EN

Память Сердца

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная бессрочная акция «Русский мир – память сердца»  / Статьи и эссе / Память Сердца

Трудное счастье майора Баукина. Дипломант международного конкурса «Русский мир – память сердца» в номинации «Солдаты Победы»

Великая Отечественная война всё дальше уходит в прошлое, всё тише громовые раскаты наших великих победоносных сражений, но эхо сражений тех незабываемых годов по-прежнему доносится до нас, напоминая о том, чего забыть нельзя.  Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2008 года № 327 за мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Алексею Ивановичу Баукину присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

А.И. Баукин служил в дальнебомбардировочной авиации. Когда речь заходит о лётчиках-бомбардировщиках, мне всегда вспоминаются строки из интервью К.Симонова: «… помечено у меня в Дневнике последним числом июня 1941 года. Над шоссе Бобруйск – Могилёв я увидел потрясшую меня картину. На протяжении считанных минут «мессершмитты» сбили шесть наших бомбардировщиков ТБ-3. Самолёты немцев хладнокровно заходили в хвост тихоходным нашим машинам. Треск пулемётов – и они одна за другой шли книзу с хвостами дыма. Один обнаглевший «мессер», помню, преследовал уже обречённого бомбардировщика, и вдруг сам кувыркнулся – из горевшего самолёта по нему полоснули огнём.

Картина эта всю войну преследовала меня. Готовя дневник к печати, я разыскал военные документы, где говорилось об этой драме. Выяснилось: нужда заставила послать на бомбёжку эти самолёты без прикрытия истребителей, днём. Можно ли говорить о мужестве, самопожертвовании лётчиков, поднявшихся в воздух, частично выполнивших, как выяснилось, свою задачу и даже в безнадёжном положении с горящих самолётов продолжавших вести огонь? Можно! Это и есть мужество, граничащее с самопожертвованием».  Таким же лётчиком был и А.И. Баукин.

Родился он 11октября 1906 г. в д.Обухово  Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне – Шатурского района Московской области) в обычной крестьянской семье. Деревня расположена в лесном мещёрском краю, и традиционным, передававшимся от поколения к поколению, занятием для всех взрослых мужчин было плотницкое ремесло. Отец, Баукин Иван Степанович, как и все односельчане, вёл крестьянское хозяйство и, как и все мужики, ранней весной отправлялся плотничать в южные уезды Московской губернии.

Деревенские ребятишки рано привыкали к труду. В 1917 году Алексей окончил 2 класса сельской школы в д.Харлампеево, жил в деревне, помогая родителям по хозяйству. К тринадцати годам он умело держал топор, а уже в 14 лет начал самостоятельную трудовую жизнь. В  1920 г. он переезжает в г.Озёры Московской области и до 1926 г. работает плотником у кулака И.Ф.Бибина, арендовавшего мост через реку Оку с 1923 по 1928 годы. Это было время НЭПа. Кулаки, буржуазия, аренды мостов, заводов и фабрик были повсеместным явлением. С 1928г. Алексей работает по-прежнему плотником на объектах городского Озёрского совета, затем в г.Коломна.

Во время очередного приезда в деревню в 1928г. он женится на односельчанке Марии Ивановне Князевой. Запомнилась односельчанам весёлая, с разухабистой гармонью, с песнями и плясками свадьба Алексея и Марии.

В 1929 г. он был призван Спас-Клепиковским военкоматом в Красную армию и направлен в г.Ленинград в 10-й Туркестанский стрелковый полк, откуда в декабре 1930г. был зачислен курсантом Военно-теоретической школы летчиков в Ленинграде, полтора года занятий, и в 1932г. он был направлен в г.Оренбург в 3-ю военную школу лётчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова, окончил её в 1933г., выпущен младшим лётчиком и направлен в г.Омск в часть 1740, где и прослужил до 1936г. на должности командира экипажа – младшего лётчика. Вскоре направлен во 2-ую Военную Краснознамённую школу  командиров звеньев в г.Борисоглебск, окончив которую, в 1936г. выпущен командиром звена и направлен в г.Новочеркасск в 24 авиаэскадрилью. В 1938г. старший лейтенант А.Баукин переведён в Закавказье, где продолжал службу на должности командира звена 42-го авиаполка 133 авиадивизии (с 19.08.41г. – 36 авиадивизия дальнего действия).  К началу войны он имел уже звание капитана.

Свой первый боевой вылет А.Баукин совершил 25 августа 1941 года. На второй день после этого вылета он писал жене:

«Дорогая Маня! 25.8.41г. я летал в первый боевой вылет. Я думал вначале, что всё ещё я не дождался этого счастья – вести бой за Родину, но когда нас обстреляли, и мы начали бомбить корабли – понял: начало боевых действий». В этом же письме он сообщает о принятом уже в первом бою трудном и мужественном решении (в последнем полёте он это решение исполнит): «В плену, ясно, что я не буду, так как большевики не сдаются, а если уж попаду в беспамятном состоянии, то, как только очнусь, зубами, а буду драться… мы знаем: от фашистов пощады ждать нечего, да нам она и не нужна, ибо мы им тоже её не давали и не дадим.

Конечно, жизнь хороша, и хорошо жить, но раз надо, значит, надо и умереть за дело, за свободу».

В этот первый боевой вылет Баукин  и его товарищи бомбили иранские города Тебриз и Мианд. У читателя возникает недоуменный вопрос: мы в это время воюем с Германией, при чём тут Иран? Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы вкратце пролистаем эти неизвестные большинству страницы нашей военной истории…

В 1930-е гг. Иран, благодаря технической помощи Германии, успешно развивал промышленность, была построена Трансиранская железная дорога, шла реорганизация вооружённых сил, была создана система высшего образования современного типа. Немецкие инженеры работали практически на всех стройках страны. В Германии обучались иранские студенты и офицеры. Третий рейх официально объявил персов чистокровными арийцами. В стране шла активная нацистская пропаганда. В результате не только среди молодёжи, но и в иранских правящих кругах появилось немало сторонников Германии.

В то же время, невзирая на всё это, оставались в силе 5 и 6 пункты Договора между СССР и Персией, заключённого в 1921г., по которому СССР имел право ввести свои войска в Персию (теперь – Иран) «в случае угрозы своим южным рубежам».

После 22 июня 1941г. ситуация резко обострилась… Германия требовала от Ирана нападения на СССР. В иранской печати публиковались антисоветские материалы. Такое положение не устраивало и Англию. Создавалась реальная угроза того, что построенная на британские же деньги нефтяная и транспортная инфраструктура Ирана будет использована во благо Рейха. Только один нефтеперерабатывающий завод в Абадане в 1940 г. переработал 8 миллионов тонн нефти. Причем авиационный бензин на всем Ближнем Востоке производился в те годы только в Абадане и Баку. В случае выхода Вермахта к концу 1942 г. на рубеж Баку – Дербент – Астрахань, вступление в войну Турции и Ирана при таком раскладе вещей было бы вопросом решенным. Советское руководство понимало, что Иран – это единственная страна, по территории которой мог осуществляться подвоз военной помощи союзников по ленд-лизу. Таким образом, политическая ориентация Ирана имела для нас стратегическое значение. Позиции СССР и Англии в иранском вопросе были очень близки.

25 августа из Закавказья в Северный Иран вступили войска 44-ой и 47-ой армий, а 27 августа со стороны Средней Азии – войска 53-ей отдельной армии. Как правило, иранские дивизии при встрече с нашими войсками просто разбегались. Действия советских войск проходили при большом напряжении сил и высоких темпах наступления. Скорость движения пехоты была 25–30 км, кавалерийских частей 40–50 км, мотомехчастей – 130–150 км в сутки.

С юга начала активные действия Англия. На Иран двинулись 9-ая танковая и 21-ая пехотная индийские бригады, а так же 5-ая и 6-ая индийские дивизии. Наступление союзников одновременно с севера и юга было стремительным. За три дня фактически была занята вся территория Ирана. 28 августа новое правительство Ирана во главе с Али Форуги отдало войскам приказ прекратить сопротивление. Реза-шах, глава Ирана – отрекается от престола. Его преемником стал старший сын – Мохаммед Реза, который не придерживался прогерманской ориентации. Тегеран обязуется выслать из страны всех граждан Третьего Рейха и иных стран Оси, и обязался не препятствовать и оказывать содействие транзиту военных грузов из Британии и её колоний в СССР.

Так закончилась эта стремительная победоносная война. Стратегическая задача была решена: дорога для поставок по ленд-лизу была открыта, а Турция, имея у своих границ советские и английские войска, так и не осмелилась вступить в войну против СССР, как ни уговаривал её Гитлер.

Обстановка на советско-германском фронте становилась всё более угрожающей, и в начале октября 1941-го года 36 дивизия получает приказ: перебазироваться на аэродромы городов Ярославля и Костромы. 12 октября лётчики прибыли в пункты назначения, а уже 13-го бомбили мотопехотные войска и танки противника на юго-западе от г.Калинина. «Тов. БАУКИН громил немецко-фашистских захватчиков на ближних и дальних подступах к Москве в 1941 году, действуя днём без прикрытия своих истребителей. Ни сплошная облачность, ни дожди, ни яростные атаки численно превосходящей истребительной авиации противника, ни плотная насыщенность вражеских войск не могли снизить боевой порыв отважного лётчика. Он совершил 24 вылета ночью и 10 днём». (Из Боевой характеристики А.И.Баукина).

По приказу Ставки в конце мая 20 лучших экипажей из 36-ой авиадивизии полковника В.Д.Дрянина перебазировалась на заполярные аэродромы ВАЕНГА-1, ВАЕНГА-2 и АФРИКАНДРА, где и была сформирована оперативная группа  «Север-1» (26.05.42 – 10.06.42), приступившая к выполнению поставленных задач: уничтожению самолётов противника на аэродромах Северной Норвегии и Финляндии: Лаксельвен, Гаммерфест, Тромсе, Хебугтен, Луостари и др., а также уничтожению военных кораблей, транспортов и портовых сооружений в военно-морских базах и портах: Петсамо,  Киркенес, Варде, Вадсе, Гаммерфест. Она же должна была обеспечить проходы транспортов союзников и на переходе в Баренцевом море к советским портам Мурманск и Архангельск. Лётчики впервые проводили боевую работу в условиях круглосуточного полярного дня. Здесь и совершил Баукин свой знаменитый боевой вылет, надолго оставшийся в памяти боевых друзей и занесённый в историю 36-ой дивизии.

1 июня 1942 года в 20ч.18 мин. с заполярного аэродрома Ваенга поднялись самолёты Баукина  и Минаева для выполнения специального задания: уничтожения материальной части гидроаэродрома Тромсе, расположенного на острове  у западного побережья Норвегии. Даже бывалым лётчикам это задание казалось неосуществимым. Ведь предстояло на сухопутном самолёте преодолеть несколько сот километров над открытым морем. И Норвегия, и Финляндия в союзе с Гитлером воевали против нас, поэтому прямой маршрут на запад был невозможен: посты воздушного наблюдения в условиях полярного дня быстро засекли бы наши самолёты и  вызвали истребителей… Поэтому был выбран более протяжённый, но и более безопасный маршрут: над Баренцевым морем пройти мимо полуострова Рыбачий, обогнуть северную оконечность Норвегии и далее на юго-запад до конечной цели. Экипаж Минаева вскоре после начала полёта вынужден был повернуть назад: отказал один мотор. Баукин продолжал полёт в одиночку. В условиях почти сплошной облачности он вёл самолёт на высоте 5000 метров. Баукину и его штурману Андрею Коновалову пришлось вести самолёт «вслепую», определяя маршрут исключительно по приборам.  После трёх часов полёта над открытым морем, преодолев расстояние в 600 км,  экипаж приближается к цели.  К счастью, погода улучшилась, и стали отчётливо видны город и порт, а юго-восточнее – аэродром со стоящими у причала фашистскими самолётами-торпедоносцами. К этому времени Баукин вывел самолёт из облаков и шёл в нескольких десятках метров от поверхности моря. Стали видны две высокие скалы, словно часовые, прикрывавшие вход в бухту. В 23ч. 07 мин. Баукин повёл самолёт прямо на них, умело провёл его между скал и появился над вражеским аэродромом. Его появление было настолько внезапным, что немцы не сумели сразу открыть зенитный огонь.  Штурман Коновалов точно сбросил бомбы, успел сфотографировать аэродром, и самолёт снова ушёл в облака. Спустя 7ч. 18 мин. с начала полёта экипаж Баукина благополучно приземлился на свой аэродром.

«В результате бомбардирования взорван склад торпед, уничтожены 2 самолёта Ю-52 и радиостанция, повреждены авиамастерские  и убито большое количество солдат и офицеров противника (эти результаты подтверждены агентурными данными)», - так об этом легендарном полёте рассказано в истории  36-ой авиадивизии дальнего действия.

Выполнив на Севере задание Ставки, группа возвратилась в свои части. Однако в конце августа опергруппа - теперь уже «Север-2» (27.08.42 –– 15.10.42) -  в  составе 26 экипажей вновь была перебазирована на Север, где опять обеспечивала проводку караванов союзников в течение полутора месяцев. В составе этой опергруппы был и экипаж Баукина.

Лётчик получает задание: уничтожить самолёты противника на аэродроме Киркенес. Шли над морем, под облаками, из которых лил дождь. Незадолго до выхода на цель Баукин делает круговой разворот и появляется над аэродромом с запада, откуда его не ждали. По приказу Баукина, чтобы сбить гитлеровцев с толку, штурман старший лейтенант С.П.Ижутов даёт две зелёные ракеты. Эта хитрость позволила бомбардировщику подойти почти вплотную к аэродрому, прежде чем немцы догадались и открыли по нему огонь. Штурман Ижутов точно послал бомбы в цель. Возвращались на свой аэродром над морем на одном моторе,  вдруг на траверзе Петсамо штурман  заметил наше транспортное судно, шедшее в сопровождении нашего торпедного катера. Два немецких торпедных катера преследовали наше транспортное судно, явно готовясь атаковать его.  Тут бы и нанести по ним удар с воздуха. На одном моторе, без запаса бомб, какая уж тут атака? – самим бы дотянуть  до аэродрома. Но оставить без помощи братишек – это не по-русски. И командир экипажа Баукин разворачивает свой «ИЛ-4» и направляет его на вражеские катера. Ижутов открыл огонь из своего пулемёта. Подключились кормовые установки воздушных стрелков. Эта дерзкая атака советского бомбардировщика заставила немцев прекратить преследование и открыть огонь из зенитных пулемётов. Баукин повторил атаку. Немецкие моряки не выдержали и, отстреливаясь от атак нашего бомбардировщика, повернули назад и стали уходить в открытое море. Транспорт был спасён. Баукин на одном моторе сумел довести машину и мастерски посадить на родном аэродроме.

Эти полёты принесли ему славу «Советского АССА» (так он назван в истории 36-ой авиадивизии). А друзья-однополчане за глаза в шутку и в то же время с огромным уважением называли его Драконом. И дело тут было не в его внешней суровости. Сослуживцы знали его как исключительно душевного, внимательного к товарищам человека. Особенно много времени он уделял молодым лётчикам, понимая: чем лучше он обучит их на земле, тем меньше потерь будет в воздухе. Он лично обучил и подготовил к действиям в ночных условиях 5 молодых экипажей. Проводил занятия не только на земле: 20 раз выполнял боевые задания с молодыми штурманами, на своём примере обучая их лётному мастерству. А поучиться было чему: «Учитель» добился увеличения бомбовой нагрузки на ИЛ-4 до 2000 кг (а это дополнительные «гостинцы» на головы врагов), 18 раз летал осветителем цели, 17 – контролёром, 1 – разведчиком погоды, и эти самые сложные и ответственные задания экипаж Баукина всегда выполнял на «отлично». За всё время боевой работы, летая в сложных метеорологических условиях: в облаках, за облаками, в дождь и снегопад, при плохой видимости – ни одной потери ориентировок и ни одного возврата не имел!    Как же было лётной молодёжи не любить и не уважать такого человека! А ещё знали лётчики: в кабине самолёта комэска лежат новенькие хромовые сапоги. Но он их ни разу не надевал.

