EN

Фарафонов Никита. Великие российские кадеты, прославившие Родину свою

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения / Фарафонов Никита. Великие российские кадеты, прославившие Родину свою

Фарафонов Никита. Великие российские кадеты, прославившие Родину свою

Я уже давно определился с выбором профессии. Я буду офицером – защитником Родины. Но офицер – это не только военные знания и хорошая спортивная подготовка. Это еще высокий интеллект и широкий кругозор. Так было раньше. И так будет!

Я горжусь тем, что учусь в суворовском училище, приближая свою мечту. С большим интересом я принимаю участие в образовательных проектах Департамента культуры города Москвы. Мои любимые проекты «Музейный инспектор» и «Музейное путешествие» открыли для меня много новых страниц истории.

Однажды мы мамой пошли в музей А.Н. Скрябина. Раньше я учился в музыкальной школе и нам рассказывали о великих русских композиторах. И вот я могу сам увидеть, где жил и творил Александр Николаевич Скрябин. С первых же минут меня заинтересовала фотография, на которой рядом со статным мужчиной стоял мальчик в кадетской форме. Неужели великий русский композитор тоже был кадетом, как и я? Я принялся расспрашивать музейных работников о детских и юношеских годах композитора. Так и есть – Саша Скрябин в возрасте 9 лет стал воспитанником Второго Московского кадетского корпуса. Эта информация просто потрясла меня. Раньше я думал, что выпускники кадетских корпусов дореволюционной России продолжали свой путь служения Родине только на военном поприще. 

Именно в музее А.Н. Скрябина у меня родилась тема моего проекта. Я решил узнать, кто же из выпускников кадетских корпусов прославил Россию не на военном поприще. Мне так же стало интересно: а знают ли сегодняшние кадеты о знаменитых выпускниках кадетских корпусов? 

На мой взгляд проблема нынешнего кадетского образования заключается в том, что для многих ребят престижность кадетства заключается лишь в ношении кадетской формы, а некоторые родители уравнивают кадетские корпуса с воспитательно - исправительными заведениями.

А ведь кадетские корпуса изначально были призваны готовить военную и гражданскую элиту России. Они представляли собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование многие прославленные полководцы и военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели.

Воспитанников кадетских корпусов всегда отличали глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, высокоразвитые чувства патриотизма, воинского долга и чести, войскового товарищества.

Я иду искать…

Что бы понять, откуда начинать поиск, я заглянул в интернет, и, к моему великому сожалению, обнаружил, что материалов, интересующих меня, крайне мало. Тогда я решил обратиться в «Кадетское братство». Эта организация объединяет выпускников суворовских военных училищ. Александр Шарифович Салихов рассказал мне историю возникновения суворовских училищ в 1943 году. В основу создания этих училищ были положены традиции дореволюционных кадетских корпусов. А традиции были действительно славные.

Система военного образования в России начала складываться в период реформ Петра Великого. Создавая новые для России вооруженные силы, он, прежде всего, сформировал систему подготовки командных кадров. Первым военно-учебным заведением в России можно считать учрежденную Петром I в 1698 году при Пушкарском Приказе школу «цифири и землемерия».

С царствования Анны Иоанновны и начинается история кадетских корпусов. 29 июля 1731 году Государыня подписывает Указ № 5811 об учреждении «Корпуса кадетов шляхетных детей».

История формирования и развития Московских кадетских корпусов начинается с периода правления Екатерины Великой.

Первый корпус был основан Семеном Гавриловичем Зоричем, героем русско-турецкой войны, который организовал военно-учебное заведение в местечке Шклов. Это училище было открыто 24 ноября 1778 года – эта дата считается датой создания Екатерининского кадетского корпуса, который в середине XIX века был  переведен  в Москву.

В 1837 было принято решение открыть в Москве ещё один кадетский корпус, но торжественное открытие произошло только в 1849 г., так появился Второй Московский кадетский корпус.

В конце XIX в.в Москве были открыты  3-я и 4-я военные гимназии позднее объединённые и преобразованные в 3-й Московский кадетский корпус.

1917 г. в России насчитывалось 29 кадетских корпусов. 

Наряду с ними осуществляли свою деятельность привилегированные Пажеский и Морской корпуса. Образовательный процесс имел целью дать воспитанникам общее образование, культурное развитие, военные знания и навыки, необходимые для последующего успешного прохождения курса военных училищ.

Целью кадетских корпусов было создание надёжного оплота государства в лице профессиональных, образованных и воспитанных граждан, истинно преданных своей стране и готовых служить ей на военном и гражданском поприще. 

Кадетское образование имело три направления: гуманитарное, техническое и профессиональное. Обязательная программа воспитания кадет включала в себя военно-патриотическое, нравственное и эстетическое направления. 

Из беседы с офицерами «Кадетского братства» я узнал несколько имен знаменитых выпускников кадетских корпусов и сформировал направления поиска. Мой путь лежал не только в библиотеки, но и в картинные галереи. Мне всегда нравилось творчество художника В.В. Верещагина, но я даже не мог предположить, что он в 9 лет поступил в Александровский кадетский корпус в Царском селе, а позже в морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил «первым учеником». Побродив по залам «третьяковки», я обратился в научно-методический отдел, где мне подсказали, что среди художников, представленных в галереи точно есть кадеты. Это художники А.П. Боголюбов, П.А. Федотов и Н.А. Ерошенко. Границы моего поиска расширились.

Побывав в библиотеке имени А.П. Гайдара, я набрал в системе информационного поиска слово «кадет» и на мой запрос компьютер предложил книгу А.И. Куприна «На переломе (кадеты)». Библиотекарь сказала, что пока книга мне не по возрасту, но мы вместе прочитали предисловие и выяснили, что Александр Иванович Куприн был кадетом Московского кадетского корпуса. 

В музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки мне подсказали имена великих русских композиторов Н.А. Римского-Корсакого и Н.Я. Мясковского – выпускников кадетских корпусов.

Мой поиск превратился в интересную игру. Я каждый раз радовался новым открытым именам. И это вдохновляло меня двигаться дальше. Список кадет, прославивших Родину в сфере литературы и искусства, регулярно пополнялся. Я с удивлением узнал, что знаменитый ученый Владимир Иванович Даль – составитель самого известного словаря русского языка, окончил морской кадетский корпус. Еще больше я удивился, что основатель русского театра Федор Волков посещал курсы шляхетского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге и там же учился и достойно закончил обучение будущий директор первого русского театра, писатель, драматург А.П. Сумароков.

Я узнал, что в кадетских корпусах изначально уделялось большое внимание эстетическому воспитанию кадет. В программу обязательного обучения включались танцы, живопись, словесность, а дополнительно кадеты могли обучаться пению и игре на музыкальных инструментах. 

На сегодняшний день мною подобраны материалы биографий 26 знаменитых кадет. И я очень рад, что теперь все интересующиеся историей кадетства и России могут получить информацию со страниц российской кадетской интенет-энциклопедии. Значит, моя работа не напрасна. (здесь я веду страничку о знаменитых кадетах России)

Год назад мы выезжали на сборы в военно-патриотический лагерь «Патриот» в поселке Тучково Московской области. Там мы посетили музей истории кадетских корпусов. Руководитель музея очень удивилась, что я так много знаю о знаменитых выпускниках- кадетах. Я с удовольствием поделился с ней материалами, которые я начал собирать для книги «100 знаменитых кадет России». Это мой новый проект, который, надеюсь, я буду продолжать до финальной цифры «100». Первые 15 биографий у меня уже готовы. В книгу будут включены несколько разделов: 1. Литераторы (писатели, поэты), 2. Художники, 3. Музыканты, 4. Изобретатели, 5. Исследователи и географы. 6. Дипломаты и другие.

В прошлом году я стал лауреатом 6 Всероссийского фестиваля «Юные таланты Отчизны». На церемонии награждения мне подарили очень редкую книгу «Военные училища и кадетские корпуса русской императорской Армии в Москве 19 начала 20 века».

В книге собраны статьи, фотографии и биографии знаменитых кадет. Я очень обрадовался такому подарку, потому что в этой книге много интересного и полезного для моего поиска.

На осенних каникулах я планирую посетить Мальтийскую капеллу Санкт-Петербурга, где сегодня расположен музей истории кадетских корпусов. Надеюсь, мой список пополнится новыми именами.

Начиная работу над проектом-исследованием я предположил, что возможно, если мои сверстники узнают о великих кадетах, прославивших Россию, то они по другому будут относиться к своему образованию. 

В декабре прошлого года я стал лауреатом первых детских Дельфийских игр. На церемонии награждения многие смотрели на меня с интересом и удивлением, ведь я один был в военной форме. Увы, в нашей стране сложилось мнение, что военные – это ограниченные люди, не обладающие интеллектом, не смыслящие ничего в искусстве.

Я очень хочу изменить это мнение. Поэтому я стараюсь рассказывать о знаменитых кадетах России. Для многих это становится открытием. Я приглашаю своих одноклассников в Третьяковскую галерею, чтобы они своими глазами увидели картины замечательных живописцев Боголюбова, Верещагина, Ярошенко. Я вожу друзей на концерты, чтоб они могли слушать Скрябина, Мясковского, Римского-Корсокова. 

И я считаю свою работу не напрасной, когда мои одноклассники с гордостью говорят, что великие люди России, начинали свой путь с кадетского порога.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева