<< Назад
«Альтернативная и массовая журналистика», Глазунова Софья. Номинация «Новое решение» (Россия, г. Железногорск)
На сегодняшний день, в эпоху глобализации возникает вопрос о возможных траекториях развития журналистики. И это вопрос не только использования новых цифровых технологий, но также и политики: в демократических, переходных и авторитарных режимах массовая журналистика (МЖ) сталкивается с большим количеством проблем. Так каждые 3 года известная телерадиовещательная организация Би-Би-Си, вынуждена сокращать сотни людей, ввиду больших финансовых затрат. Кроме того, известные случаи с утечкой секретной информации в СМИ, как например, дело Сноудена, «Викиликс» и «Панамские оффшоры», которые доказали, что в демократическом информационном пространстве больше не гарантируется право на безопасность. В авторитарных и транзитных режимах журналисты чаще всего находятся под контролем государства с помощью гласной или негласной цензуры, использования административных и финансовых рычагов.
На фоне этих тенденций появляются и другие виды журналистики, бросающие вызов основным тенденциям в МЖ. В англоязычной литературе исследователи все больше обращаются к альтернативной журналистике (АЖ), где каждый гражданин имеет право голоса в большом разнообразии социально-политических проблем. Различия между двумя типами журналистики довольно значительны, тем временем сходства не так очевидны. Гипотеза исследования состоит в том, что взаимозаменяемость практик и обмен технологиями между субъектами МЖ и АЖ может обеспечить прочное будущее для профессии в целом.
Для подтверждения гипотезы потребуется концептуализация двух терминов, для выявления сходств и различий проведение SWOT анализа, а также изучение 2 кейсов для создания практических рекомендаций.
Альтернативная и массовая журналистика
Описывая альтернативную журналистику, можно предположить, что ее определение вытекает из множества определений массовой, но с некоторыми особенностями. О каких особенностях идет речь?
Изучение АЖ тесным образом связано с работами шотландского профессора Криса Аатона. В соавторстве с Т. Хэркап, Дж. Хэмильтоном, К. Вол-Йоргенсеном и др. исследователями они определили теоретическую рамку для АЖ.
Собрав многие определения АЖ, мы построили их с помощью доказательства от противного. Так каждый признак АЖ может начинаться с приставки –не, включая логическое положение, что «альтернативная» это «немассовая».
Альтернативные журналисты – это непрофессионалы. Профессор из Эдинбурга Крис Аатон в своих трудах отмечает, что создатели альтернативных СМИ это любители, чья цель представить нерепрезентативные группы в обществе, включая протестных активистов, диссидентов и даже фанатов .
Альтернативные СМИ – это некоммерческие организации. Они не конкурируют на рынке с целью привлечь покупателей или аудиторию. Такие СМИ существуют на собственные средства или пожертвования. Т. Хэркап отмечает, что они также организованы в неиерархическом порядке, где все акторы равны между собой .
С. Форд, выделяет несколько подвидов альтернативной журналистики: это политическая, независимая, местная, гражданская, радикальная и т.д. Исследователь объясняет, что АЖ – это новое испытание или своеобразный ответ на недостатки МЖ, в зависимости от недостатка и меняются названия вышеперечисленных подвидов .
Так, например, в следующих параграфах мы проанализируем один из подвидов АЖ – гражданскую журналистику (ГЖ), которая возникла как ответ на отсутствие связи с гражданским обществом в МЖ.
SWOT анализ
Опираясь на теоретическую дискуссию вокруг альтернативной и массовой журналистики, проанализируем основные преимущества и недостатки обоих типов.
Табл. 1 Массовая журналистика
Сильные стороны
- Профессиональная элита журналистов с большим опытом и инструментарием
- Оплачиваемая работа
- Авторитет и потенциал доверия СМИ
- Высокий уровень информационной безопасности Слабые стороны
- Журналисты могут быть подконтрольны властям или бизнес-структурам
- Большие расходы на оплату труда: журналистов, фотографов, редакторов и т.п.
- «Количество» вместо «качества»
Возможности
- Использование развитых средств коммуникации в международных проектах
- Высокая скорость производства новостей с большим персоналом.