- Вот закончим войну, - говорил друзьям Алексей, - дам последний круг над Берлином и – домой, в Обухово, к материнском порогу в новых хромовых сапогах!

Всякий раз, разъясняя командирам экипажей перед вылетом маршрут полёта и ставя очередную боевую задачу, заканчивал всегда одинаково: «Вот так, орлы, и раздраконим фашистов!» В воздухе он был действительно Драконом: ждать пощады от него фашистам не приходилось. И здесь, на Севере, в условиях полярного дня и ночи он совершил 18 боевых вылетов   по аэродромам: Тромсе, Луостари, Лаксельвен, Хибухтен и портам и базам Петсамо и Киркенес. А каждый вылет – это полёт к славе или в бессмертие. О том, как работала наша дальнебомбардировочная авиация, даёт представление один документ, полученный из-за кордона:

«Установлено, что в один из крупных налётов русских самолётов на аэродром Банак (Лаксельвен) в октябре месяце с.г. на аэродроме было уничтожено 60 немецких самолётов, убито большое количество солдат и лётчиков, причинены большие разрушения постройкам на аэродроме».

И ещё один сверхвыразительный документ – признание мужества и боевого мастерства наших лётчиков - телефонограмма:

«Первый лорд  Адмиралтейства и командующий отечественной эскадрой Англии объявляет благодарность лётному составу оперативной группы 36 авиадивизии за обеспечение прохода транспортов в порт Мурманск».

Возвратившись на аэродромы постоянного базирования, лётчики продолжали свою боевую работу на самых напряжённых участках фронта, одновременно не давали  покоя фашистам в их глубоком тылу.

Во время очередного налёта на Кенигсберг Баукин со штурманом Ижутовым вышли на железнодорожный узел. Столб огня, взметнувшийся над складами, подтвердил: бомбы легли точно в цель. Крутой разворот, и Баукин повёл машину на родной аэродром. Миновали Псков, и вдруг внизу увидели зажжённый ночной старт и на кругу немецкие самолёты. Баукин сразу смекнул: немецкие самолёты возвращаются с задания. Он повёл самолёт к земле, включил бортовые огни и пристроился к идущему на посадку «юнкерсу». Подойдя на самое короткое расстояние, открыли огонь. Вспыхнувший «юнкерс» грохнулся на землю. Немцы переполошились, выключили стартовые огни. Но Баукин и не думал уходить: он пристроился ко второму немецкому бомбардировщику. Стрелок дал очередь, но, к сожалению, промахнулся. «Юнкерс» резко повернул в сторону, дал две ракеты: зелёную и белую, что значило: «Я свой». Приказав штурману Ижутову тоже дать зелёную и белую ракеты,  повёл свой самолёт на вражеский аэродром. Открыв огонь изо всех пулемётов, прошёл над стоящими на земле фашистскими  самолётами. Закончив боевую работу,  Баукин  взял курс на восток. 

Бомбардировки немецких городов не только подрывали промышленную базу Третьего рейха, но и основательно промывали мозги ещё недавно обожествлявшим своего фюрера немцам: «Пленный Август Д. передал содержание своих разговоров с беженцами из Бремена, Кельна, Кенигсберга и других городов. Они заявили, что целые кварталы этих городов превращены в развалины. На уцелевших стенах разрушенных предприятий появляются надписи: «Благодарите фюрера. Это он сделал». Шёл 1942-ой год. Красная Армия  придёт на эти земли лишь через 2 года, а немецкие города уже лежат в руинах. Это наша дальнебомбардировочная авиация громит города и другие стратегические объекты Германии и её союзников, приближая долгожданную Победу. К сожалению, и основателю авиации дальнего действия Главному маршалу авиации А.Е.Голованову,  и огромному  вкладу в Победу, внесённому Авиацией дальнего действия не нашлось места ни в школьных учебниках истории, ни в сознании соотечественников…

