EN
 / Главная / Все новости / Как сохранить русскую культуру в Израиле?

Как сохранить русскую культуру в Израиле?


14.01.2011

В странах Исхода евреи были насильственно оторваны от многотысячелетней культуры и традиций своего народа. В Израиле наблюдается перекос в иную сторону. За 20 лет Большой алии выросло поколение детей, родившихся здесь, которые практически не знакомы или мало знакомы с великой русской культурой, с её могучим и звучным языком, на ценностях которых воспитывались поколения их отцов и дедов. Это озаботило центр «Содружество», которым руководит заслуженный деятель искусств России бывшая сибирячка Лариса Стадлер.

К ней в полной мере применима пословица: «Дело человеком ставится и человеком славится». Репатриантка конца 90-х, Лариса Соломоновна активно занимается культурной и благотворительной работой. Уже шесть лет центр «Содружество» проводит фестивали «За мир на планете» и «Радуга народов мира», которые объединяют представителей разных национальных культур, семена которых привезла с собой Большая алия не только из государств бывшего СССР, но и из стран Европы, США, Латинской Америки, вплоть до Южной Африки и Австралии.

В последний период центр «Содружество» при поддержке фонда «Русский мир» претворяет в жизнь проект «Возрождение», направленный, в первую очередь, на привлечение детей и подростков русскоязычных израильтян к изучению русского языка, приобщению подрастающего поколения в семье, школе, детских садах, других общественных заведениях к познанию русской культуры через различные формы и жанры.

При поддержке фонда «Русский мир» центр «Содружество» проводит состязания знатоков «Что? Где? Когда?», поэтические конкурсы «Русское слово», на которых дети и их родители декламируют стихи русских поэтов XVIII-XX веков, «Золото слова – 2010», где выступают с собственными поэтическими опытами. Фонд помогает центру не только деньгами. В подарок мы получили собрание книг по истории, культуре, изобразительному искусству, а также прекрасные учебники русского языка и компьютеры.

В июне 2010 года при финансовой помощи фонда в Бат-Яме открылся Дом творчества для детей и молодёжи «Бейт Наве-Элиэзер» с академией культуры, основная цель которой – изучать русский язык в разных возрастных группах, а также совершенствовать творческие способности подрастающего поколения. Обучение с увлечением помогает отвлечь наших детей от неблагоприятного влияния улицы, когда подростки предоставлены сами себе, ограничиваются дискотеками, подпадая под влияние некоторых «вожаков», приобщающих неустойчивых к потреблению алкоголя и наркотиков.

За полгода сформировалось 7 групп по изучению русского языка и 5 групп по развитию творческих способностей.

Как это выглядит на практике? Дети 3-5 лет объединены в группы, где изучают русский язык во время занятий ритмикой (песни на русском языке), моторикой (заучивание поговорок и пословиц, изготовление поделок из разных материалов, названия которых звучат по-русски) и т.д.

Дети старше 6 лет проходят специальный курс русского языка, изучая поэзию, литературу, музыку и изобразительное искусство, участвуя в конкурсах и фестивалях.

В Доме творчества создан ещё один программный курс: дети посещают оперные и опереточные спектакли, концерты классической музыки, где звучат рассказы исполнителей об истории происхождения произведения и самого жанра.
Обобщению достигнутого, и те только в Бат-Яме, но и в других городах Израиля, была посвящена научная конференция, прошедшая в самом конце декабря как завершающий аккорд фестиваля «Радуга народов мира».

В фойе Дома творчества «Наве Элиэзер» участников форума встретили красочные афиши отгремевших фестивалей и трогательная выставка детских рисунков «Мы рисуем мир». На конференцию съехались учёные и преподаватели-русисты от севера до юга нашей страны: от Хайфы до Беэр-Шевы, от Нагарии до Ашкелона.

На пленарном заседании прозвучали доклады дважды лауреата Госпремии России, академика Израильской независимой академии развития наук (ИНАРН), главного учёного Центра науки и технологии в Ашдоде профессора Юлия Рубенчика «О формировании новой личности через сохранение культуры и русского языка»; логопеда высшей квалификации из Ашкелона Юлии Ригберг, предложившей компьютерные механизмы для обучения детей и подростков, имеющих нарушение функций речи; вице-президента ИНАРН директора Международного комплекса «Открытый институт мыслительной деятельности» (МК ОИМД) профессора Константина Бравого на тему «Механизмы модернизации культуры и воспитания будущего через сохранение русского языка»; его заместителя по ОИМД профессора Григория Окуня, показавшего, что система высшего образования новой эпохи взяла на себя функции просвещения в XXI веке.

С сообщением о деятельности литературно-музыкального салона академика Г.Окуня в Ашдоде выступила член Союза писателей Израиля Галина Агаронова. Будучи хозяйкой салона, она провела за три года 79 встреч на русском языке с поэтами, врачами, музыкантами, актёрами, искусствоведами, журналистами. Салон с удовольствием посещают и взрослые, и дети.

Недавно Г. Агаронова завершила стажировку в гуманитарном отделении Ашдодского центра науки, получив диплом квалифицированного литературного критика. За годы учёбы она написала несколько десятков статей и рецензий на произведения израильских русскоязычных писателей, издала их в двух книгах – «Дорога на Парнас» и «Как оседлать Пегаса». Центр «Содружество» наградил автора двухтомника Золотой медалью «За вклад в сохранение и развитие русской культуры и искусства в Израиле», которую вручила лауреату Лариса Стадлер.

Координатор Международного совета по научной экспертизе биоинформационных технологий, член учёного совета ОИМД Бениамин Гут из Ашкелона рассказал о роли сознания в решении проблем воспитания будущего поколения Израиля.

С особым вниманием выслушали главного директора Любавичского Хабад-центра в городе Хайфа раввина Шауля Бурштейна, поднявшего острую проблему духовного воспитания детей и подростков.

На секциях обсуждались практические вопросы. Леонид Ходос из Крайот рассказал, как они с дочерью выпускают интернет-газету в помощь воспитателям и преподавателям-русистам. Людмила Раковская, окончившая консерваторию в России по классу  фортепьяно и не работавшая с маленькими детьми, сейчас с полной отдачей работает музыкальным руководителем в детском саду в Нетании. Дорогу к русскому языку малыши проторяют через разучивание детских песенок, скороговорок, речёвок. Аналогичным опытом поделилась преподаватель русского языка Мария Фуксман из Тель-Авива. Участники конференции также узнали, как арт-психолог Ирина Давидова из Ришон ле-Циона выявляет скрытые таланты у ребёнка.

Присутствующих огорчило отсутствие внимания к проблемам русскоязычных членов Кнессета, депутаты которого не только не почтили своим вниманием конференцию, но даже не прислали приветствий. В заключение, сгруппировавшись по секциям, участники разработали и приняли обращение к Кнессету, призывая озаботиться сохранением культуры и русского языка у молодых поколений репатриантов.

К открытию конференции был выпущен красочно оформленный журнал «Содружество-2010». В нём, в частности, опубликована статья члена Союза журналистов СССР, председателя пресс-группы МК ОИМД Ольги Файнберг о личном творческом опыте распространения знаний по литературе и языку страны Исхода для русскоязычных израильтян. Она и её недавно ушедший из жизни муж – заслуженный деятель искусств, писатель, академик ИНАРН Авраам Файнберг – выступили за 15 лет более чем в 40 городах и населённых пунктах Израиля с презентациями своих книг и лекциями по литературе и изоискусству. Статья завершается его стихотворением «Чистый свет», фрагмент из которого привожу:

Культура русская богата,
Поток наследия густой.
Влияние на мир крылато,
Влечёт духовной красотой.

Культура русская неровна,
Немало пятен для хулы.
Но чистый свет её духовный
Достоин высшей похвалы.

Ольга Хайкинсон

Метки:
грант, грант, центр содружество

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева