«Святой в советском кинематографе»: лекция к 800-летию Александра Невского в Гамбурге
Екатерина Иванова, Гамбург
12.11.2021
11 ноября 2021 года в Русском центре Дома Чайковского в Гамбурге по случаю 800-летия со дня рождения великого князя Александра Невского (и 130-летия со дня рождения композитора Сергея Прокофьева) музыковед Дарья Форат представила гамбургской аудитории доклад «Святой в советском кинематографе». Ярким дополнением к мероприятию стало выступление артисток Юлии Сукмановой (сопрано), Елены Сукмановой (фортепиано) и Дарьи Подушко (фортепиано).
«И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона…» – так составитель жития Александра Невского выразил возникшее уже в XIII веке почитание русского князя как святого.
В начале XX века святость полководца становится для советской власти камнем преткновения. Пытаясь раскрыть «вековой обман народа» Русской православной церкви, большевики в 1922 году производят эксгумацию мощей князя Александра Невского с целью возбуждения уголовного дела против церковнослужителей. Однако доказательств не находят. Незадолго до начала Второй мировой войны подобные вопросы отходят на второй план. Национальная оборона требовала полной солидарности народа, а следовательно, и реабилитации некоторых ранее поруганных исторических деятелей.
Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года, музыку к которому написал Сергей Прокофьев, стал началом широкомасштабного и последовательного возвращения целого культурно-исторического пласта в национальное сознание русского народа.