RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: У государства и церкви много возможностей для сотрудничества в образовательной сфере

Вячеслав Никонов: У государства и церкви много возможностей для сотрудничества в образовательной сфере

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке 27.01.2017

В четверг, 26 января, Комитет по образованию и науке в рамках V Рождественских парламентских встреч провёл круглый стол «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы».

В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, представители Русской православной церкви и других религиозных конфессий, научно-педагогической и родительской общественности.


Фото: Александр Бурый

Открывая заседание круглого стола, глава думского Комитета   по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил историческую роль Русской православной церкви в деле просвещения. «Нашей стране сильно повезло, потому что благодаря усилиям прежде всего Русской православной церкви страна могла получить одновременно и образование, и слово Божие на родном языке. Усилиями великих учителей – равноапостольных Кирилла и Мефодия, усилиями многих подвижников монастырей и церкви, которые распространяли грамотность на Руси, во многом наша страна была грамотной еще в раннем Средневековье. Образование носило церковный характер, и образованность шла вместе со словом Божиим», – сказал парламентарий.

«Надо сказать, что в нашей истории были крушения, которые во многом были вызваны расколом общественным, духовным и расколом в симфонии властей – церковной власти и власти светской, – отметил Никонов. – Это случалось неоднократно в нашей истории, и наиболее трагично, как раз 100 лет назад».

Читайте также: «Русский мир надо спасать»

– Мы сейчас часто вспоминаем 1917 год, когда разрушились российская государственность, церковь и вера. Именно разрушение веры немало способствовало разрушению страны, а затем и установлению режима, который во многом оказался богоборческим, – напомнил Никонов.

– Сейчас, Патриарх говорил об этом, мы восстанавливаем это единство, наш дом стоит на всё более прочном фундаменте. Скрепы, которые делают наш дом единым, это и скрепы духовные, и скрепы интеллектуальные, и, конечно, это скрепы образовательные, – подчеркнул Никонов.



– У нас недавно был съезд «Единой России», там выступал министр культуры Мединский, он сказал, что есть статистика по нашей стране: те дети, которые ходят в музыкальные школы, не попадают на учет в органы милиции. И я уверен, что то же самое можно сказать о детях, которые ходят в воскресные школы  и  получают духовное, религиозное образование, потому что этот воспитательный инструмент делает людей невосприимчивыми к тем негативным явлениям, которыми, к сожалению, заражена значительная часть нашего молодого поколения, – заметил Вячеслав Никонов.

Мы знаем также опыт тех регионов, где основы светской этики и религиозной культуры преподаются не только в 4-м классе, но и в других классах. Результат – там заметно меньше преступность, заметно меньше наркомания, – заявил парламентарий.

– Естественно, никто не посягает на светский характер нашего образования, – уточнил Вячеслав Никонов. – Но порой под светским характером понимаем нечто такое, что точно не понимается в других странах. У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования

По его мнению, «изучение очень многих вопросов, связанных с основами религиозной культуры в школе, просто необходимо».

– Я, например, всю жизнь жалел, что не получил такого полноценного образования. Потому что очень часто просто не ориентировался даже в выдающихся произведениях мировой культуры до тех пор, пока действительно не вошёл глубоко и в Библию, и в Евангелие, в Святое Писание. Поэтому возможности для сотрудничества в образовательной сфере между государством и церковью, конечно, имеются, – сказал Никонов.

– Наша задача – воспитывать настоящих граждан нашей страны, которые будут нести в себе наши традиционные ценности, связанные со справедливостью, достоинством, честью, верой, будут следовать традиционным семейным ценностям. Это задача и для государственных органов, и для Русской православной церкви, для всех наших традиционных конфессий, – заключил Никонов.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель синодального отдела религиозного образования Русской православной церкви уверен, что знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе – не анахронизм, а естественная и неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке стоит много сценариев развития отечественной школы. Возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России, – необходимая составляющая духовно-нравственного возрождения, которая будет оправдана при любом сценарии развития.



По словам митрополита Меркурия, 2016/2017 учебный год ознаменовался ростом числа тех, кто выбрал для своих детей основы православной культуры, как по России в целом (около 37 %), так и практически в каждом федеральном округе.

В этом году основы православия изучают на 32 тысячи 400 четвероклассников больше, чем в прошлом. Число родителей, сделавших такой выбор, заметно увеличилось в Камчатском крае, Оренбургской, Магаданской, Тюменской областях, в Тыве, Чувашии и Чукотском автономном округе. В то же время в ряде регионов Юга и Северного Кавказа процент тех, кто предпочёл основы православия, по-прежнему низок.

– Не везде это следствие этнографического состава населения, – заметил митрополит. – Для Северной Осетии, где около половины населения относят себя к православным христианам, основы православной культуры выбрали менее 2 % родителей. Это де-факто признание запрета на изучение православия в регионе.

Но наибольшую трудность представляет сохранение экспериментального характера преподавания. Пока это только один урок в неделю и только в четвёртых классах. В общей сложности – 34 учебных часа. «Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна», – сказал митрополит.

По мнению митрополита, практику религиозного образования в светской школе дискредитирует закономерное отсутствие хорошо подготовленных педагогов и слабая интеграция курса с другими предметами.

Настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур со второго по десятый классы, – считает представитель РПЦ. – Такой проект был разработан ещё в 2012 году. Самое время приступить к его реализации.

Начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Светлана Ермакова констатировала, что традиционные религиозные конфессии стали полноправными участниками образовательного процесса в светской школе, а религиозная культура – предметом активного общественного обсуждения.

Почти половина школьников четвёртых классов знакомится с религиями, в большей степени с православием, остальные предпочитают основы светской этики.

По данным на 20 октября 2016 года в России к преподаванию курса основ религиозных культур и светской этики приступили около 70 тысяч педагогов, в большинстве своём учителя начальных классов. Из них 95 % ещё до начала учебного года прошли курс повышения квалификации.

Недавнее тестирование педагогов, проводившееся на добровольной основе, показало: не все учителя хорошо знакомы с содержанием курса. Причём худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры».

Представитель Минобрнауки признала и проблемы с учебниками. В каких-то регионах их количество превышает число обучающихся, а где-то пособий не хватает.

По словам С. Ермаковой, вопрос о введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый класс нуждается в серьёзной проработке и обсуждении. Но Министерство под руководством Ольги Васильевой уже предприняло определённые шаги по подготовке программы преподавания православной культуры.

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков предложил отказаться от преподавания светской этики в рамках курса. Этим вопросам, считает он, можно уделять внимание на истории, обществознании и во внеклассной работе. Тогда курс по основам религий будет более цельным, гармоничным и удобным для восприятия. Можно подумать и об увеличении часов, отведённых для изучения предмета, но вводить его следует не в начальной, а в средней школе.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин большие возможности для духовно-нравственного воспитания   видит в дополнительном образовании. В регионах, по его словам, такой опыт уже имеется.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов посетовал, что при разработке нового курса, посвящённого основам духовно-нравственной культуры народов России, не было учтено мнение мусульман. 

– Мне бы не хотелось, чтобы в этом вопросе сработал фактор соревновательности и вслед за Москвой, Подмосковьем, Белгородчиной, Татарстаном, Тывой и Калмыкией регионы стали усиленно вводить в школах занятия по религиозной культуре титульного населения. Хотя подобные команды главы республик Северного Кавказа уже дали, – заметил он.

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин отметил, что великое заблуждение считать образование только дошкольным и школьным, «образование  должно быть до последнего вздоха человека».


Фото: Александр Бурый

Сергей Наумов,   министр образования Нижегородской области,   рассказал, что в регионе с 2005 года изучается в 8–9-х классах курс «История культуры и религии России». По нему разработан полный комплекс материалов – учебник, программы, пособия, хрестоматия, методические рекомендации. И значительное число учащихся в области делает выбор в пользу этого курса.

По итогам круглого стола был принят проект рекомендаций, которые после внесения дополнений и замечаний будут утверждены на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Также по теме



Новые публикации

Проект под названием «Русские и немцы снова вместе», предложенный к 200-летию лейпцигской Битвы народов обществом «Мост культур», должен соединить два Лейпцига – в Германии и на Урале, где появится уменьшенная копия знаменитого немецкого памятника Битвы народов 1813 года.
О том, как формировалась русскоязычная диаспора в Австралии, рассказывает гость юбилейной конференции, посвящённой 10-летию создания фонда «Русский мир», атаман Сводно-казачьей станицы в Австралии, основатель первого Русского музея в Австралии Михаил Овчинников.
Успешное распространение идей (хотя и не обязательно практик) гуманности и милосердия, длящееся уже полтора века и особенно заметное после Второй мировой войны всё более заслоняет тот факт, что на протяжении почти всей истории человеческая жизнь ценилась не очень высоко. А чаще всего совсем низко. Хотя можно обнаружить и обнадёживающие отклонения.
Более пятисот мастеров – от Мурманска до Сиднея – любители и профессионалы, собрались в Вологде на третий международный фестиваль кружева Vita Lace. Корреспондент «Русского мира» узнал, что кружево стало тем червонцем из пословицы, который нравится абсолютно всем.
«Желание западных СМИ очернить структуры, занимающиеся популяризацией российской культуры, не имеет под собой ни одного подтверждённого факта вмешательства этих организаций в политические процессы. Из всего этого напрашивается только один вывод: они боятся русского языка и русской культуры». Израильский политолог Авигдор Эскин – о значении русского языка и культуры.
«Русский мир: идентичность и консолидация» – дискуссия под таким названием состоялась в рамках конференции, приуроченной к 10-летнему юбилею фонда «Русский мир». Общую её идею можно выразить словами главы Старообрядческой церкви митрополита Московского и Всея Руси Корнилия: «Давайте же поддерживать друг друга и искать пути для возрождения России».
Гость юбилейной конференции, посвящённой 10-летию создания фонда «Русский мир», первый вице-президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Михаил Неборский – о том, каким образом эта организация помогает соотечественникам в других странах решать возникающие юридические проблемы.
21 июня исполняется 220 лет со дня рождения Вильгельма Карловича Кюхельбекера. В истории русской литературы он так и остался нелепым долговязым Кюхлей,  героем бесчисленных анекдотов и эпиграмм, великим неудачником. Как-то не сразу вспоминается, что этот человек был другом Грибоедова, Рылеева и Пущина.  «Мой брат родной по музе, по судьбам», – назвал его Пушкин.