EN

Память Сердца

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная бессрочная акция «Русский мир – память сердца»  / Статьи и эссе / Память Сердца

Люблю Россию. Дипломант международного конкурса «Русский мир – память сердца» в номинации «Солдаты Победы»

«Если есть на свете благословенная страна,
то это наша матушка-Россия»
Е.Н. КАНАЧКИНА

Предисловие
 
Эти статья основана на воспоминаниях простой  русской женщины – Екатерины Николаевны Каначкиной, Ветерана Великой Отечественной войны. Говорят, что судьбу не выбирают, но сама судьба, какая бы она ни была, воплощается в жизненный путь.

Так и путь этого удивительного человека осветил историю Отечества еще с одной стороны, заслуживающий, чтобы о нем рассказали простым русским языком.

Это важно и потому, что на этом пути она жила и работала с людьми известными, историческими личностями, теми, кто творил русскую, да и всемирную историю. Среди них: Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Михаил Калинин, Мария Ульянова (сестра В.И. Ленина), Надежда Крупская, Николай Булганин, Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, Никита Хрущев, Климент Ворошилов, Леонид Брежнев и многие другие.

Она не совершила подвига, не принимала судьбоносных решений, не командовала фронтами, но ее жизнь шла вместе со страной, которая жила и работала, терпела поражения и побеждала, радовалась и огорчалась, надеялась и трепетала в периоды исторических бурь и свершений. Ее вклад нигде не описан, нигде не прославлен, нигде не отмечен. Она просто жила и работала (заметим, рискуя жизнью), поила и кормила великих мира сего, содержала в чистоте дом и штабные помещения, отвечала за порядок и устраивала их быт. Ведь кто-то должен был исполнять эту, казалось бы, рутинную работу!

Одни  (Г.К. Жуков, Н.А. Булганин) были сердечно благодарны ей за то, что им повезло с этой доброй и милой хозяйкой в непростых переездах и тяготах войны и мирного времени, - другие, почти не замечали ее усилий и считали это как должное, но все они любили ее за преданность и сердечность, доброту и ответственность, дисциплинированность и мягкость, что особенно характеризует настоящую русскую женщину.  Все они понимали, что им сильно повезло, что эта умная не по возрасту и приятная во всех отношениях «Катя» не подведет, не обманет, не будет сплетничать на стороне, а сделает все, что от нее  ждут. Екатерина Николаевна. не просто человек с большой буквы, но она патриарх огромной семьи.

У нее много правительственных наград, почетных знаков и грамот, благодарностей и других поощрений более чем за сорокалетнюю службу Родине, в том числе: медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной Войны» второй степени, медаль «За оборону Москвы», медаль «За Победу над Германией», юбилейные награды за Победу в Великой Отечественной Войне, за освобождение Республики Беларусь (награда Президента А. Лукашенко) и многие другие.

Завершить вступительную часть статьи можно словами самой Екатерины Николаевны.: «Я всегда была оптимистом, желала добра всем людям и старалась выполнить свою работу так, чтобы обо мне никогда не сказали плохо!». Сказано предельно просто и скромно, что еще раз подчеркивает внутреннюю силу нашего семейного патриарха.

Страницы  жизни

В октябре 1919 года, в глухой подмосковной деревушке с татарским названием Ямонтово,  Красно-пахорского уезда родилась девочка по имени Катя. Ее родители были  крестьянами. Сразу вспоминаются годы войны и берущая за душу солдата ее любимая песня «Катюша», с которой она прошагала по дорогам Великой Отечественной три с половиной года.

Е.Н. вспоминает: «В школу я начала ходить, когда мне было лет восемь. В памяти осталось, что школа была одноэтажным деревянным домиком – четырехлетка, где нас учили русскому языку, арифметике и чтению. После окончания школы работала в колхозе на ферме. Делала практически все: носила воду и поила скотину, привозила на лошади корма, вывозила навоз в поле и выполняла другие довольно тяжелые работы». Когда  Екатерине Николаевне. исполнилось 17 лет, ее рекомендовали на работу в дом отдыха Совнаркома РСФСР. Далее она говорит: «Это было сложное время в моей жизни. Работа находилась недалеко от деревни в пос. Воскресенское, но всем известно, что это были за годы - 1937-1938!».

Ее прикрепили к Н.А. Булганину и его семье. В эти годы он занимал пост Председателя СНК РСФСР, а с 1938 по 1941гг. был зам. Председателя СНК СССР (Совмина). Она с теплотой вспоминает эти предвоенные годы: «Работала я добросовестно. Получала и премии,  и благодарности. С детства я была очень дисциплинированна и ответственна. Это заметили мои хозяева. Хочу сказать, что в то время Н.А. Булганин работал очень много  и часто возвращался  не ранее 2-3-х часов ночи. Я была у него горничной и обслуживала его самого и его семью. Кстати, в то время там часто отдыхали  Н.К. Крупская и М.И. Калинин, а также М.И. Ульянова. По характеру Н.А. Булганин был очень уравновешенным человеком, спокойным и рассудительным».

Фронтовые, боевые

Грянула война. Вот как описывает она начало войны: «22 июня 1941 года я работала в доме отдыха «Архангельское» на даче. Днем мы узнали, что гитлеровская Германия напала на нашу страну. Мы были очень молоды,  и нам казалось, что это все ненадолго. Но все мы ошибались! Война перекорежила, переломала мирную жизнь и поставила нас на грань выживания».

Далее, события в ее жизни развивались стремительно: «Помню этот тревожный день сентября. Меня вызвали в действующую армию, где я сразу же попала в штаб Западного фронта. А обслуживали мы комсостав (тогда еще малоизвестных мне генералов), таких, как  Жуков,  Рокоссовский, Конев, Соколовский, Попов, Баграмян и других».

Начиналась решающая фаза битвы за Москву. 10 октября Г.К. Жуков по распоряжению Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина  прибыл в штаб Западного фронта и принял командование им на себя. И.С. Конев стал его заместителем по Калининскому направлению. В эти дни создавался оборонительный рубеж Можайск – Малоярославец - Калуга. На эту оборонительную линию перебрасывалось несколько армий  из резерва Ставки с соседних фронтов. «Конечно, этих сил было недостаточно, - пишет в своих воспоминаниях маршал Г.К. Жуков, - а переброска войск с Дальнего Востока и из других отдаленных районов в силу ряда причин задерживалась».

Е.Н. Каначкина вспоминает: «Очень хорошо помню время, когда командование 16 армии на Волоколамском направлении  принял на себя один из лучших советских полководцев – Константин Рокоссовский. Это был очень веселый и красивый человек. Начальником штаба фронта был В.Д. Соколовский. Мы все понимали, что наступают решающие дни. Вскоре штаб фронта переехал в Перхушково».

20 октября в Москве и прилегающих к ней территориях постановлением Государственного Комитета Обороны было введено осадное положение, устанавливался строжайший порядок в войсках и населенных пунктах. В эти дни готовилась эвакуация всех центральных органов власти и управления, поскольку была угроза захвата Москвы немцами. «Мне также приказали ехать в Саратов. Я собрала свои вещи (смешно говорить об этом – всего лишь  небольшой узелок), но тут приказ отменили, а  меня откомандировали в штаб Западного фронта, где находился Н.А. Булганин. Так я оказалась в самой гуще событий.

В этой связи вспоминается такой эпизод. Обслуживающий персонал, выполняя каждодневную работу, получил задание накормить обедом командование, которое заседало в штабе фронта. Помню, как мы несли обед перебежками по глубокому снегу из кухни в штаб. В это время начался налет немецкой авиации. Что творилось с нами и с нашим обедом? В нескольких сантиметрах от меня просвистел осколок от бомбы. Он снес полдерева. Моя душа «ушла в пятки». В этот миг у меня остановилось дыхание и мой разум отказывался понять, что же случилось? Если есть на свете везенье, то мне в тот раз крупно повезло, - я осталась жива. Все же скажу, что обед мы, хоть и, расплескав частично, доставили во время и  притом горячий! Но этим все не закончилось. Спустя некоторое время прозвучал сигнал воздушной тревоги, и нам было приказано собирать чемоданы штабных работников. Ужас бомбежки так сильно подействовал на нас, что сначала, находясь в каком то  оцепенении, а потом, осознав ситуацию, я стала бросать в эти чемоданы все, что нужно и не нужно, - только бы поскорей убраться из этого проклятого места. Не понимая от страха, что мы делаем, - мы собирали и разбирали эти несчастные чемоданы, а земля сотрясалась от чудовищных взрывов авиабомб. Скажу только, что подобных налетов я больше не видела за всю войну».

Много десятилетий прошло с тех пор, но и сегодня нас интересуют подробности  о полководцах, тех, кто командовал фронтами, принимал решения. С этой точки зрения воспоминания Е.Н. Каначкиной имеют важное значение как первоисточник, как свидетельство того, кто работал рядом с ними. Она вспоминает: «Нужно сказать, что Николай Александрович Булганин, как член Военного Совета Западного фронта, был достаточно мягким человеком. Ко мне он относился с доверием и всегда требовал, чтобы я обязательно убиралась в его кабинете и  в других служебных помещениях. В противоположность ему - Г.К. Жуков, всегда сосредоточенный и очень строгий. Однажды ему сказали, что Катю перевели в другое место. Он тотчас же вызвал штабного офицера и отдал приказ: «Вернуть нам Катю! И чтобы с завтрашнего дня ее не трогали». То есть, даже в  быту, как и во всем, он проявлял твердость и настойчивость».

