EN

Гооге Ксения. Дорога времен

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения / Гооге Ксения. Дорога времен

Гооге Ксения. Дорога времен

«К любимому поэту в гости…»

Кто я, зачем, для чего,
В мир этот грешный пришел,
Так уязвимый сегодня –
Суетный, нервный, большой?
Всеми ветрами взъерошен,
Злыми умами распят,
Он в настоящем и прошлом
Сам не похож на себя.
В. Мартыненко

В каждом городе есть определенный круг лиц, известных многим жителям. Наш Актобе не является исключением. И я хочу рассказать об одном таком человеке, о поэте Валерии Мартыненко.

Первый раз я увидела его, когда мне было двенадцать лет. Он приходил к нам в школу и представлял свой четвертый сборник стихов «Журавлиная печаль». Тогда я была обычной девочкой, которая не интересовалась поэзией. Но стихи Валерия Николаевича я слушала с особым интересом. Второй раз с именем Валерия Мартыненко я столкнулась совсем недавно, когда мне в руки попала книга его стихов.

Валерий Николаевич Мартыненко родился в 1955 году 22 июня в г.Актобе. «Дата, конечно, не радостная», - пишет поэт. Возможно, именно поэтому многие стихи Валерия Николаевича посвящены этой памятной дате. А может и потому, что отец поэта, Николай Иванович, восемнадцатилетним юношей ушел на войну. Очень тепло Валерий Николаевич рассказывает о своей матери, Екатерине Спиридоновне: «Мама писала стихи и когда читала их мне, то я плакал, потому что они были горькие и печальные, как и сама мамина жизнь. Мама научила нас (меня, брата и сестру) любить труд, землю, на которой мы работали с малых лет. И я благодарен ей за это».

Счастье для одних – мильон в кармане,
Для иных – икорка на столе…
Счастье для меня – когда есть мама.
И другого нету на Земле.

Юный поэт начал писать стихи в возрасте шестнадцати лет. Конечно, это были первые строки, далекие от совершенства, робкие, несмелые попытки выразить свое отношение к окружающему миру, первой школьной любви, которая и стала поводом взять в руки перо:

Первая любовь, как первый снег:
Чистая, с походкою несмелой.
Забывают многое, о ней –
Помнят до последнего предела.

Развитию творческих способностей послужило дальнейшее знакомство с известным актюбинским поэтом Константинов Ивановичем Деркаченко, который впоследствии стал учителем Валерия Николаевича. В 1972 году, после окончания школы, Валерий Мартыненко подал документы на филфак, но поступить с первого раза не получилось. Пришлось работать на заводе «Химпласт», но он не сдавался и, в конце концов, поступил. В 1977 году служил в рядах СА, в танковых войсках, командовал танком. Как объяснял это  сам поэт: «Хотелось почувствовать на себе хоть малую часть того, что испытывал мой отец, сидя за рычагами танка!»

Я нести ее в себе не устану -
Что святее еще есть в этом мире?
Иногда мне снится поле и танки,
И горящий твой Т-34.

Сейчас Валерий Николаевич, сравнивая свою комсомольскую юность с юностью нынешнего поколения, поражен тому, как изменились ценности духовные и моральные. И я не могу с этим не согласиться. К примеру, недавно, выходя из дома, увидела, как ребятня отрезала живому голубю лапки. Укоротила крылья, сделав его инвалидом, а потом снимали его страдания на сотовые телефоны. Когда я попыталась заступиться за бедную птицу, меня осмеяли. Разве это нормально? Почему происходят подобные случаи? «Засилье телеэкранов голливудскими боевиками, грязными сериалами – делают свое дело с целью духовного растления нашей молодежи», - говорит поэт.

Тяжелая болезнь в 1993 году забрала у Валерия Мартыненко зрение. Казалось бы, судьба – злодейка лишила человека самого главного – возможности видеть окружающий мир. Но в случае с поэтом она проиграла. Валерий Николаевич говорит, что после потери зрения он стал еще острее чувствовать этот мир.

В жизни каждого из нас наступает момент, когда нам хочется взяться за перо. Кто-то восхищен красотой природы, сердце другого хочет поведать миру о первой любви, а у третьего плачет исстрадавшаяся душа.

