EN
 / Главная / Все новости / Интерес к русскому языку в странах СНГ не снижается

Интерес к русскому языку в странах СНГ не снижается

Редакция портала «Русский мир»
03.04.2018


29 марта 2018 года в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане состоялся заключительный (очный) этап Международной олимпиады по русскому языку для школьников стран СНГ, которая проводилась Чувашским государственным университетом имени И. Н. Ульянова при поддержке фонда «Русский мир».

Два отборочных тура олимпиады проходили дистанционно. В них приняли участие более 950 учащихся из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. Олимпиадные задания были разработаны для трёх возрастных категорий: младшая (10–12 лет), средняя (13–15 лет) и старшая (16–18 лет). Во время первого тура ученики выполняли задания в тестовой форме. Второй тур был творческим: необходимо было написать сочинение по произведениям А. С. Пушкина. По итогам первого и второго туров к участию в третьем (заключительном) этапе олимпиады были допущены около 200 школьников.


29 марта олимпиадные состязания проходили в очной форме одновременно в трёх городах – Душанбе, Бишкеке и Фергане. Участников очного тура гостеприимно приняли Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева и Ферганский государственный университет. Для проведения очного этапа в страны-участницы приехали преподаватели-филологи Чувашского государственного университета.

Наибольшее количество участников очного тура – 129 человек – было в Душанбе, поскольку с самого начала именно в Таджикистане ребята участвовали в олимпиаде наиболее активно. Однако и в Фергане, и в Бишкеке количество участников заключительного этапа было вдвое больше запланированного – 61 и 66 человек соответственно. В начале работы над проектом организаторы олимпиады предполагали, что в очном туре примет участие всего 100 человек из всех стран-участниц. Оказалось, что интерес к русскому языку почти в три раза выше ожидаемого. В олимпиаде участвовали представители самых разных городов и сёл Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.


Во время олимпиады параллельно проходил обучающий семинар для учителей и преподавателей «Инновационные подходы в преподавании русского языка: проблемы, перспективы, обмен опытом». Педагоги проявили не меньшую активность, чем их ученики.

На торжественном открытии олимпиады во всех странах-участницах руководство вузов принимающей стороны, а также организаторы олимпиады, приветствуя участников, выразили уверенность в том, что олимпиада внесёт важный вклад в дело укрепления дружбы и сотрудничества между странами, даст дополнительный импульс к изучению русского языка. Участникам олимпиады было продемонстрировано видеоприветствие ректора Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова А. Ю. Александрова, который выразил признательность за любовь к русскому языку и живую заинтересованность в его изучении.


Церемония награждения победителей и призёров вызвала множество бурных эмоций. Дети радовались призам, дипломам и сертификатам и тому, что они приняли участие в интересном и полезном мероприятии. 

Олимпиада показала, что интерес к русскому языку в странах СНГ не снижается. Ребята продемонстрировали высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, проявили логику, смекалку, языковое чутьё и находчивость. 


Отзыв об олимпиаде учителя русского языка и литературы из средней школы № 40 в Фергане Эльмиры Яшиновны Салахутдиновой:

«Говорят, самое приятное – это когда хорошего не ждёшь, а оно берёт и случается. Так случилось у нас в Фергане с олимпиадой по русскому языку для школьников стран СНГ.

Известие о возможности участвовать в олимпиаде по русскому языку всем желающим всколыхнуло наши школы. Я узнала о предстоящем конкурсе из учительской группы в Телеграмме, сразу отправила задания по Интернету своим сильным ученикам, для других возможных желающих распечатала 10 экземпляров. На следующий день прямо на уроках рассказала об олимпиаде ученикам в школе. Распечатки заданий разлетелись как горячие пирожки. В следующие дни распечатывала ещё и ещё. Интерес превзошёл мои ожидания. Даже слабые ученики хотели попробовать свои силы: поодиночке и в группах разбирали тесты, приносили черновики сочинений. Я не могла нарадоваться! Помогала отправить по электронной почте выполненные задания тем, кто затруднялся сделать это самостоятельно. С каждым днём желающих участвовать становилось всё больше. Но не все, конечно, смогли довести работу до конца. Когда начали приходить сертификаты, стали звонить родители, расспрашивали, удивлялись, радовались успехам детей. Все: и взрослые, и дети – с нетерпением и большим волнением ждали 29 марта: ведь никто не знал, какие именно задания будут на 3-м туре. Сертификаты по итогам 2-го тура получили из нашей школы 14 человек. Заранее обговорили с директором освобождение от уроков на этот день. Один из пап вызвался накануне олимпиады съездить в университет – уточнить подробности на месте.


И вот настал долгожданный день. Мы собрались возле здания университета, некоторых учеников сопровождали мамы, был даже один дедушка. Мы прошли в большую аудиторию, где состоялось торжественное открытие олимпиады. Все вместе: дети, учителя, родители – познакомились с организаторами олимпиады и планом проведения 3-го тура. Приятно было услышать видеоприветствие ректора Чувашского университета и познакомиться с представителями администрации Чувашского и Ферганского университетов. Затем взрослые вышли из помещения, а ученики были разбиты на группы по возрастам и ровно в назначенное время начали работу над тестами.

Для нас, учителей, был подготовлен семинар, содержательность которого превзошла ожидания. Тематика докладов была очень разнообразна и актуальна. Я получила для себя массу полезных идей, тем, наглядности к урокам русского языка в историческом и современном аспектах. Очень порадовало то, что все видеоматериалы семинара были любезно нам предоставлены в электронном виде.


Также обрадовало и то, что тексты заданий остались на руках у учеников, мы смогли после конкурса подробно разобрать ошибки. Первые отзывы детей после выполнения заданий – "было трудно, но интересно", "тесты отличаются от наших", "а как ты ответил на этот вопрос?", "хотел бы ещё порешать; жаль, что закончились вопросы". Задания были разноплановые, занимательные, учтены возрастные интересы детей. Обязательно использую этот материал как шаблон для составления итоговых тестов. На время проверки работ мы отправились в школу, обедали и делились впечатлениями с одноклассниками и коллегами. За весь этот долгий день не случилось ни одной досадной мелочи, которая испортила бы настроение или впечатление от этого мероприятия. Всё проходило в очень тёплой дружелюбной атмосфере, спокойно, уважительно и организованно.

Во время награждения мне с детьми пришлось пережить целый спектр эмоций: радость, удивление, гордость за одних, разочарование, горечь – с другими. Порадовали призы – планшеты, электронные книги, флешки. Такие значительные призы помогли детям осознать ценность собственных знаний, стимулировали их интерес к русскому языку и литературе, стремление учиться, участвовать в конкурсах, веру в свои способности. Участие в олимпиаде подарило нам много исключительно положительных эмоций, за что мы бесконечно благодарны. Желаем вам успеха во всех начинаниях!»



Метки:
грант, олимпиада по русскому языку, молодёжь

Новости по теме

Новые публикации

21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева