EN

Школьная дипломатия: ребята из Ростова-на-Дону и Луганска побывали в гостях у сверстников в Индии

Светлана Сметанина26.11.2024

Светлана Усенко 26112024 1-1.jpg

Школьники из Ростова-на-Дону и Луганска побывали в гостях у своих сверстников из индийской школы «Санкта-Мария» в Фаридабаде. Двухнедельное дружеское общение не прошло даром: в индийской школе теперь работает Кабинет русского языка, а 99 % её учащихся записались на уроки русского, чтобы легче было общаться со своими новыми друзьями из России.

Одна из организаторов поездки, заместитель директора школы №53 им. Б. Н. Слюсаря, руководитель Центра поликультурного образования и многоязычия «Мир просвещения» Светлана Усенко рассказала, как прошла эта поездка.

Почти год назад в рамках международного культурно-образовательного сетевого проекта «IT-мир в диалоге культур», в который входят много школ из субъектов РФ и русских образовательных организаций зарубежья, ростовской школе № 53 удалось установить партнёрские отношения с Международной школой «Санкта-Мария» в Фаридабаде (Индия).

Большую поддержку в реализации этого проекта оказали основатель и глава Делийской ассоциации российских соотечественников Елена Барман и преподаватель русского языка как иностранного в школе «Санкта-Мария» Наталья Марочкина. Интересно, что на тот момент в индийской школе не было преподавания русского языка. Но, как рассказала Светлана Усенко, директор школы Махендер Редди был очень заинтересован в том, чтобы поддерживать отношения с российскими коллегами и на примере школьных обменов мотивировать учеников и их родителей к внедрению в школьную программу русского языка. И действительно, именно так всё и получилось. Но обо всём по порядку.

Светлана Усенко и директор школы «Санкта-Мария» Махендер Редди

Когда в апреле возникла идея организовать первый такой обмен, было решено, что российские школьники приедут в Индию в ноябре – как раз на один из самых важных индийских праздников Дивали. Поскольку ростовская школа долгое время сотрудничает со школой № 5 из Луганска, им предложили присоединиться к поездке. Третьим участником стала школа № 81 из Ростова-на-Дону.

Добирались мы до Дели с помощью сначала поезда, потом самолёта, –  рассказывает Светлана Усенко. – И везде, где наша делегация появлялась, это вызывало тёплый отклик у окружающих. В поезде нас расспрашивали, куда мы едем, в аэропорту нам сделали зелёный коридор, стюардессы и другой персонал «Аэрофлота» всячески старались нам помочь.

В Дели российская делегация из 43 человек прилетела в пять утра и сразу же ощутила себя в гуще событий. В Индии вовсю шло празднование Дивали – фестиваля огней, который символизирует победу света над тьмой, добра над злом. Воздух в Дели был пропитан селитрой, специями, очень жаркий и влажный. А сам город весь был украшен огнями. Фаридабад находится в полутора часах езды от Дели, и как только рассвело, на индийских дорогах началось весьма интенсивное движение – сплошной поток из автобусов, рикш, автомобилей и велосипедов, порядок в котором водители пытаются регулировать лишь звуковыми сигналами и направлением руки. А за окнами автобусами тем временем также происходило нечто необычное.

Пока мы ехали к Фаридабаду, ещё недостаточно рассвело, и дети в сумраке увидели, что кроны деревьев двигаются как будто сами по себе. А когда уже окончательно стало светло, мы увидели, что это не кроны, а буквально стаи обезьян, которые передвигались очень быстро с дерева на дерево. Впрочем, обезьяны вели себя вполне прилично и на дорогу выбегать не пытались.

Когда российская делегация добралась до школы, встречать её вышла буквально вся школьная администрация – весь управленческий состав и все те, кто так или иначе задействован в школьной жизни. По словам Светланы Усенко, была организована очень тёплая, душевная встреча. Не обошлось и без индийского колорита: на огромном подносе был насыпан специальный красный порошок, которым гостям ставили точки на лоб – как знак благословения. А они в свою очередь приветствовали всех встречающих индийским приветственным словом «намасте».

После сложного перелёта ребят и сопровождающих их взрослых разместили по секторам. Сама школа «Санкта-Мария» состоит из четырёх секторов: административное здание, сама школа, кампус для мальчиков и кампус для девочек. Поскольку это международная школа, там учатся дети не только из Индии, но и из Сингапура, Таиланда, Южной Кореи.

Нас первым делом отвели на завтрак, где к нам вышел главный повар школы, чтобы познакомиться с нашей делегацией. Мы в первый раз попробовали индийскую еду, насыщенную всевозможными пряностями и очень острую. Но, как нам потом сказали, сами индийцы едят гораздо более острую пищу, а для нас постарались приготовить «нейтральную» в их понимании. И вообще школьный повар всячески старался приготовить для нас что-то вкусное, особенное, но при этом не слишком острое.

Дети, конечно же, сразу же побежали знакомиться с территорией школы, где было много всего интересного. Это и спортивные площадки для баскетбола и волейбола, спортзал, конные манежи для занятий конным спортом, музыкальный зал, и залы для занятий танцами.  

Светлана Усенко 26112024 3-3.jpg

А потом гости из России отправились в торговый центр, чтобы приобрести национальную индийскую одежду для праздника Дивали. Конечно, девочки, как обычно, набрали огромное количество нарядов, так что все примерки в торговом центре были заняты русскими детьми, но в результате все были очень довольны. А вернувшись в школу, все уже полностью погрузились в атмосферу праздника: рисовали мандалы под музыку, а ещё делали глиняные лампадки, которые потом расписывали. А потом все эти зажжённые лампадки были выставлены по периметру школы. Вечером для гостей был устроен грандиозный фейерверк. А на танцевальной площадке местные преподаватели учили детей из России танцевать индийские танцы.

Светлана Усенко 26112024 3А.jpg

На следующее утро началось уже полноценное погружение в жизнь школы. Так, мальчиков разбудили в шесть утра, поскольку для них в распорядке дня утром были предусмотрены занятия в спортзале и в конном манеже. А потом уже гигиенические процедуры и завтрак. Так что поначалу нашим мальчикам такой ритм жизни показался очень сложным. Тем не менее они быстро втянулись. Тем более что по каждому виду спорта в индийской школе были специальные инструкторы, которые объясняли нашим ребятам, что и как нужно делать. Вообще, нас удивило, что в этой школе у каждого преподавателя обязательно есть помощники – по образованию и воспитанию. Для девочек утро началось с занятий йогой. И нашим девочкам это очень понравилось, так что в спортзал они ходили с удовольствием.

Поскольку в школе ещё продолжались зимние каникулы, второй день пребывания российской делегации организаторы посвятили посещению Дели и различных исторических мест в окрестностях столицы: храма Лотоса, исторического памятника «Ворота Индии». Повсюду к делегации из России было не просто повышенное, а буквально огромное внимание. Как рассказала Светлана Усенко, когда на вопрос «откуда вы приехали?» ребята отвечали, что из России, это вызывало восторг у окружающих.

Светлана Усенко 26112024 4-4.jpg

На время празднования Дивали в школе были каникулы. Но на третий день приезда все ребята уже вернулись. Индийская сторона подготовила для приветствия два красивых танцевальных номера. А самый трогательный момент, по словам Светланы, был, когда на сцену выходили ребята из школы «Санкта-Мария», которые стали наставниками для своих русских сверстников. Индийские школьники обнимали наших детей со словами: «Как я тебя долго ждал!».

Светлана Усенко 26112024 5-5.jpg

А главное, что буквально накануне приезда гостей из России, в индийской школе открыли Кабинет русского языка.

Да, специально к нашему приезду там появился Кабинет русского языка. Наталья Марочкина, которая помогала нам организовать нашу поездку, как раз учитель русского языка. Она сама из Санкт-Петербурга, а сейчас живёт в Индии и работает в этой школе. С сентября этого года там начали преподавать русский язык. После нашего отъезда Наталья мне прислала статистику: 99 % школьников записались на уроки русского языка! И это сейчас самый популярный предмет среди учащихся «Санкта-Марии».

