Студенты выбирают образы России
Алла Шеляпина12.02.2024
В Институте гражданской идентичности Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина 9 февраля состоялось первое заседание рабочей группы «Творческая лаборатория: образы России», собравшая представителей нескольких ведущих вузов Москвы.
В преддверии и во время проведения Всемирного фестиваля молодёжи педагоги вузов и эксперты из некоммерческих организаций планируют спросить у российской молодёжи и их сверстников из других стран, какой они видят будущую Россию. В каких словах и визуальных образах готовы её описать. Как эти слова и визуальный ряд отражают ценности и смыслы российской национальной идентичности и влияют на желание иностранцев учиться и жить в России.
Несмотря на политические вызовы, с которыми столкнулась наша страна, академическая мобильность остаётся на прежнем уровне. Она лишь меняет вектор направленности в сторону Глобального Юга. По данным Министерства образования и науки России, в 2023/24 учебном году в вузах нашей страны обучаются 355 тысяч иностранцев. Это меньше запланированных 425 тысяч, объявленных министерством в 2019 году. Но очевидно, что все планы прошлых лет сначала были отменены ковидными ограничениями, а затем и мировым политическим кризисом. Тем не менее, Россия занимает шестое место в мире по числу иностранных студентов после США, Великобритании, Канады, Франции и Австралии. На вступительную компанию 2024 года решено сохранить квоту на бюджетные места для иностранцев в размере 30 тысяч мест. Но потенциал наших университетов в обеих столицах и региональных центрах не достиг своего предела. Уже сейчас ведущие федеральные вузы развернули широкую кампанию по привлечению абитуриентов из-за рубежа на новый учебный год. Россотрудничество через сеть своих представительств в разных странах также активно занимается приглашением студентов в российские вузы.
Кроме того, привлекательный облик обновлённой страны помогает принять решение нашим соотечественникам, особенно из недружественных стран, вернуться обратно на историческую родину. А тем иностранцам, которые хотят жить в стране с традиционными семейными ценностями, свободой предпринимательства, экологически чистыми продуктами и окружающей средой, решиться на переезд в Россию. В попытках «отменить» русскую культуру, власти Европы и Америки наоборот стимулируют своих жителей ещё больше интересоваться культурным наследием России.
Именно во время проведения крупных международных мероприятий большое число их гостей, приехавших к нам, имеют возможность близко познакомиться и со страной, и с людьми, её населяющими. Совсем недавно мы вспоминали Зимнюю Олимпиаду в Сочи 2014 года, грандиозные шоу открытия и закрытия спортивного праздника. В них авторы и режиссёры постарались показать главные вехи развития России, её достижения и традиции. 40 тысяч зрителей на сочинском стадионе «Фишт» и 3 млрд. телезрителей по всему миру посмотрели грандиозную церемонию открытия XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года.
Чемпионат мира по футболу 2018 года в России больше всего удивил гостей технологическим прорывом, который показала страна буквально на своих улицах. Гости столицы были поражены тем, что не только в московском метро, но и на остановках общественного транспорта свободно работает wi-fi, можно подзарядить телефон в ожидании электроавтобуса и в течение 20 минут получить заказанную в сервисе онлайн-доставки пиццу в любой точке города. Ну а от нашего электронного сервиса Госуслуг иностранцы были просто в культурном шоке! Сегодня этим сервисом ежедневно пользуются около 6,5 млн. россиян. Однако и русским традициям нашлось место в «трендах удивления» иностранных гостей. Они увезли с собой новое старое русское слово kokoshnik, которое долго ещё держалось в модных трендах не только одежды, но и молодёжной культуры.
Эхо предстоящего Всемирного фестиваля молодёжи в Сочи будет слышно долгое время. Потому что эта встреча людей из разных стран даст старт новым совместным проектам, укрепит уже существующие связи и построит новые. «Начнём будущее вместе!» – таков лозунг предстоящего международного форума. Чтобы показать всё богатство и разнообразие нашей страны, гостей фестиваля ждёт региональная программа с посещением 30 российских городов с 10 по 17 марта. Какой гости увидят современную Россию, мы узнаем после окончания программы.
Работа «Творческой лаборатории: Образы России» продлится в течение года и охватит несколько образовательных центров, в том числе и в городах Региональной программы Всемирного фестиваля молодёжи. Со студентами вузов опытные эксперты проведут проектные сессии, на которых участники попытаются собрать семантическое ядро и главные визуальные образы России. Изучить влияние на них привычных стереотипов и ментальных шаблонов, мешающих вырваться из плена прежних нарративов, ориентированных прежде всего на западную цивилизацию и её ценности. Посмотреть, как изменения социально-политических реалий влияет на трансформацию образа страны в целом. Ведь он, как и всё культурное пространство, к которому принадлежит человек, является важной составляющей его идентичности, оказывает влияние на жизненное целеполагание. Поэтому этот образ можно рассматривать как индикатор состояния общества и перспектив развития страны в целом. Участники лаборатории планируют узнать, какой молодёжь видит будущее России через 30 – 50 лет. Полученные результаты будут представлены иностранным студентам российских вузов, членам зарубежных партнёрских организаций для получения обратной связи: хотели бы они учиться или жить в такой стране.
Хотя старт творческой лаборатории дали представители РАНХиГС, МПГУ им. Ленина, РЭУ им. Плеханова, Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина, Международной Академии наук педагогического образования и Московского экономического института, здесь ждут всех желающих в России и за рубежом включиться в работу проекта. Расширение круга вовлечённых позволит собрать более разнообразные мнения и пожелания к тем методам и форматам, с помощью которых в дальнейшем будет транслироваться образ России. Определить, к каким объединяющим нас всех идеям, символам будут обращены мысли и воспоминания молодёжи в разных странах при упоминании нашей страны.