19 сентября 1943 года майор А.Баукин и его штурман капитан А.Коновалов командиром полка были представлены к званию Герой Советского Союза. Приводим отрывок из Наградного листа на присвоение Баукину Алексею Ивановичу звания Героя Российской Федерации посмертно:

«Боевая работа майора БАУКИНА характеризуется следующими результатами, подтверждёнными боевыми донесениями, фотоснимками и донесениями контролёров:

1.    Вызвано очагов пожаров – 86, из них 12 бол. размеров.
2.    Вызвано взрывов – 17, из них 6 бол. силы.
3.    Уничтожено складов с торпедами – 1 (Тромсе).
4.    Уничтожено складов с боеприпасами и горючим – 5.
5.    Уничтожено ангаров с матчастью – 1.
6.    Уничтожено самолётов противника на земле – 18.
7.    Уничтожено эшелонов с боеприпасами  до  - 10.
8.    Уничтожено автомашин – 21.
9.    Уничтожено танков – 14.

За отличное выполнение боевых заданий командования за первые 134 боевых вылетов награждён орденами ЛЕНИНА и КРАСНОЕ ЗНАМЯ.

После последней правительственной награды совершил 49 успешно выполненных боевых налётов ночью по войскам и военным объектам противника, в районы: Орёл, Брянск, Мга, Орша, Клинцы, ст. Глазуновка, д.Дудино, Малиновец, Гусево и другие.

С 17.6. 1943 года противнику нанесён следующий ущерб:

1.    Создано очагов пожаров – 10
2.    Создано взрывов – 3 большой силы
3.    Уничтожено сладов с боеприпасами и горючим – 3
4.    Уничтожено самолётов на земле – 3
5.    Уничтожено солдат и офицеров до 500.

Всего совершил 182 успешно выполненных боевых вылетов, из них 170 ночью…».

Через день, в ночь на 21 сентября, - очередной боевой вылет. Экипаж ИЛ-4 в составе: командир – майор А.И.Баукин, штурман – капитан А.П.Коновалов, стрелок-радист – старшина А.А.Луковкин, воздушный стрелок - младший сержант А.С.Демёхин -  бомбардировали  железнодорожный узел Витебск в 00ч. 44 мин., бомбы ложились точно по цели: на станции возник сильный пожар. Уже после бомбардирования экипаж был атакован истребителем противника, от атак которого самолёт ушёл в облачность. В 00ч. 59 мин. от взрыва бензобака в правой плоскости самолёт загорелся, перевернулся и перешёл в беспорядочное падение.

Падение горящего самолёта видели жители деревень Пашки и Осово Понизовского  (ныне - Руднянского) района Смоленской области. Штурман А. Коновалов остался жив,  попал к партизанам, затем был переправлен в свой авиаполк, получил звание Героя Советского Союза. Он также утверждал, что самолёт упал где-то в районе деревни Пашки.

Проходили десятилетия, забывалось многое из тяжёлых военных лет. Но однополчане помнили своего командира и не оставляли попыток найти место его гибели. В 1975 году Е.А.Мякишев, командир экипажа в эскадрилье Баукина, со страниц газеты «Заветы Ильича» (ныне – «Руднянский голос») обратился к жителям Понизовщины с просьбой найти место первого захоронения майора Баукина. Он приехал в д.Пашки, местные жители показали  это трагическое место. 13 августа 1976 года воинами Смоленского гарнизона в торжественной обстановке останки героев были перезахоронены в братскую могилу в пос. Понизовье. Над могилой был установлен обелиск со списком боевого экипажа: майор А.И.Баукин, старшина А.А.Луковкин, младший сержант А.С.Демёхин.   
Проходят годы, но память о знаменитых и рядовых героях минувшей войны остаётся нетленной. В краеведческом музее Понизовской средней школы бережно хранится альбом «Памяти лётчика Баукина А.И.». В мемориальном комплексе  Шатурских Героев воздвигнута стела в честь А.И.Баукина. В д.Обухово на доме, где родился Герой, установлена мемориальная доска. 20 августа 2009 года Радовицкой средней школе Шатурского района Московской области присвоено имя Героя Российской Федерации А.И.Баукина…

 

Новости

Цветаева