EN

Фуксова Елизавета. Приглашаю совершить небольшое путешествие по лермонтовским местам Пятигорья

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения / Фуксова Елизавета. Приглашаю совершить небольшое путешествие по лермонтовским местам Пятигорья

Фуксова Елизавета. Приглашаю совершить небольшое путешествие по лермонтовским местам Пятигорья

Вам когда-нибудь приходила мысль, что, стремясь в далёкие края, мы очень часто равнодушны и невнимательны к тому, что нас окружает в местах, где живем постоянно? Все кажется: успеем! Поэтому я предлагаю не спешить в аэропорт или на железнодорожный вокзал, а остаться «в краю синих гор», где мне посчастливилось родиться.

Кавказские Минеральные Воды… Этот удивительный край вот уже более двух столетий дарит здоровье и вдохновение всем, кто сюда приезжает. Особенно привлекает гостей Пятигорск и его окрестности, так как здесь  много мест, связанных с именем великого русского поэта Михаила Юрьевича  Лермонтова. От моего родного города Минеральные Воды до Пятигорска что называется рукой подать! Так в чём же дело? Приглашаю вас совершить небольшое путешествие по лермонтовским местам Пятигорья. Мы можем пройти там, где любил гулять поэт, увидеть дом, в котором он провёл свои последние дни и написал свои последние стихи, побывать на Машуке на месте дуэли и на старом кладбище, где отмечено место первоначального погребения поэта, поклониться памятнику в центре города – бронзовый Лермонтов, так любивший Кавказ, и сейчас задумчиво глядит на цепь заснеженных гор…

На мой взгляд, самой главной достопримечательностью Пятигорска является Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, поэтому сразу же направимся туда, но по пути немного задержимся в сквере у известного памятника Лермонтову. Он был установлен 16 августа 1889 года, и с тех пор трудно представить Пятигорск без творения великого русского скульптора  А.М.Опекушина (кстати, он же является автором памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве). Бронзовая статуя изображает поэта сидящим на скале и любующимся снежным хребтом далёких гор. Он задумчив. Кажется, именно в этот момент рождаются стихи: «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!» Поразительно, как скульптору удалось связать образ поэта с окружающей природой! Опекушин сам приезжал в Пятигорск, чтобы отыскать место для памятника. И теперь, когда мы с высокой площадки смотрим туда, куда направлен взгляд поэта, невольно вспоминаются строки: 

… И я глядел с восторгом с высоты,
И подо мной, как остов великана,
В степи, обросшей мохом и травой,
Лежали горы грудой вековой…

Мы продолжаем свой путь и наконец, преодолев два квартала, достигаем цели — музея М. Ю. Лермонтова. Этот музей самый посещаемый в Ставропольском крае. Он бережно хранит все то, что связано с жизнью и творчеством поэта. Центром музея является мемориальный лермонтовский  квартал, в котором расположены четыре экспозиционных отдела, каждый из которых обладает уникальной коллекцией экспонатов, рассказывающих о жизни великого поэта и переносящих нас в ту эпоху. Особенно интересен литературный отдел, размещённый в бывшем доме генерала Петра Семёновича Верзилина, атамана Кавказского казачьего войска. Михаил Юрьевич здесь часто бывал, и именно в этом доме он был вызван Мартыновым на дуэль. Литературный отдел состоит из шести залов. Каждый рассказывает свою историю. Здесь собраны многочисленные издания произведений Лермонтова, фотографии и афиши, хроника научных конференций, первые упоминания о пребывании Лермонтова на Кавказе, свидетельства военной судьбы поэта, экспонаты, позволяющие понять любовь поэта к Кавказу и творческий замысел многих его произведений. А  шестой зал — мемориальная гостиная, которая хранит в себе воспоминания того дня, когда Михаил Юрьевич был вызван на дуэль…

Более всего, я думаю, у вас вызовет волнение посещение скромного, чисто выбеленного домика под камышовой крышей – последнего пристанища поэта. В середине XIX века это была окраина города, вверх, на Машук, вела каменистая дорога, по которой любил гулять поэт, размышляя, слагая стихи. Легко представить себе это, перечитав одно из последних лермонтовских  стихотворений: 

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Первым владельцем домика был отставной плац-майор Василий Иванович Чилаев, он сдавал его приезжим посетителям на все летние месяцы. В домике четыре жилые комнаты, но также имеются прихожая, сени и небольшая буфетная, веранда, а в подвальном помещении находится кухня. 

Заходим в домик, уже погрузившись мысленно в особую атмосферу – мы не отстранённые зрители, мы чувствуем рядом дыхание поэта. Перед нами обычное жилище кавказского офицера. В первой комнате, приёмной, у окна стоит небольшой столик и два стула, а напротив, у стены, колясочный сундук и деревянная шкатулка для бумаг. Ничего лишнего! На стенах висят две акварельные картины, кстати, существует предание, что их автором был сам Лермонтов. Из приемной можно заглянуть в буфетную. Это маленькая комнатка. На столике возле окошка — чайные чашки на подносе и самовар, а в шкафчике находится остальная посуда. Кажется, до каждого из этих предметов дотрагивались руки поэта. Дверь из приемной ведет в комнату Столыпина, двоюродного дяди Михаила Юрьевича. У стены железная кровать, а справа от нее деревянный шкаф, на котором висят офицерский сюртук и фуражка — это форма Тенгинского пехотного полка, в котором поэт служил в последние годы свой жизни. Заглянем в гостиную: её обстановка  почти ничем не отличается от других комнат: проста и обычна. На стене ковер с дорогим оружием – традиционное украшение офицерского жилища…

А теперь самое главное — комната Михаила Юрьевича Лермонтова. Надо сказать, что в домике находятся в основном подлинные предметы той далёкой эпохи, но к поэту – увы! – не имеющие непосредственного отношения. А в этой комнате мы видим письменный стол и кресло, принадлежавшие Лермонтову! У стола богатая история. Именно за ним создавалось большинство произведений в годы жизни Михаила Юрьевича в Петербурге: «Маскарад», «Бородино», «Смерть Поэта», «Дума», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени» и многие другие. А в музей этот стол попал благодаря Евгении Акимовне. После смерти Лермонтова ее отец и троюродный брат поэта Аким Павлович Шан-Гирей разбирал вещи Лермонтова и оставил в знак памяти письменный стол и кресло. Лермонтовские реликвии долго хранились в семье, пока Евгения Акимовна при основании музея в Пятигорске не передала их в домик поэта. Так после гибели Михаила Юрьевича судьба соединила его последнее пристанище и то, чем каждый поэт дорожит больше всего на свете, — его письменный стол. На столе лежат книги, листы чистой бумаги и гусиное перо, а также стоят две свечи и небольшая шкатулка. Стол и кресло стоят под окном. Так выглядит комната сейчас, но если верить старым записям, то под окном стояли два стула. А у глухой стены стояла кровать и треугольный столик.

Последние свои стихи Лермонтов написал именно в этом доме. Строки стихотворения «Сон» кажутся пророческими:

Лежал один я на песке долины; 
Уступы скал теснилися кругом, 
И солнце жгло их жёлтые вершины 
И жгло меня - но спал я мёртвым сном. 

Видимо, поэт предчувствовал свою гибель и не раз писал об этом в своих произведениях. 

Обходя домик снаружи, мы увидим выходящую на задний двор небольшую веранду. Ту самую, которую так любил Лермонтов. Он часто выходил посидеть на ней, поразмышлять, полюбоваться прекрасным видом, который ему открывался, здесь же он любил писать стихи.

Трудно описать то особое чувство сопричастности Лермонтову, его времени, которое охватывает здесь, в этих стенах, среди вещей, бережно хранимых работниками музея. Все выглядит так, словно поэт ненадолго вышел.  Кажется, будто в проёме двери вот-вот появится он сам. Эти мгновения незабываемы!

Именно в музее мы можем узнать о том, какую роль играл Кавказ в жизни и творчестве поэта.

За свою жизнь Михаил Юрьевич не раз побывал на Кавказе. В 1818 и 1820 годах слабого здоровьем Мишеля возила к целительным источникам его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, заменившая ребёнку рано умершую мать. Именно тогда он впервые увидел укрытый облаками пятиглавый Бештау, бьющие на Машуке серные источники, быстрый и мутный Подкумок, а на горизонте – двуглавый красавец Эльбрус…  Вернувшись в Тарханы, мальчик играл со своими сверстниками в «Кавказ» и «черкесов». А в 1825 году совершилась уже третья поездка Лермонтова на Кавказские Минеральные Воды. Побывав на Горячих источниках еще ребенком, он навсегда сохранил в памяти и величавый вид окрестных вершин, и «цепи синих гор» на горизонте, и шум целебных ключей. От той поры сохранился и детский рисунок с очертаниями горы, похожей на Бештау. «Священные Кавказские горы» будили воображение юного поэта, и его перо не раз рисовало стихотворные картины Пятигорья:

Вдали тянулись розовой стеной
Прощаясь с солнцем, горы снеговые;
Машук склонялся лысой головой,
Через струи Подкумка голубые,
Казалось, думал тяжкою стопой 
Перешагнуть в поместия чужие.

Кавказ - «суровый царь земли» - является уже в ранних произведениях Лермонтова символом свободы и вольности. Юноша восхищается мужеством горцев, отстаивающих свою независимость. Живописные картины природы Кавказа живут в памяти Лермонтова, они воссоздаются им в стихах и прозе, в беглых зарисовках. В шестнадцать лет он напишет:

Хотя я судьбой на заре моих дней, 
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ…

В 1837 году влюблённый в Кавказ Лермонтов вновь попадает в Пятигорск, но  не по своей воле: за стихотворение «Смерть Поэта» он переведён в Нижегородский драгунский полк, который находится на Кавказе, где продолжается война с горцами. Простудившемуся в дороге поэту разрешили остаться на время в Пятигорске для лечения минеральными водами. Поэт попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства. Он пишет в Петербург: «Я теперь на водах… По утрам вижу из окна всю цепь снежных гор и Эльбрус, - вот и теперь, сидя за этим письмом, я иногда кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны».  Именно здесь у него возник замысел нового романа, который будет назван «Герой нашего времени» и в котором Пятигорску будут посвящены лучшие страницы. Поэт ежедневно бродит по горам, его не останавливают ни жара, ни дождь. Для дальних горных поездок у него любимый конь Черкес.

Лермонтов был и прекрасным художником (к сожалению, в пятигорском музее мы видим, в основном, копии его живописных произведений). На многих его картинах и рисунках изображены виды Пятигорска, который был тогда маленьким городком. А вот словесная зарисовка, которой открывается повесть «Княжна Мери», входящая в дневник Печорина: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука… Вид с трех сторон у меня чудесный. На западе пятиглавый Бешту синеет, как «как последняя туча рассеянной бури», на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка… на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные источники, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, тянется серебряная цепь снеговых вершин…Весело жить в такой земле».

Продолжим наш путь «по узкой тропинке к Елисаветинскому источнику» (сейчас это Академическая галерея). Здесь многое изменилось с того времени, но есть здания, которые до сих пор помнят Лермонтова. Это здание  Ресторации, грот Дианы в Цветнике, чуть выше - так называемый грот Лермонтова, который скорее следовало бы назвать гротом Печорина: именно там лермонтовский герой встречается с Верой. «Наконец, вот и колодец, - читаем в журнале Печорина. – На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а дальше галерея, где гуляют во время дождя». Уже к середине XIX века вид источника неузнаваемо изменился: была построена красивая каменная галерея. Влево от площадки источника поднимается склон Машука с едва обозначенной Эоловой Арфой, где во времена Лермонтова «торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус», а правее — контуры Горячей горы.

Недалеко от города находится любопытное место, прозванное Провалом: обрушившаяся скала образовала грот с одним только отверстием наверху. Впечатление, которое испытываешь при виде этого узкого глубокого отверстия, очень неприятное: смотря в него, чувствуешь головокружение. Сюда мы тоже попадаем вместе с лермонтовскими героями, совершающими прогулку верхом… Так Лермонтов в своём романе познакомил русского читателя с Пятигорьем.

Дуэль с Барантом в 1840 году стала причиной второй ссылки поэта в Тенгинский пехотный полк. В апреле 1841 года Лермонтов отправляется на Кавказ. В мае он уже в Ставрополе, а затем в Пятигорске. Здесь он остаётся на лечение. Казалось бы, это возможность побыть вдали от опасности – от боевых действий. Нет, Лермонтов не трус, он отважный офицер, проявивший себя в жестоких сражениях, но так много творческих замыслов, которые он спешит осуществить! А между тем роковые события развернулись именно в Пятигорске. В июле 1841 года у подножия Машука состоялась дуэль. Поэт, поднявший свой пистолет дулом вверх, показывая своё нежелание стрелять, был убит выстрелом Мартынова… Пятигорск таким образом связан в нашем сознании не только с лучшими страницами творчества Лермонтова, но и с трагическими событиями его биографии.

Пожалуй, на этом мы закончим наше маленькое путешествие, оставив посещение других памятных мест, связанных с именем любимого поэта, до следующей нашей встречи. Так много интересного ещё предстоит узнать! Достаточно быть человеком любознательным, умеющим видеть красоту и желающим знать историю и культуру своей страны – и перед вами откроется удивительный мир!

А я смотрю на цепи синих гор и вспоминаю лермонтовские строчки, звучащие как гимн кавказской земле: «Синие горы Кавказа, приветствуют вас, вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе…»

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева