Как осуществлять общение в семье сразу на нескольких языках?
Анастасия Климова, Нюрнберг
25.07.2018
В субботней школе «Перспектива» и русском лицее «Пушкин» Русского центра в Нюрнберге закончился цикл лекций «Психология возраста».
Задуманный изначально руководителем лицея Нателлой Якимов как познавательно-ознакомительные встречи родителей с детским и семейным психологом на протяжении учебного года цикл трансформировался. Сформировалась инициативная группа родителей, посещающих наши лекции и обменивающихся знаниями и опытом. По просьбам родителей темы цикла немного корректировались, больше внимания уделялось тем аспектам, которые вызывали большее количество вопросов и повышенный интерес.
Самыми обсуждаемыми темами стали «Преемственность культуры, эффективное взаимодействие в межкультурном пространстве» и «Психологическая готовность к школе», также живой интерес вызвала последняя тема из цикла – «Основные составляющие свободного времени и эффективного детского отдыха».
Большинство родителей обеспокоены вопросом воспитания детей в рамках сразу двух культур, и проблема здесь гораздо глубже, чем овладение двумя/тремя языками одновременно. Как правило, в сфере культуры и традиций происходит столкновение менталитетов. Причём в семьях, где оба родителя являются представителями одной (и не немецкой) культуры, проблема межкультурной коммуникации стоит более остро: дети, с одной стороны, легче и быстрее осваивают немецкую среду, с другой стороны, сталкиваются с непониманием со стороны родителей и острым навязыванием родительской культурной самобытности. Наиболее обсуждаемые вопросы в рамках этой темы: как сохранить у ребёнка понимание и любовь к истории и традициям той страны, культурными представителями которой являются родственники (напр., какое Рождество праздновать: католическое или православное)? Как осуществлять общение в семье сразу на двух/трёх языках? Как простроить систему поощрений и наказаний? С какого возраста давать деньги на карманные расходы и сколько?
Традиционно важным вопросом становится психологическая готовность ребёнка к школе. Можно сказать, что эта тема так или иначе затрагивалась неоднократно в рамках обсуждения таких тем, как формирование ответственности, мотивации, роль игры в развитии ребёнка и т. д. Многие родители понимают, что их дети к шести годам (когда нужно идти в школу в Германии) ещё не готовы к новому статусу ученика, дети не наигрались, не замотивированы на длительное обучение, не хотят следовать новым школьным и домашним правилам и т. д. И именно в этих вопросах очень ценен обмен опытом между родителями, а также обсуждение с психологом эффективных упражнений и навыков, помогающих родителям поддержать ребёнка в начале нового этапа взросления.
Подводя итоги, можно сказать, что лекции-встречи родителей с психологом, кандидатом психологических наук, Анастасией Климовой получились достаточно востребованными и эффективными, сложилась атмосфера доверия и поддержки, сформировался более конкретный запрос от родителей на обсуждения для будущих встреч. Поэтому опыт такого взаимодействия с родителями в рамках субботней школы и русского лицея будет продолжен в следующем учебном году.