EN

Память Сердца

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная бессрочная акция «Русский мир – память сердца»  / Статьи и эссе / Память Сердца

Урок, длиною в жизнь, или История русской школы, созданной фронтовиками. Призёр международного конкурса «Русский мир – память сердца» в номинации «Синий платочек»

Летом 2009 года первая русская школа латвийского города Огре отметила  60-летний юбилей. В это трудно поверить, но на юбилее были учителя и ученики самого первого выпуска.  Конечно, «иных уж нет, а те далече...» -   слеты выпускников уже не такие многочисленные, но они проходят ежегодно. Такая вот исключительная,  нежная и трепетная любовь к своей “alma mater”. К сожалению, традиции этой школы утеряны, если не сказать жестче – просто растоптаны политикой власть предержащих.   Но история русской школы на ул. Краста  в Огре жива  в воспоминаниях ее выпускников и учителей.

В золотом фонде школы – учителя-фронтовики

Здание, где размещалась школа с 1945 по 1960 год,  было  построено в 20 –е годы прошлого века для одной очень богатой, но очень болезненной девушки.  Ее мучил туберкулез, поэтому отец для нее построил шикарный дом в хвойном лесу на берегу реки Огре.   Военные вихри унесли куда-то далеко эту девушку и ее семью, да и сам город после Второй мировой войны опустел.  Кто-то бежал заграницу,  часть местного населения была отправлена в Сибирь.  Многие дома стояли пустыми, но не долго.   В городе стали селиться беженцы – погорельцы из Белоруссии,  некоторые пришли пешком со своими пожитками;  пленные из Саласпилсского концлагеря; семьи военных – в городе разместилась воинская часть.

В 1949 году русскую школу в Огре возглавил Александр Михайлович Гришин, уже в скором времени его школа стала образцово-показательной с замечательным педагогическим коллективом и  в его золотом фонде – учителя-фронтовики.
 
-  Александр Михайлович, почему вы выбрали  профессию учителя?

- Выбор был совершенно случайным. Я клюнул на название нашего училища в Ульяновске, которое называлось "Индустриально-педагогическим". Тогда одно слово "индустрия" было очень значительным. На деле же оказалось, что училище готовит учителей начальных классов и труда.

- Вы не жалели о таком выборе?

- Поначалу нет, а вот когда стал работать, то пришлось схватиться за голову. Мне было 20 лет, когда я стал преподавать русский язык в двух пятых классах. Меня это настолько "убило", что до сих пор мерещатся эти тетради.   По 90 тетрадей каждый день на проверку! Я злился на педагогику и стремился уйти. Уже в апреле 1939 года я подал заявление в Московский дирижаблестроительный институт - хотелось повыше подняться с земли. Сдал экзамены и был зачислен, но началась война. Из 1418 дней Великой Отечественной войны 1053 я был на передовой. Боевой путь частей артиллерии, в составе которых я воевал,  кратчайший по расстоянию к Победе:  Москва - Вязьма - Смоленск - Варшава - Берлин...

(А.М. Гришин был награжден     двумя   орденами Отечественной войны и медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», За оборону Москвы», «За взятие Берлина» и всеми юбилейными. Участник Парады Победы 1945 г.)

После войны   по совету друга А. Гришин приехал  в Латвию.

-  В феврале 1949 года мне предложили быть директором Огрской семилетней школы и я согласился. Я был молод, холост, обеспечен. Недоставало образования и опыта.  Не прошло и месяца, как я оказался пленником школы - с утра до вечера  среди учителей, учеников, а на столе в кабинете и на квартире - стопки книг и журналов по педагогике и методике.    Мне везло на хороших людей. Среди учителей выделилась группа единомышленников и соратников, с которыми работалось легко, весело, результативно.

Супруги Егоровы

Юрий Яковлевич Егоров - учитель  истории и "комиссар" школы, за свой малый рост прозванный  в паре с Николаем Яковлевичем Позвольским – учителем  латышского языка, физики и труда "Патом" и "Паташоном" –  работал в школе вместе со своей супругой Елизаветой Лаврентьевной Егоровой.

Елизавета была призвана в армию в 1943 году и направлена в  школу санитарных инструкторов.  Сама Лиза из Читинской области, сирота.  Без мамы она осталась, когда ей было только  2 года,  в 13  не стало отца. Мачеха шестерых детей бросила на произвол судьбы.  Дети жили в землянке, побирались. Когда юная Лиза попала в армию, она подумала, что наступила райская жизнь - и учат, и кормят,  есть,  где жить и помыться...

После учебы Елизавета была направлена в 236-й отдельный медсанбат.

- Когда мы были в Маньчжурии, там шли жестокие бои, но нам не пришлось с поля боя вытаскивать раненых, их привозили, - вспоминает Е. Егорова, - но это было не менее страшно...

1945 год. Владивосток. В госпиталь, где работает Елизавета,  потоком идут раненные. Затем следует приказ разместить госпиталь на военном корабле, где все оборудование было размещено в трюмах. 

- В одной половине был личный состав - врачи, медсестры, а во второй - штрафники. Они тоже помогали.  Мы шли вторым фронтом к острову Южный Сахалин.  Подходим к гавани, наконец-то утихла качка, кончилась морская болезнь,  нас там из-за нее просто выворачивало наизнанку...  Я вышла на палубу, подышать воздухом, смотрю вниз -  там сплошь трупы японцев.  И что меня поразило - у каждого на руках часы,  а у нас тогда это была редкость. Гавань источала жуткий трупный запах,  вот такие там шли страшные бои.   Затем мы перегрузились вместе с оборудованием в  машины и нас повезли в город.  Дорога была узкая и шла серпантином. Ехали мы ночью, нас все время обстреливали камикадзе с деревьев, которые были прикованы к ветвям. Когда они понимали, что отстрелялись, они делали себе харакири - вспарывали живот.   Прибыв в город Южно-Сахалинск, увидели, что он полностью разгромлен. Кроме нашего госпиталя, там работали еще несколько, но работы хватало всем.

Военно-полевой роман

В Южно-Сахалинске закончилась война для Елизаветы  Егоровой.  К тому времени, помимо  многочисленных наград, в том числе двух Орденов Великой Отечественной войны 2-ой степени, медали за Победу над Японией, у нее у нее уже был муж и ребенок!  Прямо таки военно-полевой роман.

- С Юрием Яковлевичем Егоровым мы познакомились еще во время учебы. Он был медбратом, но работал в штабе писарем, так как был инвалидом по зрению.  У него был исключительно красивый почерк.  Он у нас вел политзанятия после школы. А предложение Юрий сделал мне, когда наш госпиталь стоял в Благовещенске на берегу Амура, в 1945 году. Мать его была латышка - Петерсон Генриетта Оттовна. Еще во время Первой мировой войны она уехала в Башкирию, какое-то время сидела в застенках КГБ.  Но после Великой Отечественной вернулась в Латвию и работала в Министерстве образования.  Она  написала учебник русского языка и литературы для латышских школ. Авторитет свекрови повлиял на выбор профессии – мы с мужем стали учителями.   

После демобилизации молодожены приехали  в Ригу к матери Юрия, затем  переехали  в  Огре, где их ждала долгая - долгая учительская судьба.

Всю жизнь в разведке

Учителя рисования, а затем географии Германа Дмитриевича Сулимова, директор Гришин «украл» из Дорожного управления.  Чтобы переманить ценного кадра в школу, Гришину пришлось идти на поклон начальству. На вопрос, не пожалел ли Герман Дмитриевич о своем выборе, он ответил, что никогда не пожалел.  С детьми ему очень понравилось работать.   Герман Сулимов родом из Московской области, на начало войны ему было 15 лет,  уже тогда он слыл талантливым живописцем. Но, проучившись два года в художественном училище,  был призван в армию.  Служил в лыжном разведывательном батальоне. 

Зимой  1944 года получил тяжелейшее ранение руки. Врачи собирались ампутировать руку, но все-таки сохранили ее.  Несколько операций,  гипс: рука заживала медленно и мучительно.  После выписки из больницы он еще служил шофером на «полуторке», подвозил мины.  Герман Сулимов был награжден орденами и медалями, в их числе  медаль «За Отвагу»,  «За взятие Кенигсберга».

К концу войны Герман встретил свою первую и единственную любовь – Зигриду, латышку, уроженку  Огре.  К супруге он и приехал после войны. 

В школе на ул. Краста Герман Сулимов проработал 7 лет,  он учил и  учился сам. Закончил  факультет геологии  Латвийского университета и затем долгие годы  занимался разведкой недр Латвии.  Имеет звание «Отличник разведки недр».

Правая рука директора

Правая рука Гришина и бессменный завуч не только первой русской школы, но и еще двух  -  Елена Сергеевна Кикнадзе.  Она родилась в  1921 году  в Грузии, в городе Боржоми. В 1937 году приехала к родственникам в Ленинград, поступила в историко-архивный институт. Во время войны служила во флоте старшиной 1-ой статьи, в Кронштадте.  Вместе с частями Советской Армии участвовала  в освобождении Латвии  и  осталась здесь на постоянное место жительства.  Елена Сергеевна отдала школе более 30 лет своей жизни, умерла в 1980 году.   

Пример, достойный подражания

Нет уже в живых учителей-фронтовиков  - Мехтиева Байрама Ахметовича,  Погорельского  Петра Захаровича, других учителей, пусть и не фронтовиков, а просто самоотверженных работников тыла.   О них до сих пор вспоминают ученики и, видя на примере своих внуков катастрофическое падение качества нынешнего образования,  задают сами себе вопрос – в чем был секрет их школы?  Как молодые учителя, у которых не было педагогического опыта и образования, смогли создать образцовую школу. Как они, видевшие смерть, страдания, пережив тяжелые ранения,  не ожесточились сердцем ? Как смогли на фоне партийных установок и пропаганды,  создать доверительную, свободную атмосферу?  Как, благодаря им, из детей– подранков, многие из них прошли концлагерь Саласпилса, тотальной безотцовщины,  выросли цельные и сильные духом личности?   При этом авторитет учителя был настолько силен, что сомнений в выборе профессии не было: девчонки - большинство, поступали в пединституты, а мальчишки -  в военные, инженерные, строительные ВУЗЫ. 

Ответы в воспоминаниях выпускников:

Николаева Лидия Петровна( детский врач), выпускница 1953 г.

-   1 сентября 1945 года пришли в школу  в основном  дети младших классов, старше пришли гораздо позже, закончив  осенние полевые работы.  Вспоминается, как осенью к нам в класс вошел  переросток Саша Иванов ( сейчас юрист в г. Мурманске), и дети, приняв его за нового учителя, встали. Очень трудно  было с одеждой, обувью, учебниками и тетрадями.  Помню, как мама, готовя меня  к школе, отбеливала и шила мне блузочку  из мешочков  из под пороха, а юбочку  - из солдатской гимнастерки.  В классе у нас были в основном дети войны, т.е. вывезенные немцами из Белоруссии и России, и дети военнослужащих. Учителей было мало.   Особенно  из тех далеких лет  запомнилась Калнаре Надежда Петровна и Николай Яковлевич Позвольский. Они нам преподавали буквально все предметы, а Николай Яковлевич  проводил даже уроки физкультуры, увлеченно бегал и резвился вместе с нами.

Власова Эльза Петровна ( учитель рус.яз. и лит-ры), выпускница  1954 г.

-  Почему мы были так близки, дружны с учителями?  Почему сохранилась  сердечность  в наших отношениях до сих пор?  На мой взгляд, это: маленькие классы, учитель мог знать все о каждом; общая страсть  - волейбол, стук мяча волновал кровь. Музыкальные интересы: замечательные концерты, пение.   А может и то, что  были мы не избалованы, радовались каждой мелочи. Измотанные  матери весь день на работе, и все их воспитание - кормление и одевание. Школа для нас была не вторым домом, а первым !

Филиппова Ида Ивановна ( учитель химии и биологии), выпускница 1956 года.

-  Для меня, учившейся до того в малокомплектных школах Сахалина, все было в диковинку. Большие светлые помещения, длинные ряды парт, на переменах все ходят парами по кругу, санитары ( из учащихся) проверяют чистоту рук и обуви. В класс иначе не пустят….   Нельзя не вспомнить о Германе Дмитриевиче Сулимове. Мне кажется, он мог вести любой предмет.

Но нас он учил рисовать и вел черчение.  Он - также и художник,  и фотограф, и организатор практически всех походов. С большой теплотой отзывался о нем мой брат  Филиппов Владимир, выпускник 1958 года. Именно Герман Дмитриевич «заразил» его туризмом. Организованные Германом Дмитриевичем походы были не просто прогулками. Участники походов обучались ориентированию на местности, определению азимута, умению быстро ставить и собирать палатки,  разводить костер.  А главное- учились в походах взаимовыручке...  

Школа в буквальном смысле слова "бурлила". Каждую субботу демонстрировались художественные фильмы, причем бесплатно. Получали фильмы в Риге в фильмотеке. В школе был свой радиоузел, мы делали свои радиопередачи. У нас проводились также выставки репродукций русских художников. Помню, как Светлана Дзимтайс  с упоением рассказывала  о творчестве Айвазовского.

