RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: У государства и церкви много возможностей для сотрудничества в образовательной сфере

Вячеслав Никонов: У государства и церкви много возможностей для сотрудничества в образовательной сфере

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке 27.01.2017

В четверг, 26 января, Комитет по образованию и науке в рамках V Рождественских парламентских встреч провёл круглый стол «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы».

В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, представители Русской православной церкви и других религиозных конфессий, научно-педагогической и родительской общественности.


Фото: Александр Бурый

Открывая заседание круглого стола, глава думского Комитета   по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил историческую роль Русской православной церкви в деле просвещения. «Нашей стране сильно повезло, потому что благодаря усилиям прежде всего Русской православной церкви страна могла получить одновременно и образование, и слово Божие на родном языке. Усилиями великих учителей – равноапостольных Кирилла и Мефодия, усилиями многих подвижников монастырей и церкви, которые распространяли грамотность на Руси, во многом наша страна была грамотной еще в раннем Средневековье. Образование носило церковный характер, и образованность шла вместе со словом Божиим», – сказал парламентарий.

«Надо сказать, что в нашей истории были крушения, которые во многом были вызваны расколом общественным, духовным и расколом в симфонии властей – церковной власти и власти светской, – отметил Никонов. – Это случалось неоднократно в нашей истории, и наиболее трагично, как раз 100 лет назад».

Читайте также: «Русский мир надо спасать»

– Мы сейчас часто вспоминаем 1917 год, когда разрушились российская государственность, церковь и вера. Именно разрушение веры немало способствовало разрушению страны, а затем и установлению режима, который во многом оказался богоборческим, – напомнил Никонов.

– Сейчас, Патриарх говорил об этом, мы восстанавливаем это единство, наш дом стоит на всё более прочном фундаменте. Скрепы, которые делают наш дом единым, это и скрепы духовные, и скрепы интеллектуальные, и, конечно, это скрепы образовательные, – подчеркнул Никонов.



– У нас недавно был съезд «Единой России», там выступал министр культуры Мединский, он сказал, что есть статистика по нашей стране: те дети, которые ходят в музыкальные школы, не попадают на учет в органы милиции. И я уверен, что то же самое можно сказать о детях, которые ходят в воскресные школы  и  получают духовное, религиозное образование, потому что этот воспитательный инструмент делает людей невосприимчивыми к тем негативным явлениям, которыми, к сожалению, заражена значительная часть нашего молодого поколения, – заметил Вячеслав Никонов.

Мы знаем также опыт тех регионов, где основы светской этики и религиозной культуры преподаются не только в 4-м классе, но и в других классах. Результат – там заметно меньше преступность, заметно меньше наркомания, – заявил парламентарий.

– Естественно, никто не посягает на светский характер нашего образования, – уточнил Вячеслав Никонов. – Но порой под светским характером понимаем нечто такое, что точно не понимается в других странах. У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования

По его мнению, «изучение очень многих вопросов, связанных с основами религиозной культуры в школе, просто необходимо».

– Я, например, всю жизнь жалел, что не получил такого полноценного образования. Потому что очень часто просто не ориентировался даже в выдающихся произведениях мировой культуры до тех пор, пока действительно не вошёл глубоко и в Библию, и в Евангелие, в Святое Писание. Поэтому возможности для сотрудничества в образовательной сфере между государством и церковью, конечно, имеются, – сказал Никонов.

– Наша задача – воспитывать настоящих граждан нашей страны, которые будут нести в себе наши традиционные ценности, связанные со справедливостью, достоинством, честью, верой, будут следовать традиционным семейным ценностям. Это задача и для государственных органов, и для Русской православной церкви, для всех наших традиционных конфессий, – заключил Никонов.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель синодального отдела религиозного образования Русской православной церкви уверен, что знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе – не анахронизм, а естественная и неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке стоит много сценариев развития отечественной школы. Возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России, – необходимая составляющая духовно-нравственного возрождения, которая будет оправдана при любом сценарии развития.



По словам митрополита Меркурия, 2016/2017 учебный год ознаменовался ростом числа тех, кто выбрал для своих детей основы православной культуры, как по России в целом (около 37 %), так и практически в каждом федеральном округе.

В этом году основы православия изучают на 32 тысячи 400 четвероклассников больше, чем в прошлом. Число родителей, сделавших такой выбор, заметно увеличилось в Камчатском крае, Оренбургской, Магаданской, Тюменской областях, в Тыве, Чувашии и Чукотском автономном округе. В то же время в ряде регионов Юга и Северного Кавказа процент тех, кто предпочёл основы православия, по-прежнему низок.

– Не везде это следствие этнографического состава населения, – заметил митрополит. – Для Северной Осетии, где около половины населения относят себя к православным христианам, основы православной культуры выбрали менее 2 % родителей. Это де-факто признание запрета на изучение православия в регионе.

Но наибольшую трудность представляет сохранение экспериментального характера преподавания. Пока это только один урок в неделю и только в четвёртых классах. В общей сложности – 34 учебных часа. «Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна», – сказал митрополит.

По мнению митрополита, практику религиозного образования в светской школе дискредитирует закономерное отсутствие хорошо подготовленных педагогов и слабая интеграция курса с другими предметами.

Настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур со второго по десятый классы, – считает представитель РПЦ. – Такой проект был разработан ещё в 2012 году. Самое время приступить к его реализации.

Начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Светлана Ермакова констатировала, что традиционные религиозные конфессии стали полноправными участниками образовательного процесса в светской школе, а религиозная культура – предметом активного общественного обсуждения.

Почти половина школьников четвёртых классов знакомится с религиями, в большей степени с православием, остальные предпочитают основы светской этики.

По данным на 20 октября 2016 года в России к преподаванию курса основ религиозных культур и светской этики приступили около 70 тысяч педагогов, в большинстве своём учителя начальных классов. Из них 95 % ещё до начала учебного года прошли курс повышения квалификации.

Недавнее тестирование педагогов, проводившееся на добровольной основе, показало: не все учителя хорошо знакомы с содержанием курса. Причём худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры».

Представитель Минобрнауки признала и проблемы с учебниками. В каких-то регионах их количество превышает число обучающихся, а где-то пособий не хватает.

По словам С. Ермаковой, вопрос о введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый класс нуждается в серьёзной проработке и обсуждении. Но Министерство под руководством Ольги Васильевой уже предприняло определённые шаги по подготовке программы преподавания православной культуры.

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков предложил отказаться от преподавания светской этики в рамках курса. Этим вопросам, считает он, можно уделять внимание на истории, обществознании и во внеклассной работе. Тогда курс по основам религий будет более цельным, гармоничным и удобным для восприятия. Можно подумать и об увеличении часов, отведённых для изучения предмета, но вводить его следует не в начальной, а в средней школе.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин большие возможности для духовно-нравственного воспитания   видит в дополнительном образовании. В регионах, по его словам, такой опыт уже имеется.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов посетовал, что при разработке нового курса, посвящённого основам духовно-нравственной культуры народов России, не было учтено мнение мусульман. 

– Мне бы не хотелось, чтобы в этом вопросе сработал фактор соревновательности и вслед за Москвой, Подмосковьем, Белгородчиной, Татарстаном, Тывой и Калмыкией регионы стали усиленно вводить в школах занятия по религиозной культуре титульного населения. Хотя подобные команды главы республик Северного Кавказа уже дали, – заметил он.

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин отметил, что великое заблуждение считать образование только дошкольным и школьным, «образование  должно быть до последнего вздоха человека».


Фото: Александр Бурый

Сергей Наумов,   министр образования Нижегородской области,   рассказал, что в регионе с 2005 года изучается в 8–9-х классах курс «История культуры и религии России». По нему разработан полный комплекс материалов – учебник, программы, пособия, хрестоматия, методические рекомендации. И значительное число учащихся в области делает выбор в пользу этого курса.

По итогам круглого стола был принят проект рекомендаций, которые после внесения дополнений и замечаний будут утверждены на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Также по теме



Новые публикации

Знаменитое село Гжель и сальвадорский муниципалитет Панчималько стали побратимами ещё в 2014 году. С тех пор культурные и образовательные связи двух населённых пунктов окрепли. Студенты из Сальвадора ежегодно приезжают на учёбу в Гжельский госуниверситет, а в марте 2017 года в Панчималько был открыт Национальный центр искусств, где будет работать отделение гжельской керамики.
История Московской Руси в широком смысле слова охватывает больше трёх веков — с 1363 года (Дмитрий Донской становится великим князем) до 1689 года (начало правления Петра I). Если территориальные, политические и военные успехи этого периода оцениваются очень высоко, то на социальные, культурные и хозяйственные принято смотреть сдержанно. Разбираемся, насколько это справедливо.
На прошлой неделе, 17 августа, в Барселоне произошло очередное преступление, совершённое группой террористов. Небольшой и довольно старый, а потому малоприметный фургон, используемый в основном для доставки грузов мелким магазинам, на скорости 80 км/ч. въехал в толпу людей, мирно прогуливавшихся по улице Рамбла в самом центре столицы Каталонии.
Один из самых любимых и красочных летних праздников – Яблочный Спас. Так уж повелось на Руси, что три летних праздника, связанных с жизнью Христа, народ наш запомнил, как Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый) Спасы. Из них из всех наибольший – Яблочный, он же – Преображение Господне. В ясный и тихий августовский день под перезвон колоколов в церквях с пением святят корзины с яблоками и грушами.
Фотограф Александр Химушин родился в Якутии, а живёт в Австралии. Его фотопроект «Мир в лицах» (The World In Faces) стал по-настоящему глобальным, охватив десятки народов, в том числе живущих в самых удалённых уголках планеты на разных континентах.  
Неординарным выдался летний субботний вечер в Русском общественном центре Брисбена. Двести человек стали не только гостями и зрителями, но участниками долгожданного концерта мужского хора DustyEsky. Хор состоит по преимуществу из коренных австралийцев, но исполняет русские песни.
Чтобы лучше понимать причины сегодняшнего, зачастую негативного отношения к России со стороны Запада, необходимо обратиться к истории. Руководитель поддержанного фондом «Русский мир» проекта по созданию просветительского ресурса «Национальные мифы о России» Светлана Королёва объясняет, как получилось, что миф, сформированный ещё летописцами Средневековья, процветает и в эпоху Интернета.