EN
 / Главная / Все новости / Завершился первый этап европейской олимпиады к 320-летию Санкт-Петербурга

Завершился первый этап европейской олимпиады к 320-летию Санкт-Петербурга

Редакция портала «Русский мир»
28.03.2023

Фото Дарьи Кропотовой

25 марта в Русском доме в Риме подвели итоги первого этапа V Европейской исторической олимпиады к 320-летию Санкт-Петербурга «Здесь будет город заложён!», организованной Учебно-методическим центром по изучению русского языка и культуры «Николай Гоголь» при поддержке фонда «Русский мир» и Русского дома в Риме.

Более 300 школьников из Италии, Испании, Франции, Северной Македонии, Нидерландов, Германии, Греции, России и Турции и других стран представили свои исследования по истории города на Неве, его архитектуре, а также жизнеописания выдающихся выходцев из Санкт-Петербурга. Многие участники посвятили свои работы истории блокады Ленинграда.

В онлайн-трансляции с напутственным словом в адрес участников олимпиады выступил профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Перевезенцев. К собравшимся также обратилась директор Русского дома в Риме Дария Пушкова, отметив, что всегда очень сложно выделить лучших. Но вместе с тем, по её словам, главное в жизни – соревноваться не с кем-то, а с самим собой.

Состязание проходило в трёх конкурсных номинациях. Жюри оценивало актуальность исследований на заданную тематику, полноту использования информации, эрудицию, библиографию и видеоряд, выбранный юными соотечественниками для презентации своих проектов.

В категории «Эссе» победителем стала Вера Бобров (Милан, Италия) за рассказ «Новаторства в Санкт-Петербурге». Второе место разделили Алёна Матвейчук (Милан, Италия) с работой «Мои впечатления от посещении главных соборов Санкт-Петербурга» и Даниела Теова (Северная Македония) с рассказом «История Санкт-Петербурга в памятниках животным». Третье место присудили участнице из Франции Марии Шибрийе за эссе «Французский архитектор Исаакиевского собора» и конкурсанту из Испании Тимофею Олянину за рассказ «Отечества достойный сын – русский архитектор Михаил Земцов».

В номинации «Историческое исследование» первое место заняли Ольга Ларина (Россия) за доклад «Героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года (на примере памятных мест Санкт-Петербурга)» и Марк Гронштейн (Милан, Италия) за исследование «Зодчий Санкт-Петербурга – Антонио Ринальди». Второе место разделили Александра Свинарева (Барселона, Испания) с исследованием под названием «Блокада Ленинграда» и Анастасия Поздеева (Италия, Рим), которая рассказала о жизни детей в блокадном Ленинграде. Третье место разделили Григорио Карузо (Рим, Италия), исследование «Предыстория основания Санкт-Петербурга в значении “собирания русских земель”»: мотивы, факты, события и версии» и Екатерина Маратканова (Испания), исследование «Северная Венеция».

Победительницей в категории «Художественный турнир» стала Даниела Теова (Северная Македония), которая прочитала стихотворение Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Второе место досталось Евгению Гладуну (Милан, Италия) за исполнение стихов О. Берггольц «Наш сад» и К. Чуковского «Ленинградским детям». Третье место разделили Александра Свинарева (Барселона, Испания) и Евдокия Обрезанова (Неаполь, Италия), которые зачитали стихи и прозу о Северной столице.

Окончательные итоги олимпиады будут подведены в мае 2023 года, когда завершится последний этап – конкурс рисунков. Работы победителей будут выставлены в Русском доме в Риме специально ко дню рождения города на Неве. Организаторы продолжают принимать рисунки участников.

Своими впечатлениями о мероприятии поделились организатор олимпиады, члены жюри и учителя русских школ в Европе.

Елизавета Хамраева, зав. кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ (г. Москва): «Меня как человека, живущего в России, поражает, с какой любовью, с каким знанием дела относятся к олимпиаде дети, которые приезжают в Рим вот уже пятый раз и которые готовят совершенно блестящие исследования, может быть даже лучше, чем это сделали бы их российские сверстники. Такого рода мероприятия не просто пробуждают интерес, но дают им понять, что за ними – великая история, большая страна, что все они, несмотря на то, что живут в совершенно разных местах, – её часть и имеют к ней отношение. И я вижу с какой гордостью они воспринимают этот факт! Поэтому я считаю, это великолепно, что такого рода мероприятия в наше сложное время случаются и так успешно проходят».

Наталья Переславцева, президент Учебно-методического центра по изучению русского языка и культуры «Николай Гоголь»: «Русская история никого не может оставить равнодушной. Люди, начавшие её изучать, увлекаются, а это значит, что они начинают читать, слушать и писать на русском языке. И в данном контексте он (русский язык – прим. ред.) рождает не только факт закрепления навыков изучения языка как такового, но и ту эмоцию и любовь, которые остаются на всю жизнь. Ведь с изучением истории приходит понимание культуры, искусства, роли личности в историческом процессе… И в то же время историю можно изучать на примере художественной литературы, на примере изучения творчества песен, музыки… Этот всеобъемлющий и уникальный вид науки формирует ученика как неравнодушного, интересующего человека, рождает ученика-гражданина. И с моей точки зрения, именно поэтому изучение русской истории даёт нам такую многогранную отдачу».

Татьяна Апалькова, руководитель курсов русского языка при организации соотечественников «Союз», секретарь Почётного консульства России в г. Патры (Греция): «Наши ребята не первый раз принимают участие в олимпиаде. И в этот раз они с огромным нетерпением ждали встречи с Римом. Готовились долго и основательно. Предложенные темы вызвали огромный интерес. Я считаю, что написание исторического исследования в этом возрасте очень сильно помогает детям в плане стимулирования изучения истории. Так как у нас школа воскресного дня и часов на изучения данного предмета мало, как, впрочем, специалистов и учебников… У русскоязычной диаспоры почти нет учебников по истории. Но, как сказал Максим Свистунов в своей презентации, нельзя допускать того, чтобы историю переписали. Если наши дети не будут знать историю, то те, кто её пишет, смогут очень легко ими манипулировать и воспитать совершенно другое поколение. Поэтому участие детей в возрасте 15 – 18 лет очень актуально в подобных олимпиадах».

Виктор Кушнерик, учитель истории школы «Радуга» (Испания): «Важность таких мероприятий просто невозможно переоценить, потому что незнание истории рождает равнодушие, а равнодушие порождает неприязнь. Если ребёнком не заниматься, то через 2 – 3 года он полностью ассимилируется в местной среде. Я знаю живущие в Испании русские семьи, в которых ребенок абсолютно равнодушен к той стране, откуда родом его родители. Важно сохранить память об исторических корнях. Всё идёт из семьи, и если ещё есть такое подспорье, как русская школа, то будет и результат. Могу привести совершенно уникальные примеры. В одном случае испанец удочерил двух девочек из России и отдал девочек в школу, чтобы они учили русский и не забывали культуру своей родины. И ещё одна потрясающая история: русская мама умерла, а папа-каталонец сделал всё возможное, чтобы его три дочери продолжали изучать русский язык и культуру в нашей школе. И теперь они прекрасно владеют русским, без акцента».

Метки:
грант, олимпиада, история, Санкт-Петербург, диаспора, российские соотечественники

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева