EN
 / Главная / Публикации / Гости из будущего: инженеров и изобретателей вырастят в «Кванториумах»

Гости из будущего: инженеров и изобретателей вырастят в «Кванториумах»

Светлана Сметанина24.03.2017


 Фото todaykhv.ru

К концу 2016 года в России открылись 24 детских технопарка – «Кванториума». Предполагается, что в ближайшие год-два их станет уже более 60. Таким образом, в стране создаётся сеть настоящих школ будущего, где ребята смогут изучать самые перспективные специальности – от космонавтики и робототехники до нанотехнологий.

Уже не первый год эксперты рынка труда бьют тревогу – в стране наблюдается явный перекос в сфере подготовки кадров. Если юристов, экономистов и прочих менеджеров у нас переизбыток, то инженеров, конструкторов, технологов явно недостаточно. А ведь именно от последних зависит, насколько успешно сможет Россия вписаться в шестой технологический уклад, в котором определяющими факторами развития страны будут не запасы углеводородов, а нанобио- и информационные технологии. 

Где взять будущих талантливых инженеров и изобретателей? Решение родилось два года назад в Агентстве стратегических инициатив, предложившем создать по всей стране сеть детских технопарков – «Кванториумов». Если в 2015 году были открыты 4 технопарка, в прошлом уже 17, то до 2020 года появятся порядка 40 детских технопарков по всей стране.

Страна технопарков

Главное отличие «Кванториумов» от известных ещё с советских времён кружков «Умелые руки» и станций юных техников – в их привязке к конкретному производству. Каждый технопарк имеет определённого индустриального партнёра, на которого он ориентируется и специалисты которого будут работать в «Кванториумах» в качестве наставников. К примеру, в Ханты-Мансийске это «Сибур», в Набережных Челнах –«КАМАЗ». А в подмосковном Королёве – Роскосмос.

«В Королёве соединились усилия Московского областного технологического университета, на базе которого создан технопарк, городской администрации и министерства образования Московской области. Эти составляющие помогли реализовать этот проект в жизнь», – рассказывает директор детского технопарка в Королёве Дмитрий Федотов.
Фото Д. Федотова

Понятно, что космическое направление станет в Королёвском технопарке ведущим. «Мы планируем на базе Королёва открыть федеральный центр по космическим компетенциям. В дальнейшем мы будем заниматься вопросами разработки кейсов и программ по работе с детьми в этом направлении. А также вопросами повышения квалификации и переподготовки преподавателей, которые работают в этом направлении», – поясняет директор технопарка.

Но помимо этого в «Кванториуме» представлены и другие направления – компьютерные технологии, робототехника, промышленный дизайн и нанотехнологии. Важный момент: всем этим специальностям ребятам предстоит обучаться не в теории по учебникам, а в самой что ни на есть практической обстановке. В каждом технопарке обязательно оборудована хайтек-зона, где представлено самое современное на сегодняшний момент производственное оборудование – начиная от различных станков с числовым программным управлением и заканчивая 3D-принтерами и 3D-сканерами. Как поясняет Дмитрий Федотов, «это высокотехнологичное оборудование, которое вряд ли вы увидите на многих предприятиях. Многие инженеры, которые к нам приходят, первый раз видят такое оборудование – очень дорогое и очень высокотехнологичное». Ну а главное, что для самих ребят обучение в «Кванториумах» будет совершенно бесплатным. 

Неудивительно, что как только в Королёве было объявлено об открытии такого уникального центра дополнительного образования для детей, сразу же появилось немало желающих туда записаться. 

«Кванториумы» для всех

«Что касается отбора, то мы принимаем всех. Все желающие ребята могут пройти так называемый базовый трёхмесячный курс. Ограничение вводится лишь количеством мест – как только направление заполняется, остальные находятся в очереди до следующего набора», – объясняет Дмитрий Федотов.

А вот по результатам базового курса будет проводиться тестирование, в рамках которого будут выявляться наиболее одарённые ребята и те, которые проявляют реальный интерес к этим дисциплинам. И из них уже будут формироваться проектные команды. «Под руководством наставника с конкретного производства команда занимается разработкой и реализацией  проекта. Этот проект может быть инициирован либо силами самих ребят, либо предложен наставниками. В любом случае он должен быть значимым для предприятия, и конечной его целью должно быть воплощение в виде конкретного изделия либо программного обеспечения», – поясняет Федотов. 


