Музей слова в поисках русской идентичности
Андрей Покидаев, художник, Алтайский край25.02.2015
Музей слова в селе Солоновка Алтайского края открылся в 2010 году. Это лишь часть творческого проекта «Стойбище алфавита». Музей в Солоновке, потом в курортной Белокурихе и в Барнауле задуман как необычная туристическая достопримечательность Алтая — его смысловым центром станет русский алфавит как символ отечественной культуры.
Идея создания Музея слова мне приснилась. Вернее, до этого много читал о русской азбуке, писал буквы как картины. Ведь если прочитать имена букв азбуки, а меня именно так учили читать, то получится картина мира: А — свет (раньше — Аз — местоимение, с которым отождествлял себя человек), Б — божественный, В — бесконечный, Г — глаголящий, Д — добро, Е — «есть, его не может не быть на Земле», Л — люди, М — мысль… И так все 33 буквы алфавита.
Но как их содержание и зашифрованный смысл показать в музее? Вот мне и приснилось много чего «буквенного», но главное, что я уловил в этом сне: буквы — они как икона. Потом уже сам об этом много думал, искал. Главное, как эти разрозненные буквы сложить в слова? И — какие слова? Те, что исцелить, и убить, и «полки за собой повести» могут. Я решил обратиться к целительным свойствам русского алфавита.
Так в селе Солоновка появился Музей слова. Начинался он с вырубленных из дерева главных букв азбуки во дворе моего дома, который потом стал музеем. Но музей не задумывался как мемориал или хранилище русской письменности. Это, скорее, живые мастерские — ремесленные, творческие, учебные — кому как нравится. И кто как любит —
Так и растекаются посетители по пространству музея. Например, раздел «Алфавиты народов мира» позволяет увидеть, потрогать и приобрести как сувенир разные славянские азбуки, алфавиты других народов мира, петроглифы, нанесённые с помощью лазерной технологии на обожжённые глиняные лепёшки, камни, деревянные срезы, бересту.
В творческих мастерских желающие могут попробовать себя в роли древнего писца или художника, работая с различными материалами. Расположение музея на одной территории с гончарной мастерской позволяет говорить о создании единого творческого пространства — ремесленного подворья, которое пока создаётся.
Наконец, образовательная программа — в Солоновке большая школа, рядом много сёл — включает в себя лекции. Их цель — открытие нового в алфавите, знакомом с детства: глубины смысла, красоты и значения русского алфавита. Тут мне представляется важным сформировать понимание того, почему основой идентичности любого народа является язык. И почему русский язык называют «великим и могучим».
Я на этот вопрос и детям, и взрослым туристам отвечаю просто: «Мысли материальны, и от людей зависят качество и объём этой материи». В этом смысле культуру и наш скромный музей как её микроскопическую часть можно понимать как процесс постоянного воспроизводства тонкой материи. Той самой, что создаёт атмосферу в семье, селе, городе, стране и мире.
Одна из задач Музея слова, одна из форм его жизни — культурологическое исследование русского алфавита. Это часть курса лекций музея, который учителя местной школы и волонтёры читают в школах и других учебных центрах Алтая. Надеюсь, наша деятельность в этом направлении будет набирать обороты. И тут мы не собираемся изобретать велосипед. Достаточно обратиться к опыту соседей. Например, Южной Кореи.
В Сеуле строится грандиозный музей, посвящённый корейскому алфавиту. Это будет трёхэтажное здание площадью одиннадцать тысяч квадратных метров, принадлежащее Государственному центральному музею — главному историческому музею страны. Музей хангыля (название корейского алфавита) проводит простую мысль: корейцы стали корейцами благодаря созданию алфавита, давшего народу уникальную культуру и национальную идентичность.
Другой полезный урок — опыт Армении по созданию древнейшего в истории человечества алфавита из фирменного «армянского» камня — туфа, добываемого в горах Армении. Кстати, в 2012 году армянский алфавит, изготовленный из золота, побывал в космосе. Столь бережное отношение к своей истории и культуре естественным образом образует отношение окружающего мира к этим народам и их самобытности.
В России до сих пор такого прочтения своего алфавита и его истории нет. На мой взгляд, это упущение, которое постепенно надеется ликвидировать Музей слова.
Солоновка — лишь начало. Далее — курортная и городская среда Алтайского края. И тут, помимо интерактивного, лекционного и познавательного методов работы Музея слова, нужны иные методы — туристические и фестивальные.
Думаю, впереди проведение фестивалей художников, гончаров, кузнецов, поэтов, песни и танцев,