Прощай, московский троллейбус!
Редакция портала «Русский мир»27.08.2020
Как сообщал «Русский мир», в российской столице решили отказаться от использования троллейбусов. Начиная с 25 августа в Москве полностью исчезли троллейбусы – их сняли с последних шести регулярных маршрутов (номера м4, 28, 59, 60, 64 и 72). По маршруту м4 уже давно курсирует электробус, по остальным пущены автобусы.
Чтобы легче было оценить масштаб изменений, достаточно напомнить, что до 2015 года Москва обладала крупнейшей в мире сетью троллейбусов с длиной линий более 600 км.
История московского троллейбуса насчитывает почти столетие. Первый троллейбус по столице начал курсировать в 1933 году. Кстати, в 30-е в Москве по Ленинградскому шоссе даже ходил английский двухэтажный троллейбус AEC.
Планировалось, что постепенно троллейбусы заменят трамваи – менее удобный в городе вид транспорта, требующий прокладки специальных путей, в то время как троллейбус может ездить по обычным городским улицам.
Троллейбусное сообщение в Москве бурно развивалось в 50-е и 60-е годы, а в 70-е троллейбусные маршруты были проложены по основным радиальным артериям города. Правда, вскоре выявился один существенный недостаток этого вида транспорта, с которым сталкивались практически все москвичи: на линиях из-за аварий или перебоев с электричеством периодически возникали серьёзные заторы.
И тем не менее многие любят этот вид транспорта благодаря его малошумности и быстрому разгону и какому-то особому уюту. В отличие от автобусов, где практически все водители – мужчины, среди водителей троллейбусов было много женщин (помните фильм «Берегись автомобиля»?). В общем, было что-то в троллейбусах, что заставляло с особенной теплотой относиться к этому экологичному виду транспорта.
«Может, только в наших парках так было, не знаю, но вокруг всегда были открытые, приятные лица, все водители друг другу помогали — и на маршруте, и так, по жизни, – делится один из бывших водителей троллейбуса, ныне вынужденно пересевший за руль автобуса. – Все шли друг другу навстречу: и начальники маршрутов, и остальные водители, диспетчеры.
Начинаешь общаться с водителями автобусов, какие-то они нелюдимые, сами в себе зажатые. А у нас все было не так, больше на семью похоже. И хорошего было больше, даже вот сейчас, под занавес, когда машины уже не ремонтировали и они доживали свои последние дни».
Списанные, но не выработавшие свой ресурс троллейбусы отправляют не на свалку, а передают в другие города России. География – от Махачкалы до Петрозаводска и от Смоленска до Владивостока.
Столичные власти уверены: будущее – за электробусами, и это мировой тренд. Далеко не все москвичи согласны с таким подходом. В январе 2017 года даже состоялся митинг за сохранение троллейбусной сети в столице. Тем не менее новыми машинами на электротяге, но уже без привычных всем проводов и «рогов» активно заменяются не только троллейбусы, но и автобусы. Этот новейший вид транспорта появился в Москве в 2018 году, но уже сейчас по их количеству город занимает первое место среди европейских столиц. В настоящий момент курсирует 450 электробусов, а к 2024 г. «Мосгортранс» намерен довести их количество до 2600 и более единиц. Кстати, все машины производятся в России – это разработка ПАО «КамАЗ».
«25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта − по троллейбусным маршрутам поехали электробусы. Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем – это шаг вперёд. Будущее за инновационным электрическим транспортом. Когда-то точно так же популярную конку в столице сменил новый на тот момент вид транспорта – трамвай», – заявил генеральный директор «Мосгортранса» Леонид Антонов.
Всё же один троллейбусный маршрут в столице останется – навсегда. «В знак уважения к троллейбусу», - отмечается в заявлении главы «Мосгортранса». Это «утешительный маршрут» от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Правда, ходить по нему будет всего два ретротроллейбуса…