А мы в свою очередь вручили подарки и сувениры для школы и для открывшегося накануне нашего приезда Кабинета русского языка. Мы привезли методические материалы для занятий русским языком, а также подарили индийским друзьям большую карту России с вновь присоединенными территориями. В этом нам помогла наш друг – Тутова Лариса Николаевна, депутат Государственной Думы, член Комитета Государственной Думы по просвещению, и мы ей очень благодарны за это.

Для своей поездки в Индию ребята из Ростова-на-Дону и Луганска подготовили специальные концертные номера и презентации о России.

– С Еленой Барман, главой Делийской ассоциации российских соотечественников, мы заранее договорились, что подготовим концерт для Русского дома в Дели и специальную программу для школы. В школе мы показали специальную презентацию на английском языке, с помощью которой рассказали о России, о Ростовской области и о Луганской народной республике. Потом наши ребята исполнили казачий танец и спели казачью песню. А ребята из Луганска показали выступление ансамбля ложкарей под песню «Калинка-малинка».

Светлана Усенко 26112024 6-6.jpg

Ну а потом все дети отправились на учёбу. Гостям из России даже выдали специальную школьную форму. Конечно, на первом уроке был ажиотаж в классе – индийские и русские дети общались между собой, а учителя, видя это, улыбались и отложили занятия. Но потом все втянулись в учебный процесс. Ребята учились, получали оценки, а учителя очень старались, чтобы их русским ученикам всё было понятно. А когда те чего-то не понимали, помогали программы перевода в телефоне. Для российского праздника Дня народного единства (отмечается 4 ноября – ред.) гости также подготовили свою программу.

В День народного единства мы выступили с концертной программой в Русском доме в Дели. Там собрались не только представители посольства России в Индии и наши соотечественники, но и те местные жители, кто интересуется русским языком и русской культурой. Нас поразило выступление индийских студентов, которые читали стихи на русском языке с такой проникновенной интонацией, что сразу было понятно, насколько глубоко эти студенты интересуются русской поэзией.

Светлана Усенко 26112024 7-7.jpg

На следующий день в школе устроили соревнования по баскетболу, которые команда из России проиграла. Но, по словам Светланы, столько человек – и сами школьники, и учителя – подходили потом к нашим ребятам со словами утешения и поддержки, что проигрыш в игре в итоге не сильно расстраивал.

И тогда, чтобы ещё больше поддержать своих детей, русские мамы в составе четырёх человек, которые ехали в качестве сопровождающих, решили напечь блинов.

Мы буквально вторглись на территорию нашего замечательного повара, который очень стойко выдержал такое нашествие. Потом мы ещё начали петь донские казачьи песни! А когда наши дети узнали, что блины готовы, начался настоящий ажиотаж – все очень соскучились по русской кухне! Так что за 15 минут огромная гора блинов была съедена детьми, которые, конечно же, ещё и угощали своих наставников.

Уже через несколько дней было заметно, как сдружились индийские и русские дети. По словам Светланы, поначалу дети из Луганска не шли на контакт, держались замкнуто и отстранённо. Но уже к четвёртому дню пребывания всё изменилось – и наши, и индийские дети стали как единая команда. Они понимали друг друга, сопереживали друг другу, поддерживали.

И конечно, особо запоминающимся событием стало путешествие в Тадж-Махал, организованное индийской школой. Поездка была сложная – шесть часов в одну сторону и столько же обратно. И всё же все вернулись оттуда совершенно счастливыми – Тадж-Махал произвёл на всех очень яркое впечатление.

Интересный момент: общаясь между собой, индийские ребята в первую очередь спрашивали, где находится Россия. Дело в том, что на уроках географии они изучают континенты, а не более привычные нам границы и расположение стран. На той карте России, что гости подарили Кабинету русского языка, индийские школьники нашли Ростов-на-Дону и Луганск.

