EN
 / Главная / Публикации / Русский мир начинается дома

Русский мир начинается дома

15.11.2007

Иногда, встречаясь с европейцами и рассуждая с ними  на тему, почему наши отношения складываются столь сложно, особенно в последнее время, я говорю им в шутку: «Если бы русские выглядели, как китайцы, то есть были бы косоглазы, желтолицы и  совершенно непохожи на типичных белых обитателей Европы, то между нами было бы проблем куда меньше».  В том смысле, что внешность в данном случае – сильно обманчива. Потому что внешность (тот же цвет лица, часто очень похожие антропометрические данные) вроде бы подсказывает, что мы – такие же. А на самом деле – нет, конечно. Мы разные. Разница сказывается во всем – начиная от бытовых манер и кончая политическими традициями. Поэтому, когда говорят, что Россия – это часть европейской цивилизации, то, конечно, это так, но в этой правде всегда присутствует доля пиар-преувеличения.

Со стороны европейских политиков чаще всего в этой фразе как бы чувствуется некое слегка высокомерное «похлопывание по плечу»: мол, старайтесь-старайтесь, и вам зачтется. Когда им, в рамках дипломатического протокола, начинают вторить наши, то почти всегда вкладывают в это некий намек – мол, мы все же можем ну хотя бы о чем-то договориться.

Однако на любом – что бытовом, что политическом – уровне русских в Европе никогда не примут за «своих». И наше отчуждение с Европой никуда не ушло, оно даже стало более выпуклым, когда, с распадом СССР, ушли жалость и сочувствие к простым бедным «узникам тоталитарного режима». Освободившиеся узники вдруг оказались, во-первых, не такими уж бедными, а во-вторых, со своими принципами, мнениями и позициями по самым разным вопросам, а часто – и с неприятными для посторонних привычками. В последнее время к этому еще прибавилось и то, что они почему-то массово «любят Путина».

Прицокивать языком – «О, Достоевский! О, Толстой! О, Большой балет!», - это пожалуйста. Но затем прицокивание обернется холодным душем в каком-нибудь «шенгенском» консульстве,  где список документов, требуемых от «родственников по цивилизации» после так называемого «упрощения визового режима» значительно удлинился и усложнился для тех, кто не попал в «льготные категории», а время рассмотрения вашего нижайшего прошения – увеличился. Самым эффективным средством борьбы с этим «визовым геноцидом», на мой взгляд, стало бы вообще одностороннее предоставление всем европейцам безвизового въезда в Россию. Пусть едут. Это, быть может, тот самый случай, когда возможно «лечить» соседа великодушием и гостеприимством.

Мы могли бы как-то и иначе постепенно «приучать» друг друга к общению и взаимодействию, учиться взаимному, прежде всего бытовому, на уровне простых граждан, дружелюбию в общении друг с другом, если  бы нам удалось вырваться, наконец, из плена застарелых пропагандистских стереотипов. Ведь что такое – издавна и поныне – для среднестатистического европейца Россия и этот неведомый «русский мир»?  Матрешки, хохлома, гжель, православные храмы, кокошники, балет в стилистике Мариуса Петипа, ансамбль «Березка» и хор Красной Армии имени Александрова. Некий культурологический набор, стоящий для европейского обывателя примерно в одном ассоциативном ряду с коллекцией африканских масок. А носители этого набора – это некие аборигены, которые не вполне обучаемы урокам демократии. Стало быть – «недоцивилизованы».

Однако ж, применительно к восточным цивилизациям (скажем, китайской), в рамках философских мозговых штурмов где-нибудь в Давосе вполне приемлемо говорить о «западной» и «азиатской» формах демократии (ну ладно – не демократии, так способе правления) как об имеющих равное право на (со-)существование. В самостоятельности же «русскому способу правления» покамест отказано. Вот если бы русские выглядели как китайцы, тогда сопоставление «двух демократий» сразу же показалось бы абсурдным. А раз нет – будут сравнивать.

Но что бы мы ни делали, чтобы «соответствовать» - никогда мы полностью соответствовать не будем. Даже если довести ситуацию до абсурда и предположить, что мы приняли как свои все без исключения европейские законы и с этим придем и станем под порогом Евросоюза, умоляя нас впустить, нам все равно скажут «нет» - потому что «территория слишком большая».

А если взять да и перестать «пытаться соответствовать»? Причем – не в смысле «назло им всем отморозим себе уши» и впадем в демонстративное, вызывающее варварство и сатрапство, будем «назло» строить у себя вторую Северную Корею. А в смысле - просто перестать жить напоказ соседям и тем более «назло» им. Самоцелью должен стать не пиар русской цивилизации, а ее самосовершенствование, с ударение на слово «само-«. Ради себя самих. В целях обустройства собственной среды обитания. И не чтобы что-то кому-то доказать или противостоять неким «враждебным козням». А чтоб самим удобно, комфортно и богато жить. Чтоб не стыдно перед самими собой (а не чтобы наводить марафет напоказ иноземным гостям). Научиться уважать себя. Притом чтобы, во-первых, свои научились уважать своих же (власть имущие – население и уже потом - наоборот) и лишь во-вторых, чтобы наших научились уважать чужие. Едва (и если) это произойдет, особенно первое, все остальное приложится. «Русский мир» - как цивилизация, как образ жизни, построенный на самоуважении и, как ни крути, на осознанной самими же гражданами как жизненная необходимость демократии (а не чтобы «соответствовать» стандартам Совета Европы), тут же станет уважаемым во всем остальном мире. Более того – по-настоящему модным.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Во все времена переписка с родными и дорогими сердцу людьми давала силу, уверенность, надежду на лучшее. Немало и трагических историй связано с письмами. В День ручного письма вспомним несколько эпистолярных примеров, запечатлённых в русской литературе.
Международный проект Meet BRICS Art объединяет художников из России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР. В январе состоялось открытие их виртуальной выставки. Кроме того, участники проекта проведут онлайн-дискуссии: например, обсудят, как художники могут принять участие в оформлении города будущего стран БРИКС.
В стихотворении «Памятник» Александр Пушкин предрёк себе всероссийскую славу. Хантов среди народов, попавших в произведение классика, не оказалось, но Пушкина в Ханты-Мансийском округе и на Ямале любят и читают, в том числе на своём языке. Житель Салехарда Геннадий Кельчин переводит произведения классика на хантыйский, а на русский переложил древние легенды своего народа.
Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ) завершила большой проект «Учим русский язык, обучаем на русском», который выполнялся при поддержке Министерства просвещения России.
С начала беспорядков в Казахстане некоторые СМИ и Telegram-каналы рассуждали об угрозе русским, проживающим в республике. Якобы из-за ввода военных ОДКБ они окажутся в опасности из-за роста казахского национализма. «Известия» поговорили с русскими жителями страны, чтобы разобраться, как январские события повлияли на их отношения с казахами.
Сводка новостей со словами Крещение, крещенские купели, крещенские купания в 2022 году пестрит сообщениями об отмене традиции. И хотя у читающих подобные сообщения может сложиться впечатление, что праздник в этом году не удался, на самом деле всё наоборот.
В 2022 году Русско-венгерское общество в венгерском Пече отмечает 25-летие. Нынешний руководитель общества,  возглавивший его  в 2010-м, наш соотечественник Борис Якшов, – не только организатор самых разных мероприятий, но и прекрасный пианист, аккомпаниатор балетной труппы Печского национального театра.
Врать не буду – лететь не очень хотели, всё-таки мы любим погорячее. А что зимой на Кипре делать? Ни позагорать, ни в море поплавать. Но дети задумали именно там, на острове Афродиты, встретить всей нашей разлетевшейся по миру семьёй  Новый год.