Фото Д. Федотова

Уникальная особенность «Кванториумов» в том, как здесь построен процесс обучения. Теория напрямую увязана с практикой. Работая над конкретным проектом, ребята сами заинтересованы в том, чтобы получить как можно больше знаний по нужным им дисциплинам. Никаких оценок и домашних заданий здесь нет. Ученик либо сам заинтересован в том, чтобы развиваться и создавать что-то новое, либо он просто покидает проект. Никто не будет заставлять его «отбывать» урок. Такая вот школа будущего.

«Мне иногда самому кажется, что это некая фантастика. Тут ещё нужно почувствовать саму атмосферу, в которой ребята находятся. Это не кружок юных техников. Если в кружках дети занимаются моделированием, то здесь ребята получают конкретные знания по физике, математике, химии и другим дисциплинам. Это учебный образовательный процесс – достаточно тяжёлый, а не просто развлечение. Поэтому, если хочешь реализовать свой проект в материале, то ты должен обладать определёнными знаниями. Это школа на более высоком уровне. И даже несмотря на это, ребята с удовольствием слушают», – говорит Дмитрий Федотов.

Здесь всё построено на интересе и мотивации. Основное отличие от классической системы образования – индивидуальный подход к ребёнку. У него будет возможность работать и с наставником, и с тьютором. Тьютор будет определять, насколько это ему интересно и подходит для него. Такая атмосфера позволит ребятам научиться работать в команде, выявит их сильные стороны и позволит взращивать людей, которые в дальнейшем будут определять судьбу нашей страны. 

Понятно, что всех детей охватить просто нереально. Сегодня «Кванториум» принимает учеников 5–11 классов. В каждом классе занимается не более 12 человек – они приходят в технопарк 2 раза в неделю на полтора часа. Но руководство «Кванториума» уже думает о том, как сделать его возможности доступными для большего числа детей. А интерес очень большой, уверяет Дмитрий Федотов. Причём также и со стороны директоров школ. «Сейчас мы рассматриваем вопрос, чтобы проводить мастер-классы для детей и включать наши занятия в учебный школьный процесс. Когда те же уроки могут проводиться в рамках школьной программы раз в месяц у нас, на нашем оборудовании», – поясняет он. 

На «инженерные каникулы» – в Россию

Вполне возможно, что в будущем к обучению в детских технопарках смогут приобщиться и дети российских соотечественников из-за рубежа. Для Дмитрия Федотова эта тема особенно интересна и важна, поскольку он также является советником Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.


Фото Д. Федотова

«На сегодняшний момент у нас реализуется очень хорошая программа по продвижению русского языка. Программа достаточно успешная. Она отражает наш дух и менталитет России. Но всё-таки незаслуженно забыта наша техническая школа, которая имеет достаточно сильные корни. Неслучайно выпускники наших технических вузов высоко котируются за рубежом. 

И мне бы хотелось попробовать реализовать эту идею продвижения естественнонаучных дисциплин по типу того, как мы продвигаем Русский мир. Многие наши соотечественники хотели бы учиться в технических вузах. Мне кажется, это направление можно продвигать и развивать», – говорит Дмитрий Федотов.

Одна из идей – устраивать своего рода «инженерные каникулы», когда ребята из других стран смогут приезжать в «Кванториумы». По словам Дмитрия Федотова, в том же Королёве они смогут встречаться с космонавтами, посещать Звёздный городок, посмотреть, как создаются наши ракеты. В рамках «Кванториума» они могут попробовать реализовать свои мысли в области космонавтики, и, может быть, именно этот детский опыт станет залогом выбора их будущей профессии. 

«Сейчас существуют различные олимпиады среди соотечественников, например по робототехнике. Есть соревнования профессионального мастерства JuniorSkills. Почему бы не формировать команды в том числе и из наших соотечественников из-за рубежа. Создать олимпиады по технической направленности в рамках нашей среды соотечественников на молодёжных форумах. Если мы к гуманитарной составляющей подключим техническую, это было бы замечательно», – уверен Федотов. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева