EN
 / Главная / Международная молодежная программа «Поколение мира»  /  Конкурсные работы «Со-Творение» / Конкурсные работы «Со-Творение». 2016

<< Назад

«Храм с алтарем на север», Маргарита Демидова. Номинация «Поколение мира» (Россия, г. Воронеж)

ПОДГОРЕНСКИЕ СВЯТЫНИ

Храм с алтарем на север

История необычной церкви на хуторе Куренное, которую долгое время не признавала епархия, а потом советская власть

На хуторе Куренном есть старинная, полуразрушенная, не заслуженно забытая церковь. История ее строительства берет свое начало в 19 веке. Проект и место выбрал поручик Михаил Африканович Лутовинов. Решено было назвать церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого монастыря в Москве. О том, почему спустя несколько лет церковь оказалась недействующей, как происходило ее запустение, рассказали краеведы и старожилы села.

История появления хутора Куренное

Хутор Куренное располагается к юго-востоку от поселка Подгоренского. Название населенного пункта роизошло от слова «курень», которое Владимир Даль объясняет так: «временный приют в лесу, в поле или же избы, или хаты в одной куре, кучке».

- В 1788 году помещица Ефросинья Андреевна Голованева купила в селе Михайловском, что недалеко от города Ельца, три семьи крепостных крестьян, - рассказывает учитель истории Семейской школы Елена Данильченко. - Это были крестьяне Шедрин, Яковлев, Манин. Их перевезли в Острогорский уезд, где они построились и обосновали хутор, назвав его Куренное.

Из истории Семьи Лутовиновых

- У людей, знакомых с биографией Ивана Тургенева, может возникнуть вопрос: не о тех ли Лутовиновых идет речь, чью фамилию в девичестве носила мать великого писателя Варвара Петровна? - рассказывает Елена Викторовна. – Да, о тех. Это одна из ветвей рода Лутовиновых. А другая приводит нас в Семейскую волость Острогорского уезда. Эта ветвь пошла от Петра Наумовича Лутовинова, прапорщика свиты царя Петра I. Его праправнук Михаил Африканович Лутовинов воспитывался в Московском кадетском корпусе, затем служил в Уланском Санкт- Петербургском полку, был награжден орденом Святой Анны с надписью «За храбрость».

Как пояснила учитель истории, в 1870 году отставной поручик, помещик и мировой посредник Тимского уезда Курской губернии Михаил Африканович Лутовинов женился на дочери землевладельца Острогорского уезда, поручика Ивана Стефановича Голованева - Анне Ивановне. С 19- летней девушкой он обвенчался в Благовещенской церкви слободы Саприно. Вместе с женой Михаил Африканович стал владельцем хуторов Куренное и Кокарева. Ему принадлежало здесь 50 десятин усадебной, 2590 десятин пахотной земли, 500 десятин леса, заливные луга и выгоны. У бывшего кавалериста не угасла страсть к лошадям. В своей «главной» усадьбе - Куренное - к 1900 году Михаил Лутовинов содержал конный завод по разведению рысистой породы лошадей на 35 маток и 3 жеребцов – производителей (всего на таком заводе содержалось до 100 и более лошадей разных возрастов). Был завод мериносовых овец в Куренном, а в Павловском уезде - сахарный завод, стоимостью 300 тысяч рублей.

В книге воронежского краеведа Ларисы Кригер «Подгоренские высоты» даны краткие сведения о расположении усадьбы Лутовиновых: «Она размещалась в северной части хутора на своеобразном "полуострове", образованном каскадами небольших прудов, в окружении пейзажного парка. Здесь стоял жилой двухэтажный дом с террасами, обращенными к прудам, на запад и в сторону церкви».

Когда и кем построена церковь на хуторе

- Церковь, которая стоит в хуторе Куренном была заложена в 1894 году, а освящена в 1904 году. Строил ее помещик Михаил Лутовинов на свои сбережения, - рассказывает учитель истории Елена Данильченко. - У помещика было три дочери: Мария, Елена и Александра. Одна из них, Александра Михайловна, жила в доме своего отца, и когда он умер, вела наследство. Похоронили его в церкви. При жизни помещик занимался табаководством, имел птицеферму. Другая дочь была замужем за немцем, а третья жила в Москве. Во время раскулачивания выехала за границу.

Службу в храме вел сам помещик – Михаил Африканович и его сын – Стефан Михайлович Прибыловский. На службу ходили даже из соседних деревень.

По словам учителя истории, в 1905-1906 гг. имение принадлежало жене Лутовинова - Анне. Вероятно, именно она ходатайствовала перед Воронежской епархией о постройке усадебного храма. К проекту храма, несомненно, приложил руку Станислав Людвигович Мысловский, любитель русской и византийской старины. Позднее (или в это же время) очень похожие храмы были возведены по просьбам крестьян сёл Петровское и Старая Покровка нынешнего Лискинского района. Относительная сохранность церкви наводит на мысль о том, что она не действовала достаточно продолжительное время. Интересно, что крест с купола свергнуть так и не получилось, хотя он и погнулся. Храм не был расписан до революции - во всяком случае, никаких следов фресок найти не удалось. Также нет и следов переоборудования. Для строительства каменной Сергиевской церкви был открыт кирпичный завод, при котором постоянно проживало 9 человек.

Воронежский краевед Лариса Кригер в своей книге «Подгоренские Высоты» пишет: «Церковь расположена на возвышенности у восточной окраины села. Здание церкви кирпичное с лицевой кладкой. Основная планировочная ось церкви имеет ориентацию север-юг». (Алтарь православных храмов должен по церковным канонам смотреть на восток, здесь он построен на севере – прим. ред.).

Бывший ученик Семейской школы, Виктор Данильченко, в научно-поисковой работе «Край родной» отмечает: «Сергиевская церковь на хуторе Куренное выполнена в русско-византийском стиле. Внутри и снаружи она оштукатурена и побелена, о чем свидетельствуют фотографии, где итальянцы стоят на её фоне в годы Великой Отечественной войны. На храме насчитывалось 12 куполов, по количеству Христовых учеников. Венчает храм большая луковичная глава с яблоком – двенадцатая по счету. Этот памятник архитектуры потрясает меня до глубины души своей масштабностью и массивностью, - пишет ученик, - как можно было построить это из кирпича, только человеческими руками?»

Воспоминания жителей села о церкви

Житель села Куренное пенсионер Иван Калашников вспоминает, что рассказывала ему о церкви мать, Елена Лаврентьевна:

- Помещик Лутовинов привез из Москвы макет будущей церкви, накрытый стеклянным колпаком. Возле леса сделали завод, где сами изготавливали кирпич. Из него сделали церковь, дом и хозяйственные постройки семьи. Расположили церковь с севера на юг, не по церковным канонам, чтобы был хороший вид из дома Лутовиновых. Предположительно с 1929 года храм уже закрылся. Дочь Лутовинова – Александра Михайловна – во время репрессий оставила усадьбу и ушла в направлении к Подгорному. Говорят, что в церкви была только одна служба, потому что епархия так и не признала ее. Сколько себя помню, всегда в храме было зернохранилище, до 90-х годов все закрывалось, были двери, амбарные замки. Сейчас все разворовали. Об иконах ничего никогда не было слышно, были ли они там? Служил там священник Прибыловский, потом уехал в Воронеж. Дом священника располагался возле церкви. Пан Лутовинов похоронен внутри церкви и до сих пор там находятся его останки. В доме помещика у нас был клуб, потом библиотека, теперь все разрушено. В храме проводят службы, приезжают священники раз в год, пять человек придет к нему со всего хутора. Лет пятнадцать назад с Каменки священник к нам приезжал, хотел реставрировать церковь.

По словам Ивана Калашникова, он тоже имеет отношение к к роду помещиков: отец его матери был из прислуги семьи Лутовиновых.

Оформите мнения людей как добивки:

Михаил КАРПОВ, живущий рядом с разрушенной усадьбой Лутовиновых:

- Церковь строилась долго. На яичных желтках делали раствор, каждый день бригада каменщиков проверяла кладку. Если могли поднять рядов десять за раз вверх, значит, кладка хорошая, клали дальше, если не могли поднять – разрушали и клали заново. На красном кирпиче есть гравировка с двумя разными инициалами, можно предположить, что было два хозяина на кирпичном заводе. Дом семьи Лутовиновых отапливался из-под пола соломой, до революции внутри здания у них были уже чугунные трубы и вода в них. Тепло расходилось от горящей соломы по трубам.

Жительница хутора Куренное Александра МАХОНЧЕНКО:

- Для нашего маленького хутора это была очень шикарная церковь. Всегда там был зерносклад. Об иконах никто и никогда не слышал. Где похоронен пан, всем нам известно. Как заходишь с восточной стороны в храм, и сразу направо, первое окно. Там сейчас видно, где земля нарушена. Был у нас парень один, который откопал могилу Лутовинова, видел гроб цинковый, нашел еще там крест деревянный. Ну, его напугали односельчане, он зарыл все и уехал. Так его и убили в Москве, а говорят еще, что Бога нет, - сетует старушка. - Местные жители у нас целой улицей умерли, потому что тащили кирпич с нашего храма для собственных нужд. Одни приезжали, хотели крест сорвать, не получилось, только погнули. Стоит наша церковь, не сдается, хоть и с одним куполом. А говорят – Бога нет…

Маргарита ДЕМИДОВА

Новости

Ещё несколько лет назад студент из Иордании Абу Жад Анас Али Касему не знал, где находится Россия и как выглядит русский алфавит. А сегодня он свободно говорит и пишет на русском языке. За своё эссе, представленное на международный молодёжный творческий конкурс фонда «Русский мир» «Слово за нами», он получил второе место.
Молодёжный форум «Поколение мира», проходивший в рамках X Ассамблеи Русского мира, собрал несколько сотен молодых людей из десятков стран. Одним из важных событий форума стал Международный молодёжный творческий конкурс «Слово за нами», в котором принимали участие школьники и студенты из 43 стран. Мы попросили победителей конкурса школьных сочинений Сергея Беляева из Тирасполя и Юлию Кирс из Таллина поделиться своими впечатлениями.
Одним из победителей международного молодёжного творческого конкурса «Слово за нами», проходившего в рамках молодёжной программы «Поколение мира», стал Чэнь Тин – студент Шанхайского университета иностранных языков. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями.

Контакты

Конкурс «Со-Творение»
E-mail: konkurs2016@russkiymir.ru

Конкурс «Слово за нами»
E-mail: slovozanami@russkiymir.ru

Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!»
E-mail: rogachkova@russkiymir.ru

Телефоны: +7(909) 935-60-17;
+7(495) 981-66-70 доб. 177.


Цветаева