Вспоминая период битвы за Москву, она часто рассказывает своим внукам о параде войск на Красной площади 7 ноября. Известно, что Г.К. Жуков получил приказ  от Верховного подготовить такой парад. По тому времени – это была фантастика! Столица находилась в чрезвычайно сложном положении и решиться на такое мог только или отчаявшийся человек, или тот, который уже уверовал в победу под Москвой.

Сегодня всем известны слова, которые нашел И. Сталин в те роковые минуты. Он вспомнил всех героев Отечества, которые вдохновляли наш народ на борьбу с врагами:  Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьму Минина и Дмитрия Пожарского - все они были названы как люди, любившие свою Родину и отдавшие за нее свою жизнь. Далее, Е.Н. Каначкина отмечает: «Это были очень трудные бессонные дни и ночи. Мы надеялись, что фашистов остановят под Москвой. И вот в начале декабря, когда началось контрнаступление наших войск, все вздохнули с облегчением. Наконец  проклятый враг не только остановлен, но и вынужден отступить. Как долго мы  все ждали этого момента! Что мы пережили?». Не забудем и мы героев Московской битвы, о которых хорошо сказал Г.К. Жуков: «Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними».

В числе тех, кто остался в живых, была и Е.Н. Каначкина, впоследствии награжденная медалью «За оборону Москвы». «Эта медаль мне очень дорога, - говорит она, так как здесь совершилось и мое настоящее боевое крещение».

Суровые испытания 1942, 1943, 1944 и 1945 гг.

Победа была еще очень далека, и мы знаем, каких жертв она стоила. В кругу семьи она часто говорит: «Все эти годы я находилась в действующей армии,  продвигалась или отступала вместе с командованием фронтов. Могу сказать, что все мы тяжело переживали наши поражения. Я прошла и Курскую дугу, и Смоленск, и Великие Луки, и форсирование Днепра,  участвовала в операции «Багратион» (Освобождение Белоруссии), а затем в  освобождении Восточной  Европы (Польши) и частично самой Германии, и, в конечном счете, я  дошла до Берлина в составе 1- го Белорусского фронта (ранее войска Западного фронта)». Напомним, что этим легендарным фронтом в разные периоды Великой Отечественной войны командовали  Г. Жуков, И. Конев, В. Соколовский, К. Рокоссовский.

В истории часто бывает, что судьбы страны, мира и личные судьбы переплетаются. Так было и с Е.Н. Каначкиной, которая вспоминает: «Во второй половине 1943 года я познакомилась со своим будущим мужем Василием Ивановичем Каначкиным, который работал в охране высшего комсостава и находился в резерве. Но война разбросала нас по разным фронтам и встретились мы только после Победы. Он охранял советскую делегацию на Потсдамской конференции  в чине капитана. После капитуляции Германии  он непостижимым образом нашел мой адрес и приехал в д. Ямонтово  просить  моей руки. Он являлся также участником Великой Отечественной войны. В 1980 г. его не стало».

Далее она рассказывает о том, что запомнилось ей еще из фронтовой жизни:  «Хорошо помню Варшаву. Там нас повезли в один из лагерей смерти, который находился недалеко от города, после его освобождения нашими войсками. Когда мы увидели тысячи удушенных, сожженных заживо и расстрелянных тел, лежащих на сырой земле, мы не смогли сдержать слез. Мы  впервые так ясно осознали, что нам грозило? Мы увидели буквально горы обуви, тысячи детских сосок, колготок, других вещей, награбленных нацистами в этом лагере».

Настал день, когда пала столица фашистской Германии – Берлин. В Берлинской операции участвовали лучшие силы наших армий. Маршал Г.К. Жуков командовал 1-м Белорусским фронтом (где и закончила свой боевой путь Е.Н. Каначкина), 2-м Белорусским – маршал К.К. Рокоссовский, а 1-м Украинским – маршал И.С. Конев.

А вот эпизод, описанный маршалом Жуковым в день начала штурма Берлина, который имеет прямое отношение к Е.Н. Каначкиной: «Артподготовка была назначена на пять часов утра. Часовые стрелки, как никогда, медленно двигались по кругу. Чтобы заполнить как-то оставшиеся минуты, все мы решили (Командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Г. Жуков, член Военного совета фронта К. Телегин и командующий 8-й гвардейской армией В.Чуйков; здесь же находились члены Военного совета 8-й армии, начальник штаба армии и др. армейские генералы и офицеры. Было 3 часа ночи) выпить по стакану горячего крепкого чая, который тут же, в землянке, приготовили девушки». Среди тех, кто обслуживал их, находилась наша героиня, молодая и симпатичная Катя.

Затем последовала безоговорочная капитуляция фашистской Германии. А потом было 9 мая, которое вошло в историю нашей страны как День Победы! Какие чувства и эмоции испытывали те, кто дожил до Победы? Об этом нам повествует Екатерина Николаевна: «Какое счастье, что мы дожили до этого великого дня! И я вспоминаю до сих пор ту радость и ликование на улицах и, конечно, скорбь тех, кто не увидел своих родных и близких в этот исторический день».

Работа в правительственных органах после войны

Страна постепенно оживала. В жизни Е.Н.Каначкиной этот период  связан с  работой в правительственных органах, сначала с Н.А. Булганиным, который с 1947 по 1953 гг. занимал пост заместителя Председателя СНК СССР (Совмина), а с 1953 г. стал первым заместителем Председателя Совмина СССР, занимая и пост Министра Вооруженных сил (Обороны) до 1955 года. В феврале 1955 г. он был назначен Председателем Совета Министров СССР и оставался на данном посту до 27 марта 1958 года. С 1960 года он ушел на пенсию.

«Хорошо помню слова Николая Александровича, вспоминает Е.Н., сказанные про меня: «Это неприкосновенная стена!».  Я тогда понимала их как «неприступная женщина». Николай Александрович говорил всегда, что когда Катя убирает у нас в доме, то ничего не оставит незамеченным, даже иголку.  Сам же Н.А. Булганин был отменным чистюлей и, например, когда курил, то никогда не позволял себе оставлять пепел на полу, на столе и тем более  на одежде, а складывал его в пепельницу. Добавлю, что далеко не все известные люди тогда могли похвалиться такой благовоспитанностью».

Ответственная работа по обслуживанию первых лиц государства, требовала много сил, но приносила и хорошие плоды. Собираясь на праздники (Дни рождения ; День Победы и др.) наш патриарх всегда показывает фото и рассказывает о своих поездках по миру. В то время это удавалось немногим.  «Мне посчастливилось побывать на разных континентах вместе спервыми лицами государства – Н.С. Хрущевым, Н.А. Булганиным, В.М. Молотовым, - говорит она, и увидеть собственными глазами как люди в разных странах относятся к Советскому Союзу.

В составе делегаций Е.Н. Каначкина посетила такие страны, как Германия, Польша, Югославия, Швейцария, Англия, Индия, Афганистан, Бирма, Япония. 

Послесловие

Говорят, что в жизни каждого человека есть черные и белые полосы.  Если исходить из этой логики, то 40-е гг. и 50-гг. как раз можно отнести в плюс нашей Екатерине Николаевне, хотя это и были переломные годы в истории СССР. В 60-е и в начале 70-х гг. она продолжала трудиться в правительственных структурах,  уже имея за плечами большой опыт. До апреля 1974 года работала в Комитете Государственной Безопасности СССР, а затем вышла на пенсию.
«Конечно, мне уже много лет и за плечами богатый жизненный опыт, - говорит наш патриарх, но годы берут свое, хотя по-прежнему я полна оптимизма и надежд на лучшее будущее. У меня семь внуков и шесть правнуков! А это огромное богатство. Никогда не думала, что у меня будет такая большая семья, а я буду ее патриархом. Особым праздником для всех нас является День Победы, когда собираются все мои родные».

Екатерине Николаевне повезло в жизни. Живет она с любящим ее сыном, ни в чем не нуждается, получает хорошую пенсию. Как бы анализируя свою судьбу она говорит: «Оглядываясь назад, в ХХ столетие, которое было чрезвычайно бурным на события, думаю, что я прожила большую и трудную жизнь не зря. Ведь прошел почти весь ХХ век и уже идет десятый год  ХХI столетия. Мир изменился. Изменилась страна. Теперь уже нет Советского Союза, а есть Россия. Но все мои надежды связаны с тем, что все вокруг будет меняться к лучшему, что мои внуки и правнуки будут помнить свою историю, которую творили не только «великие мира сего», но и мы, простые граждане нашей страны».

Наконец, как бы завершая наш рассказ об этой удивительной женщине), процитируем  главные слова, которые сказала она в день своего 90-летия: «Я всегда оставалась верна своему принципу в жизни: «Только доброта и еще раз доброта позволила и помогла мне пройти через хорошее и плохое, через все испытания. Она же помогает мне и сейчас, давая новые и новые силы».

 

Новости

Цветаева