои силы, раскрыть личностный потенциал.

Продолжила эту мысль Любовь Зубарева, ведущий методист Международной школы программирования и математики «Алгоритмика». По её мнению, задача взрослых – показать ребёнку, что он многое может. Родители и педагоги должны поддерживать в детях креативность, от простых задач переходя к более сложным. Для будущего важно стремление развиваться, идти к новому, решая проблемные задачи в команде. Она привела пример такого взаимодействия разновозрастных групп в ходе реализации проекта «Астроквест», когда дети из разных городов работали сообща и смогли наладить дистанционное взаимодействие, добившись впечатляющих результатов.

С точки зрения индивидуального предпринимателя Ирины Леонтьевой, для бизнеса будущего нужны люди, умеющие создавать новое, креативить и проявлять инициативу. Это, по её мнению, позволит обойти роботов, не способных творить и генерировать идеи.

Участники дискуссионной площадки обозначили несколько проблем, мешающих школьникам в полной мере реализовать свой потенциал: замешанная на страхе за чадо родительская любовь; давление не всегда доброжелательного социума; акцент в образовании и воспитании на ошибки и промахи, а не на успехи и достижения ребёнка; неумение делать правильные выводы из ситуации проигрыша; низкая самооценка и неверие в собственные силы; неготовность родителей и педагогов к жизни в новых реалиях. Однако все спикеры отметили, что участники образовательного процесса нынче совсем другие: более активные и смелые, желающие взаимодействовать и учиться новому, создавать мыслью новую реальность.

«Жёсткие» навыки или «мягкие» умения?

Тема получила своё развитие во время дискуссии «Hard & Soft. Какие умения нужны в профессиях будущего?». Её участники оперировали такими понятиями, как hard skills и soft skills применительно к педагогическим и ученическим навыкам. И тут взгляды были диаметрально противоположными. Так, по мнению директора московской школы № 444 Ирины Акуловой, профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, важнее, чем «мягкие навыки» из серии универсальных социально-психологических качеств. А вот, по мнению Веры Ниловой, возглавляющей «Школу Дмитровский», именно soft skills определяют развивающую среду, основанную на взаимодействии и бережном отношении друг к другу, позволяют в полной степени раскрыться талантам ребенка и даже обеспечивают успех правильной профориентации в будущем.

Антон Марко из Городского методического центра Департамента образования города Москвы призвал говорить не о разделении, а о разумной конвергенции hard & soft. Именно в синтезе успех, как в разумном единении практики и теории, фундаментального знания и дерзкого эксперимента, классической науки и современных прорывных технологий. То же и с пресловутыми скилами: чтобы реализовать успешный проект, необходимо не только в технике разбираться, но и уметь работать в команде, доверять другим людям, делегировать, контролировать и т. д.

«4К» для учителя

Итоговая часть дискуссии коснулась вопросов, каким должен быть современный учитель, и нет ли опасности, что в скором будущем он уступит своё место роботам? Владимир Попов, учитель ГБОУ «Цифровая школа», поспешил заверить коллег, что такой угрозы для педагогов в ближайшее время нет, а вот бухгалтерам, продавцам и даже программистам стоит крепко задуматься. Учитель же сегодня должен, по мнению спикера, «прокачивать» предметные, метапредметные и личностные качества, отшлифовывать умение обучать дистанционно, развивать в учениках ключевые компетенции XXI века, так называемые «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникацию и кооперацию (умение взаимодействовать). Важно также желание педагога самосовершенствоваться, постоянно учиться, быть в курсе последних достижений в области своего предмета, а кроме того, уметь говорить с учениками на одном языке и пробуждать в них живой интерес к изучаемой науке. По мнению участников дискуссии, учитель будущего – это уже не автономный носитель знаний, как в недавнем прошлом, а больше модератор и фасилитатор, направляющий работу учеников и обеспечивающий их успешную групповую коммуникацию.

Завершая дискуссию, спикеры упомянули созданный для подростков «Атлас профессий 3.0», в котором содержится множество увлекательных статей о реальных специальностях ближайшего будущего, и процитировали фантаста Айзека Азимова: «Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее».

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева