RUS
EN
 / Главная / Публикации / Гости из будущего: инженеров и изобретателей вырастят в «Кванториумах»

Гости из будущего: инженеров и изобретателей вырастят в «Кванториумах»

Светлана Сметанина24.03.2017


 Фото todaykhv.ru

К концу 2016 года в России открылись 24 детских технопарка – «Кванториума». Предполагается, что в ближайшие год-два их станет уже более 60. Таким образом, в стране создаётся сеть настоящих школ будущего, где ребята смогут изучать самые перспективные специальности – от космонавтики и робототехники до нанотехнологий.

Уже не первый год эксперты рынка труда бьют тревогу – в стране наблюдается явный перекос в сфере подготовки кадров. Если юристов, экономистов и прочих менеджеров у нас переизбыток, то инженеров, конструкторов, технологов явно недостаточно. А ведь именно от последних зависит, насколько успешно сможет Россия вписаться в шестой технологический уклад, в котором определяющими факторами развития страны будут не запасы углеводородов, а нанобио- и информационные технологии. 

Где взять будущих талантливых инженеров и изобретателей? Решение родилось два года назад в Агентстве стратегических инициатив, предложившем создать по всей стране сеть детских технопарков – «Кванториумов». Если в 2015 году были открыты 4 технопарка, в прошлом уже 17, то до 2020 года появятся порядка 40 детских технопарков по всей стране.

Страна технопарков

Главное отличие «Кванториумов» от известных ещё с советских времён кружков «Умелые руки» и станций юных техников – в их привязке к конкретному производству. Каждый технопарк имеет определённого индустриального партнёра, на которого он ориентируется и специалисты которого будут работать в «Кванториумах» в качестве наставников. К примеру, в Ханты-Мансийске это «Сибур», в Набережных Челнах –«КАМАЗ». А в подмосковном Королёве – Роскосмос.

«В Королёве соединились усилия Московского областного технологического университета, на базе которого создан технопарк, городской администрации и министерства образования Московской области. Эти составляющие помогли реализовать этот проект в жизнь», – рассказывает директор детского технопарка в Королёве Дмитрий Федотов.
Фото Д. Федотова

Понятно, что космическое направление станет в Королёвском технопарке ведущим. «Мы планируем на базе Королёва открыть федеральный центр по космическим компетенциям. В дальнейшем мы будем заниматься вопросами разработки кейсов и программ по работе с детьми в этом направлении. А также вопросами повышения квалификации и переподготовки преподавателей, которые работают в этом направлении», – поясняет директор технопарка.

Но помимо этого в «Кванториуме» представлены и другие направления – компьютерные технологии, робототехника, промышленный дизайн и нанотехнологии. Важный момент: всем этим специальностям ребятам предстоит обучаться не в теории по учебникам, а в самой что ни на есть практической обстановке. В каждом технопарке обязательно оборудована хайтек-зона, где представлено самое современное на сегодняшний момент производственное оборудование – начиная от различных станков с числовым программным управлением и заканчивая 3D-принтерами и 3D-сканерами. Как поясняет Дмитрий Федотов, «это высокотехнологичное оборудование, которое вряд ли вы увидите на многих предприятиях. Многие инженеры, которые к нам приходят, первый раз видят такое оборудование – очень дорогое и очень высокотехнологичное». Ну а главное, что для самих ребят обучение в «Кванториумах» будет совершенно бесплатным. 

Неудивительно, что как только в Королёве было объявлено об открытии такого уникального центра дополнительного образования для детей, сразу же появилось немало желающих туда записаться. 

«Кванториумы» для всех

«Что касается отбора, то мы принимаем всех. Все желающие ребята могут пройти так называемый базовый трёхмесячный курс. Ограничение вводится лишь количеством мест – как только направление заполняется, остальные находятся в очереди до следующего набора», – объясняет Дмитрий Федотов.

А вот по результатам базового курса будет проводиться тестирование, в рамках которого будут выявляться наиболее одарённые ребята и те, которые проявляют реальный интерес к этим дисциплинам. И из них уже будут формироваться проектные команды. «Под руководством наставника с конкретного производства команда занимается разработкой и реализацией  проекта. Этот проект может быть инициирован либо силами самих ребят, либо предложен наставниками. В любом случае он должен быть значимым для предприятия, и конечной его целью должно быть воплощение в виде конкретного изделия либо программного обеспечения», – поясняет Федотов. 


Фото Д. Федотова

Уникальная особенность «Кванториумов» в том, как здесь построен процесс обучения. Теория напрямую увязана с практикой. Работая над конкретным проектом, ребята сами заинтересованы в том, чтобы получить как можно больше знаний по нужным им дисциплинам. Никаких оценок и домашних заданий здесь нет. Ученик либо сам заинтересован в том, чтобы развиваться и создавать что-то новое, либо он просто покидает проект. Никто не будет заставлять его «отбывать» урок. Такая вот школа будущего.

«Мне иногда самому кажется, что это некая фантастика. Тут ещё нужно почувствовать саму атмосферу, в которой ребята находятся. Это не кружок юных техников. Если в кружках дети занимаются моделированием, то здесь ребята получают конкретные знания по физике, математике, химии и другим дисциплинам. Это учебный образовательный процесс – достаточно тяжёлый, а не просто развлечение. Поэтому, если хочешь реализовать свой проект в материале, то ты должен обладать определёнными знаниями. Это школа на более высоком уровне. И даже несмотря на это, ребята с удовольствием слушают», – говорит Дмитрий Федотов.