Угрозы
- Теряется скорость в эру новых информационных технологий
- Могут потерять независимость
- Сокращения штата
Некоторые из пунктов SWOT анализа вытекают из предыдущего теоретического обзора, то время как некоторые требуют пояснения. Авторитет или потенциал доверия издания массовой журналистики может быть обеспечен с помощью редакции, бренда, опыта журналистов, аудитории определенного издания. Так, политики обычно дают интервью известным журналистам или изданию чаще, чем неизвестным, а тем более непрофессиональным.
СМИ также имеют потенциал доверия в обществе. Человек читает одну и ту же газету, смотрит один и тот же телеканал по утрам. Люди привыкли доверять СМИ, не только из-за неопровержимых фактов, но и потому что это стало частью их повседневной жизни.
Табл.2 Альтернативная (гражданская) журналистика
Сильные стороны
- Независимость от коммерческих и государственных структур
- Высокий уровень гражданского участия
- Большая репрезентация непредставленных в СМИ групп интересов
Слабые стороны
- Неоплачиваемая работа, что может повлиять на продуктивность результатов
- Проблемы с поиском финансирования
- Индивидуалистская работа
- Низкий уровень безопасности
- Не обладают потенциалом доверия
- Представляют чаще всего одну точку зрения
Возможности
- Использования ресурсов крауд-фандинга
- Развитая сеть альтернативных журналистов может обеспечить благоприятную среду для демократического развития
Угрозы
- Преследование со стороны властей или др. структур
- Может превратиться в активистскую деятельность
- Этические проблемы
Одной из опасностей, нависших над АЖ является трансформация в активистскую деятельность. Представление малых групп интересов не предполагает альтернативной точки зрения, так как они изначально отделяют себя от основного общества. Статьи могут трансформироваться в призывы, журналисты в активистов и т.д. И хотя, ГЖ провоцирует к действию за счет высокого участия в ней граждан, но грань между активистской и экстремистской деятельностью здесь очень тонкая.
Патрик Батлер, обобщая результаты Международного Симпозиума по Онлайн-журналистике, говорит, что главный вопрос о «Викиликсе» на сегодняшний день состоит в том, был ли Ассанж активистом или журналистом?
«Панамские Оффшоры», «Фонд по борьбе с коррупцией» и комплементарность
Предполагая, что наиболее выгодные решения для выживания МЖ и АЖ в эпоху глобализации кроются в расследовательских проектах, мы использовали 2 российских кейса, целью которых было выявить массовые коррупцию во власти.
Проект Панамские оффшоры был создан силами профессиональных журналистов по всему миру, основан на засекреченных документах и призван выявить массовую коррупцию во всем мире. Одним из участников этих событий был журналист «Новой Газеты» Роман Анин. В своем интервью он описал принципы работы над этим делом . Название статьи сразу ставит нас в центр дискуссии об АЖ: “Даже самому заинтересованному политическому активисту потребовались бы годы, чтобы сделать эту работу”. Сам Роман справился с этой работой за год. Он описал сложность и уникальность всего проекта в нескольких принципах: взаимодействие с финансовыми аналитиками в области оффшоров, отмывании денег; шифрование почты, использование безопасного мессенджера, использование только безопасных каналов передачи информации; работа с большими объемами информации; подтверждение информации без знания источника; много полевой работы.
Анин настаивает, что никто кроме профессионалов эту работу сделать не может. Но другие примеры непрофессиональной журналистской деятельности общественности в России доказывают обратное.
Фонд по Борьбе с Коррупцией (ФБК) является негосударственной, некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на выявление фактов коррупции в российском государстве . Согласно последним исследованием российских политологов, в России политический режим относится к одной из разновидностей авторитарного режима, в частности «электоральному авторитаризму» (Г. Голосов, 2008). В авторитарных режимах из-за тех препятствий, которые испытывают журналисты и СМИ, АЖ вынуждена принимать другие формы, в том числе и в виде негосударственных организаций.
Но деятельность ФБК нас интересует не с политической точки зрения, а скорее с инструментальной и журналистской. В организации работает около 35 человек, в структуре есть социологическая служба, отдел юристов, менеджеры проектов и главный редактор. Они не профессиональные журналисты, но все эксперты в других профессиональных областях, таких как: недвижимость, юриспруденция, расследования.
