Мария Корти. Великие русские имена
/ Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения /Мария Корти. Великие русские имена
Вряд ли на свете есть мера, которой можно было бы измерить глубину и необъятность литературного наследия России. На многие языки переведены произведения русских классиков, которые читают большие и малые народы по всему миру. Произведения Толстого, Булгакова, Чехова, Достоевского можно увидеть на прилавках магазинов и магазинчиков, лавок и лавочек мира. Русской литературной классикой восхищаются читатели разных наций, для многих произведения русских писателей стали настольной книгой.
К сожалению поэтическая литература величайших поэтов всех времён, какими являются А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, знакома зарубежным читателям меньше и не потому, что поэзия не доступна для понимания, просто богатство, буйство красок и оттенков, лиричность и поэтичность русской поэзии невозможно перевести на другой язык, не исказив красоты и полёта русского поэтического слова.
Это всё равно, что попытаться пересказать словами симфонию. Для меня и, как я думаю, для любого русского человека, первым в перечне русских классиков, конечно же, стоит А.С. Пушкин Если спросить, что для меня Пушкин, я отвечу: это - жизнь. Я не могу сказать, когда я узнала Пушкина. Мне кажется, что я родилась вместе с Пушкиным. Ещё гораздо раньше, чем я произнесла слово "мама", я слышала, узнавала и засыпала под музыку сказок Пушкина. Пушкин помогал и помогает увидеть и понять жизнь: взаимоотношение людей, легко и доступно рассмотреть, что такое хорошо и что такое плохо. Ирония и юмор, с которыми он показывает самые низменные черты людей, дают уроки жизни и запоминаются быстрее и благодатнее, чем любая долгая и нудная нотация о том, что это - нехорошо. Я удивлялась глупости и жадности старухи из сказки "О рыбаке и рыбке" и попа из сказки "О попе и работнике Балде". Я поражалась смекалке, безыскусности Балды и безропотной терпеливости Старика, и щемящее чувство сострадания рождалось в моём сердце. Моя душа замирала от страха за Людмилу, украденную Черномором, я смеялась над её шалостями, переживала за летящего под облаками Руслана и радовалась счастливой развязке.
Пушкин - это не только волшебство сказок, главное в творчестве А.С. Пушкина - тема свободы, борьбы с самодержавием. Большая часть его стихотворений - прямой призыв к борьбе:
«Питомцы ветреной Судьбы
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте падшие рабы!»
Пушкин своим горячим сердцем, душой вольнодумца жил мыслями и интересами декабристов, что хорошо отражено в поэме "Вольность". Его возмущение бесчеловечным угнетением и насилием крепостниками – помещиками простых людей отразилось в стихотворении "Деревня". Патриот России, в стихотворении "К Чаадаеву," он объясняется в любви Отчизне и Свободе. Это своего рода призыв к революции:
«Товарищ верь, взойдёт она,
Звезда пленительного счастья!
Россия встанет ото сна...»
За свои свободолюбивые стихи Пушкин был сослан в ссылку, но и там, в деревенской глуши, стихи его были полны надежд на скорый революционный переворот в России. Но восстание декабристов в Петербурге, на которое он возлагал большие надежды, привело к разгрому и аресту членов заговора. Это развеяло в прах в душе Пушкина надежду на освобождение народа от рабства и самовластья.
Именно духовная связь его с декабристами дала миру величайшие творения, как "Евгений Онегин", "Борис Годунов", "Полтава", "Медный всадник". И, несмотря ни на что, Пушкин не отрёкся от своих убеждений. В стихотворении "Орион" он говорит: «Я гимны прежние пою». Просвещённые люди всех времён понимают, какая огромная роль Пушкина была в борьбе с самодержавием, но и он сам оценивал свой вклад в дело освобождения России от рабства самодержцев. В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" Пушкин пишет:
"И в свой жестокий век
Восславил я свободу".
Этими словами он показывает, что в борьбу патриотов России с самодержавием он внёс свою лепту.
Поэзия А.С. Пушкина бессмертна. Ещё много поколений людей будут зачитываться и восхищаться его гениальным творчеством. Когда мы говорим о Пушкине, как о солнце русской поэзии, то невозможно не сказать о такой ярчайшей звезде, вспыхнувшей на небосклоне российской поэзии после гибели Пушкина, как о М.Ю. Лермонтове. Если Пушкин вырос на русских сказках няни Арины Радионовны, то Лермонтов с младенческих лет получал образование у иностранных воспитателей на французской литературе, самостоятельно изучил английский и немецкий языки, Шиллера, а затем и Шекспира читал в оригинале. Рано потерявший мать, выросший под надзором бабушки, лишённый возможности общаться с отцом из-за постоянных конфликтов отца и бабушки, часто болевший и не имевший общения со сверстниками, он был очень одиноким, что наложило отпечаток на его характер. Тоска, одиночество, непонимание другими его внутреннего состояния, всё это вылилось в его произведения. В поэме "Демон" он, как бы списывает с себя "измученную душу" без веры, равнодушную ко всему; в стихотворении "Тучки небесные, вечные странники" он обращается к ним, как к своим друзьям по одиночеству "Вечно холодные, вечно свободные".
