Федорова Анастасия. Сергей Есенин – великий русский поэт
/ Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения /Федорова Анастасия. Сергей Есенин – великий русский поэт
Поэзия – прекрасное творение гения человеческого – всегда вызывала восхищение людей. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир, дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. В ней слилось всё самое прекрасное, и вот уже множество лет люди восхищаются поэзией и чтят имена тех гениев, которые обладали огромным талантом – поэтическим даром. Благодаря поэзии люди могут принять многое, что в жизни не дает покоя и бередит сердце. Но не каждому дано управлять словом, как каким-нибудь орудием труда, только действительно достойные способны рифмами и строками разжечь в душах людей костер страсти и мощь духа. Именно таким талантом обладал величайший русский поэт Сергей Есенин.
Он поднялся к вершинам поэзии из глубины народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали страной его детства. Мир народно-поэтических образов, мир русской природы окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
И костер зари, и плеск волны,
Серебристая луна, и шелест тростника –
Вся красота родного края с годами отлилась:
В задушевные и светлые строфы.
О чем бы ни писал Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра – мысли эти неотступно тревожат его. «Моя лирика жива одной большой любовью… к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорил поэт.
Всей душой, всем сердцем поэт с народом: «Я люблю эти хижины хилые c поджиданьем седых матерей». Будучи сыном своего Отечества, сыном простого народа, поэт выписывает образы дорогих его сердцу крестьян. Именно в связи с этими событиями создаётся поэма «Пугачёв». По-моему мнению это величайшее достижение «Серебряного века».
На момент написания поэмы автор перерос свою деревню и чувствовал себя одиноким, оторванным, неприкаянным и пока еще бунтующим. Бунт его выражался и в пьянстве, и в выходках и, конечно же, в его творчестве.
Главенствующий образ поэмы Емельян Пугачев ассоциируется у меня с автором. Не в политических взглядах, так как поэт считал себя аполитичным, хотя и не поддерживал всецело большевизм. Но в одиночестве и отчужденности среди «своих» главный герой похож на своего творца. Образ Пугачева у Есенина романтизирован. Есенин не осложняет свою поэму другими мало-мальски значащими персонажами, в развитии показан только образ Пугачева. По замечанию самого поэта, «кроме Пугачева, никто почти в трагедии не повторяется: в каждой сцене новые лица. Это придает больше движения и выдвигает основную роль Пугачева». Он выступает как тот, кого ждал народ «тот, кто б первый бросил камень».
Наконец-то я здесь, здесь!
Рать врагов цепью волн распалась,
Не удалось им на осиновый шест водрузить головы моей парус.
Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни!
Пучились в сердце жабьи глаза Грустящей в закат деревни.
Только знаю я, что эти избы – Деревянные колокола,
Голос их ветер хмарью съел.
О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел!
Есенин показывает нам своего героя и в начале назревания мятежа, и после неудач, когда Пугачев объявляет о том, что он царь, и тогда, когда для него рушится все. Образ, созданный Есениным, достаточно сложен и показан во всех противоречиях:
Братья, братья, ведь каждый зверь любит шкуру свою и имя...
Тяжко, тяжко моей голове опушать себя чуждым инеем.
Трудно сердцу светильником мести освещать корявые чащи.
Знайте, в мертвое имя влезть – То же, что в гроб смердящий.
Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
Человек в этом мире не бревенчатый дом.
Не всегда перестроишь наново...
О значимости, избранности Пугачева говорит уральский каторжник Хлопуша, посланный убить Пугачева, но пришедший к нему как друг.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умет,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
Хлопуша, как и Пугачев, считает, что война должна быть разумной, нужно налиться не только гневом, но и умом. Пугачев не сторонник стихийного и беспощадного мятежа. Мечты Пугачева – это мечты о новом мире самого Есенина. В финале, полном драматического напряжения, мы видим преданного соратниками героя. И, как никогда, ощущаем его одиночество и трагедию.
Дорогие мои... Хор - рошие...
Что случилось? Что случилось? Что случилось?
Кто так страшно визжит и хохочет
В придорожную грязь и сырость?
Кто хихикает там исподтишка,
Злобно отплевываясь от солнца?
...Ах, это осень!
Это осень вытряхивает из мешка
Чеканенные сентябрем червонцы.
Да! Погиб я! Приходит час...
Мозг, как воск, каплет глухо, глухо...
...Это она! Это она подкупила вас,
Злая и подлая оборванная старуха.
...Боже мой! Неужели пришла пора?
Неужели под душой так же падаешь, как под ношей?
А казалось... казалось еще вчера...
Дорогие мои... дорогие... хор - рошие...
Этот заключительный монолог Пугачева Есенин читал М. Горькому, чем взволновал его до спазма в горле. В его надрыве отражается состояние самого поэта. Есенин не прижился в городе, но и в деревне он уже стал чужим. Особенно он почувствовал это одиночество, вернувшись из заграничного путешествия.
Реакция современников на поэму была неоднозначной. Н. Осинский считал, что Есенин показал «пафос мятежной стихии», ее течение от Пугачева до наших дней. В целом поэму считали неудачной.
В «Пугачеве» отразились стилистические особенности имажинизма, которым увлекался в то время Сергей Александрович. Непривычная образная система, смешение разных лексических слоев, вызывающие метафоры: «ржет дорога в жуткое пространство», «пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни». Автора упрекали за «имажинизацию» речи Пугачева.
Говоря об обреченности бунта, Есенин опирается на то, что крестьяне довольно инертны и не способны на решительные действия. Он не пытается воссоздать историю, противоборство лагерей, хотя основательно изучил исторические материалы. Главным для автора остается вопрос о способности крестьян принять революцию. Новаторство Есенина в том, что историю он подает через лирическое восприятие, а не через факты. Его поэма эпическая и состоит из лирических монологов.
Критики подмечали, что в «Пугачеве» есть блестящие монологи, называли поэму героической драмой в стихах. Поэма стала поворотной для Есенина, с нее, с этого духовного надрыва для поэта началась тема народной борьбы.
Революция в произведении изображена во всей красе, во всей горести и показана вся грязь таких методов борьбы с режимом. Слишком быстро переменяются идеалы сторон воинствующих, слишком зыбки идеалы и некрепки мысли и действия революционные. Хотя идея, основной предлог революции, скорее всего, был созвучен мыслям поэта. Ведь крестьянина по происхождению не могло не огорчать стремительно ухудшающееся положение деревни, жизни простых крестьянских людей и глумление правительства над матушкой-Россией. Пренебрежение ее богатством или использование этого достояния в целях личных.
Эта поэма обошлась писателю очень дорого. Им начали интересоваться правительственные особы, представители власти. Ведь бунт, написанный пером, был сочтен за прямое указание к действию. Это была прямая угроза государственному благополучию. А Сергей Есенин был поэтом признанным, любимым. Хотя, бесспорно, поэзия его не имела возможности добраться до человека крестьянского. С большей вероятностью можно сказать, что бунт писателя был больше характера личного, нежели политического. Ведь бунтарство его никогда в воинственность не перетекало. Уж слишком писатель любил народ, жизнь, природу и свободу.
В мыслях поэта существовала утопическая идея «Крестьянской республики». Автор поэмы мечтал, чтоб Россия стала «кормилицей и поилицей» всего мира, но после революции начала 20-го века в России стремительно ухудшалась сама жизнь, и Сергей Есенин понимал, что его мечта не имеет никаких реальных основ, на которой она может быть построена.
Поэма «Пугачев» – это бунт поэта против его собственного одиночества, изоляции и неприкаянности. Это крик крестьянской души в тоске по родному дому и понимание того, что точка невозвращения уже давно пройдена, теперь уже ничего не изменить. Произведению присуща двойственность переживаний его создателя – боль личная, отравляющая его естество, и страдания патриотические, за родную землю и за людей.
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений.
Я считаю, что Есенин – последний русский поэт, так как он был «душой» русской литературы. А знание русского языка, приобщённость к литературе – это главный показатель уровня духовного развития человека. Чем больше человек читает, тем более коммуникабельным он становится. Всё это становится неотъемлемой частью и международного общения. Именно поэтому, я могу смело заявить, что русская литература не достигла бы таких высот, без Сергея Есенина. Он за свою короткую жизнь доказал, что русское слово – это великое слово!
Работа публикуется в авторской редакции