Круглый стол «Проблемы и перспективы преподавания русского языка в зарубежных школах»
02.11.2010
В рамках Международного форума учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка 2 ноября в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина прошёл круглый стол «Проблемы и перспективы преподавания русского языка в зарубежных школах». Модератором выступила проректор ГИРЯП профессор Г.М. Лёвина. В круглом столе приняли участие директора зарубежных школ и центров русского языка, представители ассоциаций преподавателей из разных стран, в том числе из Венгрии, Польши, Израиля, Литвы, Италии и др.
В начале своего выступления Галина Лёвина определила круг вопросов, обсуждаемых на круглом столе. Это роль и статус русского языка в зарубежной школе, методическая обеспеченность учебного процесса, подготовка педагогических кадров для зарубежных школ и повышение квалификации учителей русского языка.
Было отмечено, что интерес к русскому языку с каждым годом возрастает. К примеру, в Венгрии, как отметил генеральный секретарь Венгерской ассоциации преподавателей, сейчас около 6000 изучающих русский. Это учащиеся школ и студенты. В стране существует 112 средних и общеобразовательных школ, где преподаётся русский язык.
Преподаватели русского языка обсуждали проблемы, среди которых недостаточное количество пособий и обучение студентов-нефилологов. Вопрос о том, должен ли преподаватель русского языка разбираться в специальности, студенты которой ходят на его занятия, стоит в большинстве стран довольно остро.
В дальнейшей дискуссии учителя задавали друг другу вопросы об особенностях преподавания русского языка в той или иной стране, делились опытом, выдвигали предложения по улучшению сотрудничества между собой, в частности, совместного написания учебных пособий, чтобы попытаться сделать их более или менее универсальными для студентов различных стран.
Из-за большого количества желающих выступить или задать вопросы докладчики были вынуждены несколько сократить свои выступления. Впрочем, все участники отметили важность подобных дискуссий и необходимость постоянного обмена мнениями и опытом по основным проблемам, возникающим в процессе преподавания русского языка в зарубежных школах.