Светлана Усенко 26112024 8-8.jpg

И ещё был очень запоминающийся момент – ярмарка для родителей местных школьников, на которой русские дети продавали сувениры из России и собственные поделки, которые привезли из России.

Наши дети очень ответственно подошли к этому мероприятию – украсили свою ярмарочную палатку, красиво разложили все сувениры, громко их рекламировали. Но самое главное – те деньги, которые они заработали на ярмарке, - были переданы на благотворительность бедным семьям, которым помогает школа «Санкта-Мария». На эти средства будут закуплены необходимые школьные принадлежности для детей из этих семей.

Потом мы показали наш концерт, с которым выступали уже в Русском доме в Дели. А наши русские костюмы вызвали настоящий восторг у индийских детей. Одна девочка так заинтересовалась русским народным костюмом, что мы ей его подарили.

Светлана Усенко 26112024 9.jpg

А ещё большой восторг вызвали наши подарки для учеников 5 – 6 классов: брелки с Чебурашкой и мягкая игрушка Чебурашка для украшения класса. Дело в том, что незадолго до нашего приезда эти ребята посмотрели российский фильм «Чебурашка», так что наши подарки вызвали настоящий восторг. В ответ она показали нам свои рисунки с Чебурашкой и другими героями фильма, который им очень понравился.

Наконец, наступил последний день пребывания российской делегации в гостях у индийской школы. Дети прощались друг с другом – без слёз тоже не обошлось – и, конечно же, обменивались адресами и подарками. Ну а главное, уже планировали будущую встречу, которая должна состояться в следующем году.

– Мы достигли трёх целей, которые ставили перед собой в этой поездке, - говорит Светлана Усенко. - Первое – это открытие Кабинета русского языка в школе «Санкта-Мария», второе – это заинтересованность индийских детей в изучении русского языка и знакомстве с русской культурой. И третье – это, конечно же, приезд делегации из международной школы «Санкта-Мария» к нам, в Ростов-на-Дону, в сентябре будущего года. Также у нас с руководством школы есть в планах создание международных детских лагерей на территории школы, куда могли бы приезжать и ребята из других российских школ.

Также по теме

Новые публикации

В русском языке управление подразумевает подчинение одного компонента словосочетания другому, причем в определённом падеже. Но тут возникают трудности: достигнуть желаемого или желаемое? Жаждать власти или власть? Просить денег или деньги?
16 июня 2025 года исполнится 100 лет самому известному международному детскому центру на южном берегу Крыма – «Артеку». В него мечтали попасть дети со всего Советского Союза, а потом и России, а также из других стран мира.
Владислав Краус обучает русскому языку детей в сельской школе Узбекистана, построенной его дедом, и руководит местным ансамблем русского танца. В этом году педагог стал победителем III Международного конкурса цифровой журналистики «РуМирОнлайн» и принял участие в XVI Ассамблее Русского мира.
«Лингвистика без границ» – под таким девизом с 9 по 13 декабря в Москве проходит Первый Евразийский конгресс лингвистов. Масштабное международное научное событие объединило свыше 500 учёных из 46 стран. В рамках конгресса были представлены ключевые направления развития современной лингвистики и ведущие мировые научные школы.
8 декабря на площадке Русского дома в Дубае при поддержке фонда «Русский мир» прошёл Международный фестиваль культуры, искусства и спорта «Русская душа», посвящённый Дню установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами.
Сегодня в Сенегале более 7000 школьников изучают русский язык. Проблема в том, что многие учебные пособия устарели, а новых нет. Тем не менее изучать русский язык в стране хотят многие, и причиной тому - независимая политика России и личная популярность президента Владимира Путина.
Людмила Семаан – студентка Ливанского университета, член Молодёжного крыла Координационного совета организаций российских соотечественников Ливана. Мы поговорили о ситуации в стране и о жизни русской диаспоры в это непростое время.
Как известно, навык безошибочного письма приобретается в тесной связи теории и практики, т. е. усвоении правил и выполнении упражнений, способствующих запоминанию. Сегодня вспомним правописание букв ы/и после приставок, поскольку промахи, связанные с этой орфограммой, выявляются постоянно.