EN
<< Назад

«Мы помогаем помнить», Новикова Валентина. Номинация «Поколение мира» (Россия, г.Волхов)

«Мы помогаем помнить»

На этой неделе в студию «VFM» пришли необычные гости: члены региональной общественной организации без образования юридического лица по увековечиванию памяти погибших в крушении баржи № 752 17 сентября 1941 года и обороне острова Сухо 22 октября 1942 года «ОСТРОВ СУХО».

Молодые, крепкие парни сразу предупредили – бояться такого длинного, громоздкого названия не стоит, ведь за ним кроется чистый патриотизм и искренняя любовь к своему краю.

Георгий Данилов, Андрей Блинов и Кирилл Крупп являются соучредителями организации, о проектной деятельности которой на территории Ленинградской области они и рассказали корреспонденту волховской радиостанции.

«На самом деле, хоть в названии нашей организации этого не отражено, проект реализуется сразу на двух островах: Сухо и Птинов, - поясняет Георгий Данилов. - Оба острова представляют собой неразрывно связанное событиями 1941-1942 годов место памяти военнослужащих и гражданских лиц, погибших при переправе через Ладогу по большой трассе Дороге жизни, а также командиров и матросов Ладожской флотилии, принявших неравный бой и отразивших атаку вражеского десанта».

Действительно, сведения о трагедии баржи № 752, произошедшей 17 сентября 1941 года в районе между о. Сухо и банкой Северная Головешка, в течение длительного времени были известны только очевидцам и узкому кругу историков. Официальный доклад о катастрофе был рассекречен только в 2004 году. Из-за колоссального количества человеческих жертв, в народе эту баржу нарекли «Ладожским Титаником».

Первой блокадной осенью в ночь на 17 сентября 1941 г. в районе между банкой Северная Головешка и о. Сухо почти одновременно погибли три баржи: с боеприпасами, с двумя пулемётными батальонами и баржа № 752, где находилось в общей сложности от 1200 до 1500 человек: курсанты и командиры военно-морских учреждений Ленинграда.

Для буксировки баржи в Новую Ладогу был выделен буксирный пароход «Орёл», а для сопровождения и защиты её от воздушных налётов противника - канонерская лодка «Шексна». Отход «Орла» с баржей и канонерской лодки происходил не одновременно в силу причин организационного характера, в связи с чем баржа осталась без сопровождения. При погрузке людей на баржу была допущена перегрузка, которая и явилась одной из причин гибели. Люди находились не только на палубе, но и в трюме.

Буксир «Орёл» подал сигнал «SOS» с указанием своих координат и приступил к спасению утопающих.

Несмотря на меры по спасению людей, те, кто держался на поверхности, постепенно тонули, замерзая в холодной воде, или погибали, спасая других. К месту гибели баржи с мыса Осиновец и порта Новая Ладога были высланы все наличные плавучие средства. Но в ту штормовую ночь некоторые корабли к месту аварии не дошли, другие двинулись на помощь терпевшей бедствие барже с двумя пулеметными батальонами. Спасением баржи № 752 по существу занимались только два корабля: пароход-буксировщик «Орёл» и канонерская лодка «Селемджа». Из 1500 человек было спасено всего 182.

«Почти одновременно с гибелью баржи № 752 в этом же районе потерпели крушение ещё две баржи, шедшие встречным курсом из Новой Ладоги в Осиновец. На одной находился боевой запас для частей Ленинградского фронта, а на второй два пулемётных батальона численностью 450 человек с вооружением, боеприпасами и продовольствием. Из состава пулемётных батальонов погибли 150 человек, остальные были спасены подошедшим к месту аварии тральщиком ТЩ-122. 17 сентября моряки тральщика увидели впереди обломки разбитой баржи с оставшимися на них бойцами и начали поднимать их на борт. Тем временем положение самого тральщика становилось критическим. От ударов волн разошлись швы, вода затопила машинно-котельное отделение», - рассказывает Андрей Блинов.

Находясь в районе мыса Дубно, когда до берега оставалась не более полумили, на крохотный корабль, до отказа набитый людьми, обрушились 10 «юнкерсов». Моряки отбивались огнём единственного 45-мм орудия и пулемёта. Пехотинцы стреляли из винтовок. В тральщик попали две бомбы, и он пошёл ко дну. Оставшиеся в живых моряки и бойцы-пулеметёчики закрепились на выступающих из воды частях корабля. Только спустя 13 часов уцелевшие люди были сняты с тонущего тральщика.

«Из-за отсутствия полных списков точное количество жертв баржи № 752 не установлено, но с уверенностью можно говорить о том, что их численность приближается к 1500. К слову, число жертв парохода «Титаник» составляет 1556 человек. Именно по этой причине баржа № 752 стала именоваться в народе «Ладожским Титаником», - поясняет А. Блинов.

Георгий Данилов напомнил и об истории обороны острова Сухо. В 1941 году его месторасположение позволяло контролировать и защищать большую трассу Дороги жизни, а также прикрывать подходы к Волховской губе, где в Новой Ладоге располагалась главная база Ладожской флотилии и выше по реке Волхов - Волховская ГЭС, обеспечивающая электричеством Ленинград.

Для защиты этих стратегически важных объектов в июле 1942 года на острове Сухо установили три 100-мм корабельных орудия. Воинское подразделение острова получило наименование 473-й артиллерийской батареи с непосредственным подчинением командующему Ладожской военной флотилией. В качестве стрелкового оружия на вооружении гарнизона было 3 пулемёта и винтовки. Штатная численность батареи составляла 99 человек.

«До сих пор остаётся невыясненным вопрос о фактической численности гарнизона на момент сражения 22 октября 1942 года. По косвенным данным, с большой долей вероятности, можно предполагать, что она составляла не более 30-40 человек», - говорит Г. Данилов.

Осенью 1942-го немецкое командование для воспрепятствования перевозкам по Дороге жизни предприняло специальную операцию под кодовым названием «Бразиль». Замысел врага состоял в том, чтобы в ходе нападения на остров Сухо уничтожить батарею и маяк.

На протяжении нескольких часов находившиеся на острове бойцы героические отстаивали этот жизненно важный для Ленинграда клочок земли. Попытка немцев уничтожить батарею острова и разрушить маяк потерпела крах. Получив значительный урон в живой силе и технике 22 октября 1942 года у острова Сухо, дальнейших действий, направленных на нарушение работы Дороги жизни, немецкая флотилия не предпринимала.

«Наша цель увековечить память об этих событиях и максимально распространить информацию для интересующихся историей людей, для подрастающего поколения. Наша организация существует под девизом «Мы помогаем помнить», - рассказывает Георгий.

На вопрос «Как?» корреспондент получил более, чем развёрнутый ответ. В 2015 году за 4 выхода на остров Сухо организация совместно с группой добровольцев установила на западном молу бухты острова капитальный фундамент для крепления поклонного креста. Основание фундамента выполнено из стальной трубы с отверстиями для зажимных болтов с бетонированием конструкции в естественной выемке на молу острова. Сам поклонный крест длиной 6 метров сделан из елового бруса, уже собран, покрашен, правда пока что он законсервирован на острове в связи с отсутствием технических приспособлений для его установки.

Кроме того, на двух полуразрушенных зданиях Сухо было установлено три памятных стенда с информацией и фотографиями об обороне острова и трагедии баржи № 752. Стенды выполнены из листового ПВХ толщиной 5 мм, обрамлены металлическими рамками, текст и изображения нанесены методом прямой ультрафиолетовой печати. «Надежность и долговечность такой технологии изготовления информационных стендов была опробована нами при установке шести стендов в районе железнодорожной станции «Апраксин», когда мы ещё не были организацией. Так, первый стенд был установлен в октябре 2013 года, на сегодняшний его состояние и качество печати не ухудшилось», - говорит Г. Данилов.

В ноябре 2015 года после завершения сезона организация по увековечиванию памяти приняла решение об изменении концепции установки поклонного креста на о. Сухо. «Поскольку географическое расположение острова не предполагает возможности постоянного контроля технического состояния креста, а суровые климатические условия быстро приведут в негодность деревянную конструкцию, мы решили при сохранении места установки заменить материал креста на сталь, а также изменить художественное решение его исполнения», - добавляет А. Блинов.

По словам членов организации у подножия креста с двух сторон предполагается установить две мемориальные плиты: одна будет содержать упоминание о событиях, в честь которых крест был установлен - крушение барж в сентябре 1941 года и оборона острова в октябре 1942 года, на второй появятся имена погибших при обороне.

«Благословение на установку креста мы получили в 2015 году у отца Антония – настоятеля Церкви Рождества Христова в деревни Надкопанье и надеемся получить его у епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. Деревянный крест, который собран и законсервирован на острове Сухо, в мае 2016 года мы разберём и перевезём на остров Птинов для последующей установки на месте захоронения пассажиров баржи № 752. После установки креста планируется его торжественное освящение, а также панихида по погибшим. Пользуясь случаем, мы приглашаем всех, кто помнит и чтит», - говорит Г. Данилов, а А. Блинов поясняет: «Нужно, чтобы люди, проезжающие мимо знали о значимых событиях истории ленинградской земли. Более того, крест определяет точное место захоронения жертв этих трагедий».

Георгий Данилов познакомил корреспондента «VFM» с книгой С.А. Толокнова «Бой за остров Сухо», исторические сведения из которой они и используют при оформлении стендов.

Откуда же взялась эта гражданско-патриотическая инициатива? Где её корни? Оказалось, в семье.

Георгий Данилов искал своего прадеда, который по воинским документам пропал без вести в сентябре 41-го под Мгой в районе железнодорожной станции «Апраксин». «Я столкнулся с тем, что на местности события военных лет не обозначены. Но мне повезло познакомиться с санкт-петербургским поисковым отрядом «Ингрия», руководитель которого поддержал мою идею установки нескольких информационных стендов. Огромное спасибо ему за моральную и информационную поддержку», - благодарит Георгий.

В скором времени к Г. Данилову подтянулись коллеги, друзья, знакомые друзей. Теперь добровольцы-патриоты представляют собой общественную организацию по увековечиванию памяти, но в своей деятельности они придерживаются абсолютной открытости. «Мы приглашаем присоединиться всех желающих. Нам очень нужна помощь местных жителей для проведения субботников, вывоза мусора и других работ», - говорит Георгий.

Вся информация об организации, её проекте и деятельности, а также график выездов на острова содержаться в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Остров Сухо» (vk.com/ostrov_sukho_ladoga).

Сейчас молодые люди налаживают сотрудничество с Новой Ладогой. Они уже познакомились с историко-краеведческим музеем, отдельными объединениями ДДТ и надеются заручиться поддержкой городских властей для совместной работы по увековечиванию памяти погибших в крушении баржи № 752 и обороне острова Сухо.

Очистка территории острова будет выполняться силами добровольцев. Основную часть мусора сожгут, несгораемые остатки – стекло и железо – вывезут на берег в Новую Ладогу и передадут для размещения на полигон ТБО. На входе в бухту острова с двух сторон у причальных стенок будут установлены информационные таблички о том, что о. Сухо является местом воинской славы, и с призывом весь образовавшийся мусор вывозить с собой.

Наверняка, среди неравнодушных ладожан найдётся много желающих принять участие в проекте, а может быть, к нему присоединятся жители не только Волховского, но и других районов Ленинградской области, ведь в столь сложный для нашего государства час так важно всеми силами хранить память и беречь историю своей земли.

Подготовила Валентина НОВИКОВА

Новости

Ещё несколько лет назад студент из Иордании Абу Жад Анас Али Касему не знал, где находится Россия и как выглядит русский алфавит. А сегодня он свободно говорит и пишет на русском языке. За своё эссе, представленное на международный молодёжный творческий конкурс фонда «Русский мир» «Слово за нами», он получил второе место.
Молодёжный форум «Поколение мира», проходивший в рамках X Ассамблеи Русского мира, собрал несколько сотен молодых людей из десятков стран. Одним из важных событий форума стал Международный молодёжный творческий конкурс «Слово за нами», в котором принимали участие школьники и студенты из 43 стран. Мы попросили победителей конкурса школьных сочинений Сергея Беляева из Тирасполя и Юлию Кирс из Таллина поделиться своими впечатлениями.
Одним из победителей международного молодёжного творческого конкурса «Слово за нами», проходившего в рамках молодёжной программы «Поколение мира», стал Чэнь Тин – студент Шанхайского университета иностранных языков. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями.

Контакты

Конкурс «Со-Творение»
E-mail: konkurs2016@russkiymir.ru

Конкурс «Слово за нами»
E-mail: slovozanami@russkiymir.ru

Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!»
E-mail: rogachkova@russkiymir.ru

Телефоны: +7(909) 935-60-17;
+7(495) 981-66-70 доб. 177.