Лермонтов уже закончил школу гвардейских юнкеров, когда пришло известие о смерти Пушкина, перед которым он благоговел и которым он восхищался всей своей пылкой душой поэта. Именно все осуждения Пушкина в свете после гибели, подняли в Лермонтове всю мощь его гениального таланта. Словно подхваченное знамя, как взрыв, как продолжение Пушкина, появляется, выстреливается стихотворение " На смерть поэта". Как дуэлянт перчатку, он бросает вызов "надменным потомкам". Если раньше Лермонтов не был широко известен как поэт, то после этого стихотворения все вдруг поняли, что Пушкин в своей борьбе не умер! Вот он, его продолжатель! И сразу же все враги Пушкина и все друзья Пушкина стали врагами и друзьями Лермонтова. Тот же Бенкендорф, люто ненавидевший Пушкина, отправлявший его в ссылки, ссылает на Кавказ Лермонтова и там, на Кавказе, Лермонтов знакомится с декабристами, в том числе и с князем Одоевским. Лермонтов стал подумывать об отставке и едет и Петербург. Находясь в Петербурге Лермонтов пишет "Мцыри", "Герой нашего времени", дописывает "Демона". Из-за ссоры, перешедшей в дуэль, с сыном французского посла, Лермонтова снова отправляют на Кавказ. Но он не терял надежды уйти в отставку и в 1841 году снова едет и Петербург, однако Бенкендорф потребовал удалить этого беспокойного человека из столицы. Покидая Санкт-Петербург с тяжёлыми предчувствиями, Лермонтов на прощание пишет стихотворение "Прощай немытая Россия". В Пятигорске, где должна была продолжаться его служба, он в кругу местной знати ведёт себя со свойственной ему заносчивостью и дерзостью, чем оскорбляет бывшего своего знакомого по школе юнкеров Мартынова. Состоялась дуэль, закончившаяся гибелью Лермонтова.
Самые широко известные произведения М.Ю. Лермонтова: "Герой нашего времени", "Родина", "Смерть поэта", "Бородино", "Дума", "Мцыри", Парус", "Осень". По его произведениям написаны 14 опер, 3 романса, поставлены 7 балетов, 16 кинофильмов, два из которых сняты в Италии и в США. Так же трагически, как у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, закончилась жизнь и у С.А. Есенина.
Сергей Есенин родился в небогатой сельской семье. Его детство прошло в доме деда -старообрядца, на сказках бабушки и на духовных стихопениях, которые слышал от нищих-слепцов. Родившийся в деревне, среди бескрайних, колосящихся золотом пшеницы полей, среди белых русских берёз, ромашко-васильковых лугов, бездонного голубого неба, он всей своей хулиганской душой, полюбил эту раздольную русскую природу, простых русских людей. Никто из поэтов не описывал природу с такой нежностью, любовью и сердечной грустью.
В своей поэзии Есенин использует приём олицетворения:
"Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани"...
"Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком"...
Сердце замирает от восторга, когда читаешь его изумительные по красочности и выразительности строки: "Страна берёзового ситца", "Вечер чёрные брови насопил".
Но происходит революция и Есенин понимает, что наступают другие времена, которым нужны другие стихи:
"Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен"
Его патриархально-деревенская лирика уже не вызывает в его душе прежнего восторга, она становится более грустной, осенней, как будто он прощается, подводит итоги своей жизни. Есенин всей своей пылкой душой пытается принять революцию:
"Я учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь".
но понять всю глубину преобразований в России ему сложно.
"......что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несёт нас рок событий"
Именно это непонимание, а порой - неприятие происходящего в послереволюционной России, привело к его гибели, при невыясненных обстоятельствах. Есенин, как никто другой, был истинно русским поэтом, поэтом воспевающим красоту русской природы, дух России, которую он любил всей душой Русского поэта.
"Но обречённый на гоненье,
Ещё я долго буду петь....
Чтоб и моё степное пенье
Сумело бронзой отзвенеть"
Прошло почти девяносто лет со времени ухода из жизни С. Есенина, но и сейчас миллионы любителей русской поэзии как в России, так и за рубежом, зачитываются, потрясаются волшебной музыкой его стихов. Его произведения переведены на тридцать языков.
Песни на стихи С. Есенина, такие как : "За окошком ветер", "Ты жива ещё моя старушка", "Отговорила роща золотая" и многие другие, стали уже народными.
Всё просвещенное человечество понимает, что Россия - великая держава, страна высочайших технологий, первооткрывательница космоса, родина великих поэтов, писателей, композиторов. Оперы и балеты русских композиторов, спектакли по произведениям русских писателей исполняются на лучших сценах мира, а чтобы понять всю глубинность русской классики, надо обладать знанием русского языка. В космос летают российские космические корабли, на борту которых не только российские космонавты, но и космонавты других стран. На космическом корабле все иностранные космонавты так же говорят на русском языке, хотя международный разговорный - английский, но космонавты придумали свой космический язык - русан (русскоанглийский) и руссам (русскоамериканский).
Зимняя Олимпиада в этом году в Сочи собрала две тысячи восемьсот спортсменов из восьмидесяти восьми стран, а Паралимпиада, прошедшая сразу после Олимпиады, представила пятьсот пятьдесят пять спортсменов из сорока пяти стран и все они старались общаться и учиться говорить на русском языке.
Россия не только великая страна на политической арене, которую посещают политические деятели сотен стран, но это и огромное культурно – самобытное место паломничества туристов и представителей мира искусства.
Поэтому невозможно переоценить значение русского языка для мира и международного общения!
Работа публикуется в авторской редакции