Но проходят дни, годы, десятилетия. Мы не пишем стихов, но они остаются нашими спутниками и помощниками, поддерживают в минуты отчаяния, зажигают надежду.

Таковы стихи Валерия Мартыненко. Его жизнь - как огромное поле, размеченное вехами. Школьная скамья, работа, Афганистан, преданность друзей и предательство близких, радость встреч и горечь утраты.

Его стихи идут из самого сердца – да разве может быть иначе! Он влюбленный человек. Он влюблен в свою Родину и не устает это повторять :

Я душою прирос к твоим кюям, казахская степь!
Видит Бог, не лукавлю, а льстить как-то мне не пристало.
Дед, отец, бабка, дочь здесь в свою окунулись постель,
Навсегда с головой накрывшись твоим одеялом.

«Созидатель»

В каждом городе есть такие места, куда тянется душа. Такие места, где даже самые приземленные люди начинают мечтать о возвышенном, думать о вечности. Взгляд устремляется вверх, упирается в расписной купол, а мысли улетают еще дальше, в голубое небо. Я говорю о мечетях и храмах, ведь где, если не там, размышлять о вечном.

Каждый храм — это небо на земле, кусочек счастья и покоя. Да и внешне они напоминают скорее волшебные замки из сказок. Особенно на закате, когда солнце отражается в золотых куполах. Храм сверкает, словно драгоценный камень, хочется смотреть вечно на эту поистине неземную красоту. Все вокруг кажется серым, незначительным, и лишь он, переливаясь и завораживая, выглядит вечным и незыблемым.

Непоколебимый, мощный, но такой сияющее-прекрасный…

Глядя на это чудо, нельзя забывать о его создателе.

Один из самых прекрасных храмов, которые я видела, находится у нас в городе. Это Свято-Никольский храм, построенный Николаем Николаевичем Жиленковым.

Чувство радости и восторга, возникают у тебя в душе, когда смотришь на этот храм, но грустно потому, что это было последнее творение великого архитектора. Гениального творца не стало в декабре 2008 года. Свято-Никольский храм стал последней, щемящей нотой его творчества, его лебединой песней.

Вся жизнь Николая Николаевича была отдана одной цели – служению без остатка своему народу, своей стране. Она яркий пример для подражания будущим поколениям.

Этот человек при жизни стал легендой. Знавшие его люди говорили, что он был молод душой, любил общаться с молодежью, понимая, что будущее за ней. Его высокую статную фигуру не сломили годы. Глаза, с неподдельным интересом смотрящие на собеседника, искрометная улыбка…

Этот человек достоин памятника, но и зачем они человеку, который сам воздвиг немало «памятников» в городе? Он много сделал для развития родного города. Жиленковым и возглавляемым им трестом «Актюбжилстрой» возводились такие ставшие потом неотъемлемой частью города здания аэровокзала, кинотеатра «Октябрь», комплекс Дома Советов.

Николай Николаевич Жиленков прожил достойную жизнь. Его деятельность отмечена правительственными наградами высокого уровня. Ему было 39 лет, когда он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 65 лет Президент страны вручил Николаю Жиленкову орден «Отан». За строительство храма он был отмечен орденом Русской православной церкви  III степени. А в 2000 году его назвали Человеком года Актюбинской области.

Много у него и других наград и отличий, ибо жил он неравнодушно, стремился украсить и улучшить наш город. Растил и воспитывал  своим примером многих строителей и руководителей. Был не только великолепным архитектором, но и просто хорошим человеком. Внимательным, отзывчивым, улыбчивым…

Можно много рассказывать об этом человеке, но ярче всяких слов скажет о нем стихотворение актюбинского поэта Валерия Мартыненко:

…Он от Бога строителем был…
Лебединую песню допел, дел строительных мастер.
И горят купола его Свято-Никольского храма,
Отражаются зори в них, будто алые маки.
Как молитва к заутрене – зов колокольного гуда.
Замирает душа, и прилюдно заплакать не стыдно…
Николай Николаевич, наверно, Вам слышно оттуда.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева