EN
 / Главная / Публикации / Русский мир начинается дома

Русский мир начинается дома

15.11.2007

Иногда, встречаясь с европейцами и рассуждая с ними  на тему, почему наши отношения складываются столь сложно, особенно в последнее время, я говорю им в шутку: «Если бы русские выглядели, как китайцы, то есть были бы косоглазы, желтолицы и  совершенно непохожи на типичных белых обитателей Европы, то между нами было бы проблем куда меньше».  В том смысле, что внешность в данном случае – сильно обманчива. Потому что внешность (тот же цвет лица, часто очень похожие антропометрические данные) вроде бы подсказывает, что мы – такие же. А на самом деле – нет, конечно. Мы разные. Разница сказывается во всем – начиная от бытовых манер и кончая политическими традициями. Поэтому, когда говорят, что Россия – это часть европейской цивилизации, то, конечно, это так, но в этой правде всегда присутствует доля пиар-преувеличения.

Со стороны европейских политиков чаще всего в этой фразе как бы чувствуется некое слегка высокомерное «похлопывание по плечу»: мол, старайтесь-старайтесь, и вам зачтется. Когда им, в рамках дипломатического протокола, начинают вторить наши, то почти всегда вкладывают в это некий намек – мол, мы все же можем ну хотя бы о чем-то договориться.

Однако на любом – что бытовом, что политическом – уровне русских в Европе никогда не примут за «своих». И наше отчуждение с Европой никуда не ушло, оно даже стало более выпуклым, когда, с распадом СССР, ушли жалость и сочувствие к простым бедным «узникам тоталитарного режима». Освободившиеся узники вдруг оказались, во-первых, не такими уж бедными, а во-вторых, со своими принципами, мнениями и позициями по самым разным вопросам, а часто – и с неприятными для посторонних привычками. В последнее время к этому еще прибавилось и то, что они почему-то массово «любят Путина».

Прицокивать языком – «О, Достоевский! О, Толстой! О, Большой балет!», - это пожалуйста. Но затем прицокивание обернется холодным душем в каком-нибудь «шенгенском» консульстве,  где список документов, требуемых от «родственников по цивилизации» после так называемого «упрощения визового режима» значительно удлинился и усложнился для тех, кто не попал в «льготные категории», а время рассмотрения вашего нижайшего прошения – увеличился. Самым эффективным средством борьбы с этим «визовым геноцидом», на мой взгляд, стало бы вообще одностороннее предоставление всем европейцам безвизового въезда в Россию. Пусть едут. Это, быть может, тот самый случай, когда возможно «лечить» соседа великодушием и гостеприимством.

Мы могли бы как-то и иначе постепенно «приучать» друг друга к общению и взаимодействию, учиться взаимному, прежде всего бытовому, на уровне простых граждан, дружелюбию в общении друг с другом, если  бы нам удалось вырваться, наконец, из плена застарелых пропагандистских стереотипов. Ведь что такое – издавна и поныне – для среднестатистического европейца Россия и этот неведомый «русский мир»?  Матрешки, хохлома, гжель, православные храмы, кокошники, балет в стилистике Мариуса Петипа, ансамбль «Березка» и хор Красной Армии имени Александрова. Некий культурологический набор, стоящий для европейского обывателя примерно в одном ассоциативном ряду с коллекцией африканских масок. А носители этого набора – это некие аборигены, которые не вполне обучаемы урокам демократии. Стало быть – «недоцивилизованы».

Однако ж, применительно к восточным цивилизациям (скажем, китайской), в рамках философских мозговых штурмов где-нибудь в Давосе вполне приемлемо говорить о «западной» и «азиатской» формах демократии (ну ладно – не демократии, так способе правления) как об имеющих равное право на (со-)существование. В самостоятельности же «русскому способу правления» покамест отказано. Вот если бы русские выглядели как китайцы, тогда сопоставление «двух демократий» сразу же показалось бы абсурдным. А раз нет – будут сравнивать.

Но что бы мы ни делали, чтобы «соответствовать» - никогда мы полностью соответствовать не будем. Даже если довести ситуацию до абсурда и предположить, что мы приняли как свои все без исключения европейские законы и с этим придем и станем под порогом Евросоюза, умоляя нас впустить, нам все равно скажут «нет» - потому что «территория слишком большая».

А если взять да и перестать «пытаться соответствовать»? Причем – не в смысле «назло им всем отморозим себе уши» и впадем в демонстративное, вызывающее варварство и сатрапство, будем «назло» строить у себя вторую Северную Корею. А в смысле - просто перестать жить напоказ соседям и тем более «назло» им. Самоцелью должен стать не пиар русской цивилизации, а ее самосовершенствование, с ударение на слово «само-«. Ради себя самих. В целях обустройства собственной среды обитания. И не чтобы что-то кому-то доказать или противостоять неким «враждебным козням». А чтоб самим удобно, комфортно и богато жить. Чтоб не стыдно перед самими собой (а не чтобы наводить марафет напоказ иноземным гостям). Научиться уважать себя. Притом чтобы, во-первых, свои научились уважать своих же (власть имущие – население и уже потом - наоборот) и лишь во-вторых, чтобы наших научились уважать чужие. Едва (и если) это произойдет, особенно первое, все остальное приложится. «Русский мир» - как цивилизация, как образ жизни, построенный на самоуважении и, как ни крути, на осознанной самими же гражданами как жизненная необходимость демократии (а не чтобы «соответствовать» стандартам Совета Европы), тут же станет уважаемым во всем остальном мире. Более того – по-настоящему модным.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Как правильно – не интересно или неинтересно, не важно или неважно? Наверняка с этим вопросом хоть раз сталкивался каждый пишущий. Однако решить эту лингвистическую задачку не составит труда, если вооружиться правилом.
«В латвийских политических условиях право на уроки русского языка и литературы приходится отвоевывать с боем. Русский язык и литература полностью вытесняются из системы школьного образования для того, чтобы ассимилировать русских. Или заставить их выехать», – пишет в своем эссе «От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?» на XXII Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Латвии Александр Филей.
Фонд «Русский мир» продолжает поддерживать международную программу Всероссийского детского центра «Океан» «Дети мира». В этом году смена проходила в рамках VII Международных спортивных игр «Дети Азии». «Океан» принял порядка 1300 ребят из Армении, Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Ливана, Монголии, Пакистана, Таиланда, Туркмении, Узбекистана и России.
История слова «Телеграм» насчитывает менее 10 лет, но за такой незначительный по меркам языка срок оно успело прочно войти в нашу речь. Однако чем чаще мы используем «Телеграм», тем больше возникает вопросов, касающихся правописания и склонения названия популярного мессенджера.
В Республике Конго надеются открыть русскую школу. Об этом проекте и о продвижении в Африке русского языка и российского образования рассказывает Дюк Мишель Нгебана – Почётный консул Российской Федерации в городе Пуэнт-Нуаре, заместитель председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников.
В городах Германии прошёл опрос, приуроченный к 80-летию Сталинградской битвы. Немцев спросили, знают ли они о нападении гитлеровцев на Советский Союз, о потерях СССР и значении Дня Победы для россиян, выходцев из советских республик и их потомков.
Освежает в жару, создаёт хорошее настроение, нравится взрослым и детям, отличается разнообразием вкусов – всё это о мороженом и его предшественниках. Интересны лакомства и с лингвострановедческой точки зрения.