ФБК существует на средства пожертвований от индивидуальных лиц. В 2015 году фонд получил 39 млн. руб., от 41.000 лиц. Авторы отчета о трате средств фонда говорят, что в основном деньги идут на зарплату сотрудникам фонда, а также аренды за офис.
В расследование о деятельности Генерального Прокурора РФ авторы умело пользовались открытыми и закрытыми источниками информации и с помощью современных средств цифровых технологий смогли представить это в виде фильма-проекта и получить большой отклик в виде более 3х млн. просмотров.
В своей работе авторы призывают не только посмотреть фильм, но также и побуждают к активным политическим действиям: отправить запрос Президенту, Следственный Комитет прямо через сайт ФБК. Авторы ФБК переступают тонкую грань между АЖ и активистской деятельностью, тем самым поощряя давление государства на подобные проекты.
Рекомендации
Как преодолеть трудности, которые возникают на пути журналистских расследований в АЖ и МЖ, и каким опытом, возможно, стоит обменяться? Основываясь на теоретической базе, SWOT-анализе и кейсах, предлагается несколько рекомендаций.
Краудфандинг для МЖ. Краудфандинг, как в ФБК может быть использован и в МЖ. Ник Ньюман, в докладе Института Reuters “СМИ, журналистика и технологии предсказания 2016” говорит о том, что будущее журналистики так или иначе связано с платным контентом. Включая, краудфандинг, микро-платежи и подписку. В каких-то случаях это будет означать, что пользователю придется платить двойную цену за контент (как например, налогоплательщикам из Великобритании, которые смотрят BBC) но таким образом, они платят только за то, что им действительно интересно.
Авторитетные платформы для альтернативных журналистов. Сотрудничество между АЖ и МЖ очевидно для специалистов-практиков уже сейчас. Так, например, газета Guardian (Великобритания) публикует комментарии и материалы блоггеров на своей платформе. Это может стать основой для доверия альтернативным журналистам, авторитетное издание не будет публиковать материалы с нежелательным для ее аудитории контентом.
Организации, обеспечивающие безопасность для АЖ. Безопасность журналистов – ключевая проблема АЖ в недемократических режимах. Крупные альтернативные СМИ могут нанять юриста или специалиста по информационной безопасности, в то время как маленькие издания не защищены от произвола властей или других структур. Сэм Беркхэд описывает опыт международной организации WITNESS (англ.- Свидетель), которая обеспечивает обучение и поддержку людей, использующих видео в правозащитной деятельности .
Этические семинары, воркшопы для АЖ в горячих точках. Участие в таких семинарах позволит предупредить все неблагоприятные последствия для журналистов от их работы, в том числе и морально-этических аспектов. Или, семинары для журналистов, которые работают в конфликтных зонах, чтобы максимально обеспечить безопасность.
Выводы
Целью данной работы было выявить различия и сходства между альтернативной и журналистикой, а также найти точки пересечения в двух, казалось бы, разных типах журналистики. Эти точки пересечения мы нашли в расследовательских проектах, которые осуществляют как профессионалы, так и любители по всему миру.
Определения двух понятий являются частью актуальной дискуссии в исследовательском сообществе. В работе использовалось понятие гражданская журналистика, как разновидность альтернативной с высоким уровнем гражданского участия.
SWOT анализ выявил основные преимущества и угрозы для существования АЖ и МЖ в эпоху глобализации. Тогда как 2 приведенных кейса позволили выработать рекомендации по развитию журналистики в целом за счет внутренней комплементарности между АЖ и МЖ. Предложенные рекомендации могут использовать как профессиональные издания и журналисты, а также создатели альтернативных СМИ.
Новости
Контакты
Конкурс «Со-Творение»
E-mail: konkurs2016@russkiymir.ru
Конкурс «Слово за нами»
E-mail: slovozanami@russkiymir.ru
Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!»
E-mail: rogachkova@russkiymir.ru
Телефоны: +7(909) 935-60-17;
+7(495) 981-66-70 доб. 177.