EN

Снимается «Тихий Дон» для нового поколения

Светлана Хохрякова27.01.2015

Кинорежиссёр Сергей Урсуляк, за плечами которого такие масштабные телепроекты, как «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», взялся за новую экранизацию. В начале января он отправился с группой в Ростовскую область, в станицу Вёшенская, снимать «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Закончить съёмки рассчитывает к 1 апреля.

В шестнадцати километрах от Вёшенской родился Михаил Шолохов. В этих местах он начинал писать свой главный роман, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет. Годы спустя его авторство поставили под сомнение, исходя из того, что столь зрелое произведение молодой автор не мог написать в принципе.

Сергея Урсуляка подобные разговоры никогда не занимали. Он считает Шолохова выдающимся писателем. Когда-то в одном из интервью на вопрос о том, что бы он хотел снять, Урсуляк ответил: «Тихий Дон». И не покривил душой. Это исключительно его выбор, а не проект, предложенный телеканалом «Россия».

К «Тихому Дону» не раз обращались наши режиссёры. Первая экранизация Ивана Правова и Ольги Преображенской с Андреем Абрикосовым в роли Григория Мелехова вышла в 1931 году. Фильм Сергея Герасимова 1958 года с Петром Глебовым, Элиной Быстрицкой, Зинаидой Кириенко когда-то знала вся страна.

Многосерийный фильм Сергея Бондарчука, созданный при участии Великобритании и Италии, с Рупертом Эвереттом в роли Григория Мелехова не имел такой широкой популярности. Его постигла печальная судьба: сам автор так и не увидел своей картины. Версий случившегося множество — от перерасхода средств до разногласий с продюсерами. Только в 2006 году фильм вышел к зрителям. Его монтаж осуществлял сын покойного режиссёра Фёдор Бондарчук. А замысел снять «Тихий Дон» возник у старшего Бондарчука ещё в шестидесятые. Но пришлось сдерживать свои амбиции, поскольку Бондарчук был учеником Герасимова, которому сама идея сделать ещё одну экранизацию «Тихого Дона» не очень-то нравилась.

Обращение Урсуляка к роману Шолохова нет-нет да вызывает волну недоверия. Кто-то считает, что «Тихий Дон» давно и безнадёжно устарел, кто-то подсчитывает количество экранизаций. Но сам Урсуляк считает, что выдающиеся произведения литературы, к коим относится роман Шолохова, не устаревают. И у каждого поколения должна быть своя экранизация, созвучная времени и воплощённая определённым типом актёра.

Сергей Урсуляк исходил из того, что у актёра должно быть внутреннее право на роль в таком произведении. Дело не во внешнем сходстве, не в типажности. От всего этого Урсуляк как раз пытается уйти, и за это, наверняка, ещё получит очередную порцию оплеух.

Особенно женские роли окажутся далеки от сложившихся представлений, сформированных в том числе и предыдущими экранизациями. Герои значительно помолодели. Исполняют их совсем молодые актёры и даже дебютанты. Григория Мелехова сыграет Евгений Ткачук, который великолепно сыграл в картине Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь». Фильм очень долго шёл к зрителю и нормального проката не имел. Так что Евгений Ткачук, а он чрезвычайно одарённый актёр с фантастической внутренней пластикой и природной возбудимостью, почти неизвестен широкой публике. Внешность его изменили. Нос с горбинкой делает его лицо неузнаваемым. Сергей Урсуляк говорит, что если что-то не получится, то это будет целиком его вина как режиссёра, но никак не Евгения Ткачука. В нём есть темперамент, мужское обаяние, юмор, умение импровизировать.

Подготовительный период был долгим. Перед режиссёром прошли просто актёрские легионы, и с каждым из потенциальных исполнителей он разговаривал лично.

Аксинью сыграет недавняя выпускница Театрального училища имени Бориса Щукина Полина Чернышова. У неё совсем иной тип красоты, ничего общего не имеющий с тем, какой была Аксинья у Элины Быстрицкой в экранизации Сергея Герасимова. Роль Натальи досталась её однокурснице и младшей дочери режиссёра и актрисы Лики Нифонтовой — Дарье Урсуляк. Она поразительно похожа на свою маму. Оказалась она в картине вопреки изначальной установке Урсуляка: дочерей не снимать. А Даша — ещё и дебютантка, значит, тем более нельзя начинать у отца.

Дальше всё было ровно так, как происходит только в кино. Кто-то из актрис не пришёл на пробы, и надо было подыграть партнёру. Пришлось вызвать Дашу, которая пробовалась в это время неподалёку у другого режиссёра. И отцу понравилось то, как она это сделала, так что он сам же отказался от своего принципа. В картине задействованы не только начинающие артисты, но и корифей советского кино Людмила Зайцева. Эта превосходная и разноплановая актриса совершенно незаслуженно забыта новейшим российским кино. Она сыграет роль Ильиничны.

Рабочий день группы начинается иногда в шесть утра, а заканчивается после десяти вечера. Это связано с густонаселённостью картины, сложными актёрскими графиками, необходимостью застать разные временные отрезки — от рассвета до заката.

Урсуляк, как всегда, снимает так, как если бы это был полнометражный фильм. Всё основательно, не на лету. Он не выдаёт выработки по десять-пятнадцать минут в день, как случается в сериальном производстве. Идут репетиции, детальные разговоры с актёрами, особенно молодыми, которых надо погрузить в среду и определённую, совсем им незнакомую эпоху. Всё ровно так, как это делалось в большом советском кино.

Трудность ещё и в том, что снимается всё на натуре. Построена целая станица близ Вёшенской. Задействованы не только актёры, но и животные, множество лошадей. И в этом дополнительная сложность. 

Прежде чем выбрали Вёшенскую и её окрестности, объездили много других мест. Нашли подходящие пейзажи на Верхнем Дону, где есть и степные просторы, и холмы. Сергей Герасимов снимал свой «Тихий Дон» в двухстах километрах от Вёшенской. Но некоторые местные жители знают всё не только про героев романа своего земляка Шолохова, но и про то, как шли съёмки у Герасимова. Здесь, в Вёшенской, как и в Сростках Шукшина, местное население живёт духом своих знаменитых земляков.

Уже отсняли летние сцены, теперь взялись за зимние, потом будет ранняя весна. 

Всего предполагается снять двенадцать серий.

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.