Здесь всё построено на интересе и мотивации. Основное отличие от классической системы образования – индивидуальный подход к ребёнку. У него будет возможность работать и с наставником, и с тьютором. Тьютор будет определять, насколько это ему интересно и подходит для него. Такая атмосфера позволит ребятам научиться работать в команде, выявит их сильные стороны и позволит взращивать людей, которые в дальнейшем будут определять судьбу нашей страны. 

Понятно, что всех детей охватить просто нереально. Сегодня «Кванториум» принимает учеников 5–11 классов. В каждом классе занимается не более 12 человек – они приходят в технопарк 2 раза в неделю на полтора часа. Но руководство «Кванториума» уже думает о том, как сделать его возможности доступными для большего числа детей. А интерес очень большой, уверяет Дмитрий Федотов. Причём также и со стороны директоров школ. «Сейчас мы рассматриваем вопрос, чтобы проводить мастер-классы для детей и включать наши занятия в учебный школьный процесс. Когда те же уроки могут проводиться в рамках школьной программы раз в месяц у нас, на нашем оборудовании», – поясняет он. 

На «инженерные каникулы» – в Россию

Вполне возможно, что в будущем к обучению в детских технопарках смогут приобщиться и дети российских соотечественников из-за рубежа. Для Дмитрия Федотова эта тема особенно интересна и важна, поскольку он также является советником Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.


Фото Д. Федотова

«На сегодняшний момент у нас реализуется очень хорошая программа по продвижению русского языка. Программа достаточно успешная. Она отражает наш дух и менталитет России. Но всё-таки незаслуженно забыта наша техническая школа, которая имеет достаточно сильные корни. Неслучайно выпускники наших технических вузов высоко котируются за рубежом. 

И мне бы хотелось попробовать реализовать эту идею продвижения естественнонаучных дисциплин по типу того, как мы продвигаем Русский мир. Многие наши соотечественники хотели бы учиться в технических вузах. Мне кажется, это направление можно продвигать и развивать», – говорит Дмитрий Федотов.

Одна из идей – устраивать своего рода «инженерные каникулы», когда ребята из других стран смогут приезжать в «Кванториумы». По словам Дмитрия Федотова, в том же Королёве они смогут встречаться с космонавтами, посещать Звёздный городок, посмотреть, как создаются наши ракеты. В рамках «Кванториума» они могут попробовать реализовать свои мысли в области космонавтики, и, может быть, именно этот детский опыт станет залогом выбора их будущей профессии. 

«Сейчас существуют различные олимпиады среди соотечественников, например по робототехнике. Есть соревнования профессионального мастерства JuniorSkills. Почему бы не формировать команды в том числе и из наших соотечественников из-за рубежа. Создать олимпиады по технической направленности в рамках нашей среды соотечественников на молодёжных форумах. Если мы к гуманитарной составляющей подключим техническую, это было бы замечательно», – уверен Федотов. 

Также по теме



Новые публикации

Знаменитое село Гжель и сальвадорский муниципалитет Панчималько стали побратимами ещё в 2014 году. С тех пор культурные и образовательные связи двух населённых пунктов окрепли. Студенты из Сальвадора ежегодно приезжают на учёбу в Гжельский госуниверситет, а в марте 2017 года в Панчималько был открыт Национальный центр искусств, где будет работать отделение гжельской керамики.
История Московской Руси в широком смысле слова охватывает больше трёх веков — с 1363 года (Дмитрий Донской становится великим князем) до 1689 года (начало правления Петра I). Если территориальные, политические и военные успехи этого периода оцениваются очень высоко, то на социальные, культурные и хозяйственные принято смотреть сдержанно. Разбираемся, насколько это справедливо.
На прошлой неделе, 17 августа, в Барселоне произошло очередное преступление, совершённое группой террористов. Небольшой и довольно старый, а потому малоприметный фургон, используемый в основном для доставки грузов мелким магазинам, на скорости 80 км/ч. въехал в толпу людей, мирно прогуливавшихся по улице Рамбла в самом центре столицы Каталонии.
Один из самых любимых и красочных летних праздников – Яблочный Спас. Так уж повелось на Руси, что три летних праздника, связанных с жизнью Христа, народ наш запомнил, как Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый) Спасы. Из них из всех наибольший – Яблочный, он же – Преображение Господне. В ясный и тихий августовский день под перезвон колоколов в церквях с пением святят корзины с яблоками и грушами.
Фотограф Александр Химушин родился в Якутии, а живёт в Австралии. Его фотопроект «Мир в лицах» (The World In Faces) стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах.  
Неординарным выдался летний субботний вечер в Русском общественном центре Брисбена. Двести человек стали не только гостями и зрителями, но участниками долгожданного концерта мужского хора DustyEsky. Хор состоит по преимуществу из коренных австралийцев, но исполняет русские песни.
Чтобы лучше понимать причины сегодняшнего, зачастую негативного отношения к России со стороны Запада, необходимо обратиться к истории. Руководитель поддержанного фондом «Русский мир» проекта по созданию просветительского ресурса «Национальные мифы о России» Светлана Королёва объясняет, как получилось, что миф, сформированный ещё летописцами Средневековья, процветает и в эпоху Интернета.