EN

Яценко Никита. Великий язык великого народа

Яценко Никита. Великий язык великого народа

О могучее русское слово! Ты поднимешь из пепла, ты возродишь и уничтожишь, ты заставишь до исступления верить и перечеркнешь надежду, ты способно проникнуть в душу и разбить сердце, ты удивляешь, восхищаешь, ты даришь мир…

О могучее русское слово! Колыбель разума… Скульптор души… Рычаг воображения…

Русский язык. Великий язык великого народа! 

…Сильно болит голова, звенит в ушах. Не слышно даже собственного дыхания. Я сижу, опершись на какую-то стену из красного кирпича, и с ужасом наблюдаю: вокруг все горит, люди в военной форме пытаются бежать куда-то, свистят пули, многие падают замертво. Недалеко от меня, метрах в двадцати, взрывается граната. Рядом падают  двое бездыханных  солдат. Изувеченных тел в поле моего зрения около дюжины. Мне жутко и страшно, меня мутит.  Кошмар не заканчивается. И вот среди гула взрывов и дымовой завесы вдруг ясно проступили очертания Холмских ворот.

Это же Брестская крепость! Первые часы войны! Настоящей войны! Еще одна вспышка — и темнота...

Я прихожу в себя в грязном подвале среди умирающих и уже умерших солдат. Между ранеными суетится фельдшер.

Меня, как и других в этом подвале, мучает ужасная жажда. Без воды, под стоны раненых начинаю сходить с ума. Только бы глоток. Только бы один глоточек воды! И тут… Один из «тяжелых», придя в себя, шепчет: «Оставьте воду для пулемета». Это невероятно. Это непостижимо. Где ты, предел человеческих возможностей? Какой же ты можешь быть величины, сила воли? Во имя чего ты жертвуешь собой, человек, прошептавший про воду для пулемета?

И тут я начинаю понимать: там, наверху, настоящий враг, который пришел за моей землей, моей семьей, моей жизнью. Готов ли я все это отдать?

Кажется, что мысли мучительнее жажды. Слышу: лейтенант говорит фельдшеру о поступившем приказе уходить. Кто как может. Врач отказывается. Он не бросит раненых.

Откуда-то я уже знаю: раненые будут отстреливаться до последнего патрона. Эти люди готовы отдать жизни, но только очень дорого отдать. Поэтому фашисты со всей своей военной мощью захлебнутся на моей земле в собственном бессилии.

Сила духа куда важнее силы оружия!

Автоматная очередь. И снова темнота.

Рядом раздается крик: «Стой! Стреляю!». Два человека о чем-то говорят. Последние слова лейтенанта я слышу отчетливо: «Скажешь нашим, что крепость я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля».

Сколько же силы, сколько же мужества в этих словах!

Это тот самый безымянный солдат, о котором рассказывали в музее Брестской крепости. Человек, которого не занесли в списки, которому был отдан приказ покинуть крепость. Он пережил голод, жажду, холод, болезнь и смерть всех своих боевых товарищей, но остался воевать. Ради чего? Ради славы? Нет! Ради правды, ради той высшей правды, которая открыта только самым настоящим патриотам, самым смелым, самым преданным людям на земле.

Недолго длится тишина. Вот снова взрывы…

…Я открываю глаза. 

Это не взрывы, это канонада фейерверка под окном. Под окном моей уютной комнаты, расположенной в родной квартире любимого города. Города, который вот уже более 70 лет слышит только радостные залпы фейерверков по случаям праздников. На диване рядом со мной книга с повестью Бориса Васильева «В списках не значился».

Да. Вечером я закончил ее читать. И вот сила впечатлений в паре с воображением унесли меня во сне в художественный мир произведения талантливого писателя. Писателя, который способен сотворить чудо, прорваться в неизведанную глубину души, используя самый замысловатый инструмент — русское слово.

Слава вам, Мастера Русского Слова!

Слава вам, Защитники родной земли, родной культуры, родного языка!

…Все еще слышны звуки взрывающихся фейерверков. Нужно прикрыть дверь покрепче, чтобы стрельба не испугала моего маленького троюродного брата, который с семьей приехал к нам из Луганска, где спустя столько лет после страшной войны опять начались боевые действия.

Наш маленький гость только-только стал осваивать азбуку. И сегодня он весь вечер старательно выводил на листе бумаги три простых русских слова: МАМА, ПАПА, МИР…

Работа публикуется в авторской редакции

Новости