EN
 / Главная / Все новости / Концерт «Забытые музыкальные сокровища русского Серебряного века»

Концерт «Забытые музыкальные сокровища русского Серебряного века»


03.02.2010

При Русском центре Немецко-русского института культуры в Дрездене 30 января 2010 года открылся литературно-музыкальный салон.

Пианистка Ольга Бобровникова, живущая в Брюсселе и выступающая в разных странах, представила малоизвестного русского (немецкого происхождения) композитора и педагога Московской консерватории Павла Августовича Пабста (1854–1897), современника, друга и соратника Петра Ильича Чайковского. О Пабсте сегодня известно мало, и Ольга начала поиски его следов. Нашла фотографии, документы, рукописи и ноты в Москве и Париже, в Лондоне и Нью-Йорке. И Дрезден не оказался в стороне: Пауль Пабст жил здесь в 1869–1871 гг. Здесь он написал «Баркаролу», посвящённую поездке на колесном пароходе по Эльбе. В Дрездене жила Элизабет Крамбах, кузина композитора. Семья Крамбахов принадлежала в то время к культурной элите саксонской столицы. Ольга отыскала и захоронения семьи Пабст в Тюрингии, в Риге, Кёнигсберге и Киеве, а также могилу самого композитора в Москве.

В начале концертной встречи Ольга Бобровникова познакомила гостей с историческими фильмами и фотодокументами памятных мест, с музыкальными записями. Прозвучал отрывок записи на старинном фонографе, осуществлённый во время одной из встреч Пабста и Чайковского в 1874 году в Киеве. На основе писем, документов и собственных исследований она написала книгу, один из экземпляров которой подарила Немецко-русскому институту культуры.

Во второй части концерта были исполнены восемь произведений композитора, которые сопровождались показом фильма. К коронации царя Александра III в феврале 1882 года Пабстом был написан единственный концерт для фортепиано с оркестром. При исполнении за роялем сидел выдающийся пианист Антон Рубинштейн. Ольга Бобровникова представила отдельные небольшие отрывки из концерта, исполнив его на 80-летнем рояле фирмы «Красный Октябрь», преемницы фирмы Шрёдер из Санкт-Петербурга. Инструмент был мастерски и с любовью отреставрирован на средства дрезденского института.

В заключение концерта звучали темы из русских опер – «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина» Чайковского.

Музыка Пабста, поздняя романтика, в некоторых моментах очень лирическая, представляет целый спектр между драмой и нежными чувствами, часто элегическая, живая или мощная. Для присутствующих вечер явился настоящим открытием мира до сих пор не известных звуков. Поэтому сердечные благодарные аплодисменты не были преувеличенными.

Надо отметить, что Ольга Бобровникова отказалась от гонорара. Как основательница фонда «MuSic» в поддержку больных рассеянным склерозом, о котором знает не понаслышке, она пожертвовала всю сумму в пользу больных.

«Музыка укрепляет и возвышает человека и может мобилизовать силы на выздоровление», – сказала пианистка в заключительном слове.

Концерт русской пианистки, который повторно прошёл 1 февраля, стал ценным вкладом Русского центра и Немецко-русского института культуры в продолжающиеся проекты «Русские следы в Дрездене» и «Саксонцы в России».

Норберт Ландсберг

Рубрика:
Тема:
Метки:

Новости по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева