EN
 / Главная / Международная молодежная программа «Поколение мира»  /  Конкурсные работы «Со-Творение» / Конкурсные работы «Со-Творение». 2016

<< Назад

«Богатство крестьянок определяли по количеству полотнищ в поневе», Анна Крюкова. Номинация «Поколение мира» (Россия, с. Краснолипье)

Богатство крестьянок определяли по количеству полотнищ в поневе

Заведующая библиотекой Россошкинского сельского поселения Раиса Саввина хорошо знает историю женского народного костюма.

Народный костюм в музей сельской библиотеки передала участница фольклорной самодеятельности Екатерина Степанова. От нее Раиса Саввина узнала, как по одежде можно было определить сословную принадлежность женщины.

Неотъемлемой частью женского народного костюма села Россошки являлась холщовая рубаха. Полотна для нее ткали из конопли. Позже появились ситец и сатин. Холстину для праздничных рубах выбеливали золой сильнее, чем для будничных.

В одежде преобладали белый цвет и все оттенки красного. Самой нарядной считалась праздничная рубаха с красными поликами. Орнамент на них ткался вместе с полотном, а затем украшался тесьмой и блестками.

Днем и ночью носили рубахи - плошницы – это длинные рубахи с рукавами и подставкой вместо подъюбника. По праздникам поверх рубахи надевалась черная расшитая разноцветной тесьмой и блесками неприталенная кофта – кундя. Рукава рубах украшались брыжами и яркими рюшами, а также перетканочками - красными продольными полосками.

Замужние женщины надевали поясную одежду - поневу. Это юбка с богато украшенным подолом. Ее шили из грубого шерстяного полотна в клетку. Длина поневы была по щиколотку, а ширина зависела от зажиточности людей. Чем богаче крестьянка, тем большее количество полотнищ сшивалось. Украшалась только праздничная юбка разноцветными лентами, тесьмой и лапочками – нитями, тканными по самому краю поневы. Россошкинских женщин можно было отличить по синей клетке на юбке.

В комплект женской одежды входил фартук, который шили обычно из холста и украшали яркими лентами и тесьмой, пришитыми по краю. Верхняя его часть почти до половины одного цвета. По низу пришивалась полоска красивого белого кружева. Длина фартука была выше подола юбки, но ниже колен.

Важным дополнением к костюму были широкие пояса, украшенные бисером, блестками и покромками (плетеными из шерстяных нитей поясками). Покромки женщины оборачивали вокруг талии. Их края они подтыкали по бокам или сзади. Украшением служила бахрома из разноцветных шерстяных ниток. Середину расшивали с обеих сторон тесьмой разных цветов.

Платок – обязательный атрибут русского народного костюма. Девушки до замужества носили разных видов платки, с различными украшениями.

Россошкинские замужние женщины надевали сороки со шлыками – это отличие их местного наряда. Шлык – это головной убор, своеобразная шапочка, к которой пришивался присборенный платок, завязывающийся на затылке тесемками. Основной цвет шлыка – красный, по нему вышивался узор из тесьмы, блесток или бисера. Он плотно прикрывал женские волосы, уложенные на затылке в пучок или заплетенные в косы.

На висках под шлык прикрепляли косицы – пучки черных перьев селезней.

Для придания красоты лицу на висках под шлык вдевали косицы-пучки черных селезневых перьев. Перед венчанием, девушка расплетала косу и надевала сороку. Это головной убор замужних женщин, состоявший из несшитых друг с другом частей, надевавшихся на голову последовательно. Сорока состояла из подзатыльника, наволосья, мягкой холщевой шапочки, на передней части которой, укреплялось возвышение в виде подушечки. К подзатыльнику нашивалось множество разноцветных лент.

Особую красоту женщине придавали нагрудные украшения – бусы, мониста и поджерелье.

Из обуви селяне носили чуники, плетеные или вязаные крючком. К подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки, чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок, на ноги надевали гетры, которые вязали из ярких нитей. Женщины могли вместо чуников обувать лапти с онучами - тканью из грубого белого холста, которой оборачивали ноги.

Россошкинский традиционный костюм теперь можно увидеть не только в местном музее, но и на участницах фольклорного ансамбля во время концертов.

Новости

Ещё несколько лет назад студент из Иордании Абу Жад Анас Али Касему не знал, где находится Россия и как выглядит русский алфавит. А сегодня он свободно говорит и пишет на русском языке. За своё эссе, представленное на международный молодёжный творческий конкурс фонда «Русский мир» «Слово за нами», он получил второе место.
Молодёжный форум «Поколение мира», проходивший в рамках X Ассамблеи Русского мира, собрал несколько сотен молодых людей из десятков стран. Одним из важных событий форума стал Международный молодёжный творческий конкурс «Слово за нами», в котором принимали участие школьники и студенты из 43 стран. Мы попросили победителей конкурса школьных сочинений Сергея Беляева из Тирасполя и Юлию Кирс из Таллина поделиться своими впечатлениями.
Одним из победителей международного молодёжного творческого конкурса «Слово за нами», проходившего в рамках молодёжной программы «Поколение мира», стал Чэнь Тин – студент Шанхайского университета иностранных языков. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями.

Контакты

Конкурс «Со-Творение»
E-mail: konkurs2016@russkiymir.ru

Конкурс «Слово за нами»
E-mail: slovozanami@russkiymir.ru

Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!»
E-mail: rogachkova@russkiymir.ru

Телефоны: +7(909) 935-60-17;
+7(495) 981-66-70 доб. 177.


Цветаева