Шевцова Людмила ( учитель физики), выпускница 1956 г.

-  В старших классах осенью во время уборки  урожая жили в колхозе на хуторе.  По вечерам  приходил к нам  Юрий Яковлевич Егоров и рассказывал  обо всем, что происходило в мире, беседовал  о жизни, а мы сидели на полу ( там же и спали), слушали, обсуждали. Было интересно, не утомительно, полезно...

А какой в школе был хор! На праздниках любое выступление  начиналось с хора. Песни исполнялись на латышском, белорусском, украинском языках. Ежегодно  принимали участие в праздниках песни в городе. Школа славилась своими спортивными достижениями,  я занималась  спортивной гимнастикой.  Любила бег на  длинные дистанции, толкание ядра, лыжные кроссы,  стрельбу. Зимой ходили на лыжах на "Синие горы".   

Светлана Петровна Дзимтайс ( инженер-программист), выпускница 1957 г.

- В послевоенные скудные годы мы жили яркой, насыщенной жизнью.

Так сложилось, что учителя  наши, такие разные по характеру и возрасту, создавали единый  коллектив, внося в это прекрасное дело  свою золотую лепту.   В это время  к нам в школу после окончания института  пришла Полина Иосифовна  Каплун - новый преподаватель  литературы.  Влюбленная в свой предмет, а особенно в Маяковского, и нас всех увлекала  в этот прекрасный литературный мир.  Со своей подругой - учительницей математики Лилией Германовной Бирзумниек привезли из дома запасы грампластинок, и вот каждый день на большой перемене  по радио звучала классическая музыка. Объявляли недели Чайковского, Бетховена, Глинки... И мы приобщались к миру прекрасного.    Радиоузел  не молчал и в выходные дни. В плохую погоду, на зимних каникулах мы приходили в школу просто потанцевать, и наша техничка Адамовна, хоть и ворчала, но открывала  двери  школы, и подолгу  засиживались там, натанцевавшись,   пели любимые песни.  

Кем стали самые первые выпускники 1953 года?

Добромыслов Абрам Давидович - подполковник, инженер - строитель. Все, к чему  прикоснулись его умелые руки, прочно стоит на земле.
Кадесникова  Валентина Афанасьевна - заместитель  директора завода "Кайя".
Леппо Ольга Филипповна - учительница русского языка и литературы.
Малыхина  Капитолина Николаевна - учительница  русского языка и литературы.
Падчина Нина Михайловна - ведущий мостовик-конструктор. 
Разумова Татьяна  Николаевна - инженер-строитель  мостов и других железнодорожных  коммуникаций.
Филиппова Августина Ивановна - человек, оставшийся наиболее верным   "alma mater", учительница  Огрской средней школы  №2 , Огрской средней школы и Яуногрской школы.
Филиппов Владимир Матвеевич - инженер-энергетик.
Хоменко Екатерина  Ивановна -  дипломированный библиотекарь.
Хохлова Вера - защитник леса, биолог.
Шестакова  Людмила Александровна - бухгалтер.
Шмидт Ирма Яновна - медсестра.
Яунзем Эрик Жанович - инженер-электронщик. 
Егорова Зинаида  Герасимовна - ответственный работник Министерства рыбной промышленности.
Коншин Юрий Борисович - закончил Ленинградский военно- механический институт, долгие годы занимал пост  заместителя  директора  Красноярского  машиностроительного завода.

Из письма Егоровой Елены (дочь супругов Егоровых,  тоже  стала учителем)

Чикаго, США. 05.02.2000 г. 

Уважаемый Александр Михайлович!

Даже на другом конце Земли я чувствую теплое дыхание  этого дивного вечера встречи. Будто по волшебству вернулась на 40 лет назад в свою родную школу на горке. Вот сейчас прозвенит звонок, Вы с указкой и географической  картой выйдете из своего кабинета, пройдете  мимо биологического кабинета  Ирины Дмитриевны, войдете в наш 7 "а" и скажете: "Здравствуйте, друзья мои". "Здрав-ствуй-те !" - хором отвечаем мы. И начинается  урок, а впереди - целая жизнь. Ух, как хорошо вернуться в детство !  И все это благодаря Вам, дорогой Учитель и строгий Директор.

Спасибо  Вам, Александр Михайлович, за Вашу удивительную способность  возвращать  нас к чистым истокам  юности, будить в нас дремлющее чувство  школьного братства и единения. Нет, мы - не пыль на ветру, пока мы помним нашу Школу, Учителей и Друзей.

 

Новости

Цветаева