EN
 / Главная / Публикации / Русский мир начинается дома

Русский мир начинается дома

15.11.2007

Иногда, встречаясь с европейцами и рассуждая с ними  на тему, почему наши отношения складываются столь сложно, особенно в последнее время, я говорю им в шутку: «Если бы русские выглядели, как китайцы, то есть были бы косоглазы, желтолицы и  совершенно непохожи на типичных белых обитателей Европы, то между нами было бы проблем куда меньше».  В том смысле, что внешность в данном случае – сильно обманчива. Потому что внешность (тот же цвет лица, часто очень похожие антропометрические данные) вроде бы подсказывает, что мы – такие же. А на самом деле – нет, конечно. Мы разные. Разница сказывается во всем – начиная от бытовых манер и кончая политическими традициями. Поэтому, когда говорят, что Россия – это часть европейской цивилизации, то, конечно, это так, но в этой правде всегда присутствует доля пиар-преувеличения.

Со стороны европейских политиков чаще всего в этой фразе как бы чувствуется некое слегка высокомерное «похлопывание по плечу»: мол, старайтесь-старайтесь, и вам зачтется. Когда им, в рамках дипломатического протокола, начинают вторить наши, то почти всегда вкладывают в это некий намек – мол, мы все же можем ну хотя бы о чем-то договориться.

Однако на любом – что бытовом, что политическом – уровне русских в Европе никогда не примут за «своих». И наше отчуждение с Европой никуда не ушло, оно даже стало более выпуклым, когда, с распадом СССР, ушли жалость и сочувствие к простым бедным «узникам тоталитарного режима». Освободившиеся узники вдруг оказались, во-первых, не такими уж бедными, а во-вторых, со своими принципами, мнениями и позициями по самым разным вопросам, а часто – и с неприятными для посторонних привычками. В последнее время к этому еще прибавилось и то, что они почему-то массово «любят Путина».

Прицокивать языком – «О, Достоевский! О, Толстой! О, Большой балет!», - это пожалуйста. Но затем прицокивание обернется холодным душем в каком-нибудь «шенгенском» консульстве,  где список документов, требуемых от «родственников по цивилизации» после так называемого «упрощения визового режима» значительно удлинился и усложнился для тех, кто не попал в «льготные категории», а время рассмотрения вашего нижайшего прошения – увеличился. Самым эффективным средством борьбы с этим «визовым геноцидом», на мой взгляд, стало бы вообще одностороннее предоставление всем европейцам безвизового въезда в Россию. Пусть едут. Это, быть может, тот самый случай, когда возможно «лечить» соседа великодушием и гостеприимством.

Мы могли бы как-то и иначе постепенно «приучать» друг друга к общению и взаимодействию, учиться взаимному, прежде всего бытовому, на уровне простых граждан, дружелюбию в общении друг с другом, если  бы нам удалось вырваться, наконец, из плена застарелых пропагандистских стереотипов. Ведь что такое – издавна и поныне – для среднестатистического европейца Россия и этот неведомый «русский мир»?  Матрешки, хохлома, гжель, православные храмы, кокошники, балет в стилистике Мариуса Петипа, ансамбль «Березка» и хор Красной Армии имени Александрова. Некий культурологический набор, стоящий для европейского обывателя примерно в одном ассоциативном ряду с коллекцией африканских масок. А носители этого набора – это некие аборигены, которые не вполне обучаемы урокам демократии. Стало быть – «недоцивилизованы».

Однако ж, применительно к восточным цивилизациям (скажем, китайской), в рамках философских мозговых штурмов где-нибудь в Давосе вполне приемлемо говорить о «западной» и «азиатской» формах демократии (ну ладно – не демократии, так способе правления) как об имеющих равное право на (со-)существование. В самостоятельности же «русскому способу правления» покамест отказано. Вот если бы русские выглядели как китайцы, тогда сопоставление «двух демократий» сразу же показалось бы абсурдным. А раз нет – будут сравнивать.

Но что бы мы ни делали, чтобы «соответствовать» - никогда мы полностью соответствовать не будем. Даже если довести ситуацию до абсурда и предположить, что мы приняли как свои все без исключения европейские законы и с этим придем и станем под порогом Евросоюза, умоляя нас впустить, нам все равно скажут «нет» - потому что «территория слишком большая».

А если взять да и перестать «пытаться соответствовать»? Причем – не в смысле «назло им всем отморозим себе уши» и впадем в демонстративное, вызывающее варварство и сатрапство, будем «назло» строить у себя вторую Северную Корею. А в смысле - просто перестать жить напоказ соседям и тем более «назло» им. Самоцелью должен стать не пиар русской цивилизации, а ее самосовершенствование, с ударение на слово «само-«. Ради себя самих. В целях обустройства собственной среды обитания. И не чтобы что-то кому-то доказать или противостоять неким «враждебным козням». А чтоб самим удобно, комфортно и богато жить. Чтоб не стыдно перед самими собой (а не чтобы наводить марафет напоказ иноземным гостям). Научиться уважать себя. Притом чтобы, во-первых, свои научились уважать своих же (власть имущие – население и уже потом - наоборот) и лишь во-вторых, чтобы наших научились уважать чужие. Едва (и если) это произойдет, особенно первое, все остальное приложится. «Русский мир» - как цивилизация, как образ жизни, построенный на самоуважении и, как ни крути, на осознанной самими же гражданами как жизненная необходимость демократии (а не чтобы «соответствовать» стандартам Совета Европы), тут же станет уважаемым во всем остальном мире. Более того – по-настоящему модным.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева