EN

Зазай Алиева. Жизнь, отданная искусству

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Сочинения / Зазай Алиева. Жизнь, отданная искусству

Зазай Алиева. Жизнь, отданная искусству

Богат Дагестан на таланты. Немало талантливых людей взрастила и дала миру дагестанская земля. Немало известных имён дал дагестанской земле и мой древний аул Чиркей.

Я хочу рассказать о скромном чиркеевце Гусейнове Абунавасе Нуридиновиче. Отличный руководитель, педагог, актёр, режиссёр-постановщик, поэт, спортсмен, прекрасный семьянин и просто хороший человек — вот далеко не полный перечень качеств замечательного человека Гусейнова Абунаваса Нуридиновича, нашего с вами современника. Жизнь этого замечательного человека чрезвычайно интересна и богата. Совсем ещё юным начал он самостоятельную жизнь. Много трудностей было у него на пути к вершинам мечты. Но только не ради славы, а ради служения народу.

Детство его прошло в Какаюрте Кумторкалинского района, куда ещё в начале века был направлен его дед Гусейн имамом мечети. Родился Абунавас 28 октября 1939 года в семье крестьянина. Мать Айшат вырастила пятерых детей, среди которых Абунавас был четвёртым. Отец Нуридин был участником ВОВ. Погиб в 1942 году.

Большую роль в воспитании Абунаваса сыграла его бабушка Аймесе, которая умерла в 1963 году в возрасте 110 лет. Ей Абунавас обязан не только искренней набожностью, но и пронесённым через всю жизнь интересом к истории, фольклору. В 1946 году Абунавас поступил в подготовительный класс начальной школы села Какаюрт. Как-то, когда Абунавас Гусейнов учился во втором классе, учитель спросил у учеников, о чём они мечтают и кем бы хотели стать. Все наперебой говорили о своих желаниях. И Абунавас сказал: «Я хочу стать режиссёром!» Это было так неожиданно (и для самого Абунаваса, и для учителя, и для одноклассников), что буквально все в классе захохотали. Он, конечно, не понимал ни смысла, ни значения слова «режиссёр». Просто прочитал это слово в титрах какого-то фильма и затвердил его. Когда ребята осмеяли его, ему стало не по себе. Он так испугался произнесённого слова, что незаметно стал повторять его про себя. Другой бы после случившегося ушёл в себя, затаив обиду. Но у Абунаваса произошла обратная реакция. Его будто бы подстёгивала какая-то заманчивая сила, определённая, но, увы, неосознанная ещё им цель. Он записался в школьный драмкружок, стал выступать на сцене, пел и танцевал в кружке, ездил выступать с художественной самодеятельностью в столицу, где драмкружок занимал призовые места. Абунавас был шустрым, подвижным, хорошо бегал, лазил на горы, занимался борьбой.

Окончив семилетнюю школу, в 1955 году Абунавас поступил в Буйнакское педучилище им. Омара Чохского. Будучи студентом училища, он проявил интерес к искусству. Здесь же ему посчастливилось познакомиться с коллективом Аварского театра. Частые встречи и беседы с актёрами постепенно натолкнули его на серьёзные размышления о своём месте в жизни и в конечном итоге помогли ему выбрать профессию. Одновременно он увлекался спортом. Были и успехи: так, 15 мая 1959 года на соревнованиях он занял первое место по классической борьбе. Его тренировал известный Магомед Рамазанов — тренер Али Алиева.

В 1959 году, после окончания педучилища, он был принят на работу в Аварский музыкально-драматический театр помощником режиссёра. Здесь молодой актёр Абунавас Гусейнов начал восхождение по своей творческой тропе. Познакомился с великим поэтом Расулом Гамзатовым, впоследствии знакомство переросло в крепкую дружбу. В том же году коллектив Аварского музыкально-драматического театра готовился принять участие в Декаде театрального искусства в Москве, и Абунавас работал над музыкальной трагедией «Хочбар», музыку к которой написал Г. Гасанов. Приглашённый режиссёр из Тбилиси Арчил Чхартишвили с большим вдохновением взялся за эту постановку. Абунавас сыграл в трагедии сына Нуцал-хана. Однако из-за объёмности декораций и всего оформления он был заменён «Горянкой» Расула Гамзатова. Постановка в то время гремела в Дагестане и Москве. В качестве помощника А. Чхартишвили Абунавасу посчастливилось вести спектакли «Горянка» и «По горным дорогам» на сцене Малого театра в Москве.

В 1960 году по направлению Министерства культуры ДАССР поступил в Грузинский государственный театральный институт им. Ш. Руставели. В Грузинском театральном институте была создана специальная аварская актёрская группа. Здесь Абунавас познакомился с ребятами из Дагестана, с которыми он дружит и по сей день. Вот как об этом вспоминает в книге «Театр. Режиссёр. Спектакль» друг Абунаваса Хайбула Абдулгапуров — главный режиссёр Аварского театра: «Тепло и радужно приняли нас преподаватели и студенты Грузинского театрального института. Сразу устроили в общежитие. Общежитие со всеми удобствами. Живём по четыре человека в комнате — и заниматься удобно, даже завязали дружбу. Они нас ознакомили со всеми достопримечательностями города, рассказали нам о прошлом, настоящем и будущем красавца Тбилиси. Хорошо! Я теперь студент Театрального института им. Ш. Руставели».

Из этой же книги я узнала, что Абунавас учился хорошо, был старостой группы. Обучаясь мастерству актёра драмы и кино, молодой актёр на режиссёрском отделении совершенствовал навыки у известного режиссёра и педагога Дмитрия Алексидзе. Учась на третьем курсе, сыграл роль Шлема в постановке спектакля «Украденное счастье» режиссёра А. Я. Тавзарашвили, помощником режиссёра также был А. Гусейнов. В 1964 году, с отличием окончив Театральный институт им. Ш. Руставели, он вернулся в родной театр в Буйнакске. Конечно же, стать хорошим режиссёром, минуя актёрские будни, мало кому удаётся. Поэтому после окончания института он сразу окунается в актёрскую жизнь. Исполняет различные роли. Но мечта стать режиссёром, самому ставить спектакли не оставляет молодого Абунаваса. Мысль о том, сумеет ли он выдержать ещё пять лет учебы и выйдет ли из него стоящий постановщик, не пугала его. Он шёл смело и решительно к достижению поставленной цели.

В 1965 году Гусейнов Абунавас поступил в московский ГИТИС на факультет музыкальной режиссуры. Пройдя конкурсные барьеры маститых профессоров института, он стал учеником Бориса Александровича Покровского, одновременно являвшегося режиссёром знаменитого Большого театра СССР. На протяжении пяти лет учёбы Абунавас не пропускал ни одной его лекции или репетиции. Замечая добросовестность Абунаваса Нуридиновича, Борис Покровский отвечал доброжелательностью, чем ещё больше побуждал своего студента стремиться к овладению профессией режиссёра. Здесь, в кузнице театральных кадров, он впервые в жизни осознал, какое наслаждение, какая радость — стать настоящим режиссёром. А помогают Абунавасу осознавать это замечательные преподаватели института, и в первую очередь Борис Александрович Покровский, чувство благодарности к которому Абунавас Гусейнов пронёс через всю жизнь. За приобщение к культуре, к искусству, за то, что смог привить ему любовь к театру, к режиссёрской работе. И когда Верховный совет ДАССР наградил Абунаваса почётной грамотой, он вновь мысленно был рядом со своим учителем, со своими друзьями из театра, потому что сознавал, что именно благодаря им добился он успеха, создав ряд интересных и содержательных спектаклей. Учёбу в институте он совмещал с актёрской деятельностью, сыграв роли в опереттах «Елена Прекрасная» (1968–1969), «Кто ты?», «Молодой человек в очках», «Выход на Кремль», в спектакле «Чёрт», «Война и мир» (роль Наполеона) и т. д.

В 1970 году Абунавас Гусейнов защитил диплом, представив спектакль в Аварском музыкальном драматическом театре им. Г. Цадасы. Это была музыкальная комедия азербайджанского композитора Сулеймана Алискерова «Свадебный подарок». В характеристике на дипломанта режиссёрского факультета московского ГИТИСА Гусейнова Абунаваса Нуридиновича говорится: «Гусейнов А. Н. показал себя практически подготовленным к работе режиссёром музыкального театра. Ему удалось в кратчайший срок образовать творческое содружество между артистами театра, солистами оркестра, постановочной частью. Режиссёру удалось найти не только интересную форму спектакля, но и вскрыть глубины человеческих характеров, населяющих пьесу. В результате получился удачный спектакль, который принят зрителями и художественным советом театра. Для нас отрадно то, что в Аварском театре появился режиссёр — профессионал музыкального театра. Дипломный спектакль принят на отлично».

Работая с 1970 года в театре режиссёром музыкальных постановок, ставил музыкальные комедии, драмы и трагедии, сумел привлечь к театру небывалый поток зрителей. Его умение найти тематику в духе времени, заинтересовать аудиторию свидетельствует о тонком чутье режиссёра. Вместе с тем он не забывал о том, что необходимо привлекать драматургов, давать им соответствующий материал для написания пьес — именно так и были созданы спектакли «Махмуд из Кахабросо» (1971–1972), «Камень счастья» (1972), «Бывает и так» (1972–1973), «Камалил Башир» (1974), «Жених сбежал», «Зятья» Магомеда Сулейманова (1974). Более 25 спектаклей, поставленных А. Гусейновым в театре, прошли с большим успехом, выдерживая более одиннадцати аншлагов, их годами показывали во всех аварских районах.

Восторженно приняла постановки Абунаваса Гусейнова и критика. Например, о работе А. Гусейнова «Махмуд из Кахабросо» доброжелательно отозвалась Фазу Алиева: «И особенно радостно то, что в пьесе, названной в жанровом отношении трагедией, с каждой картиной торжествует оптимистическая линия. Это удача автора, актёров и режиссёра. <...> Давно опущен занавес, но зрители не поднимаются с места. Они вытирают слёзы, они забыли, что находятся в театре».

Частью его творчества стала разработка сценариев и проведение массовых театрализованных представлений, народных праздников, юбилейных торжеств.

За постановку спектакля «Махмуд из Кахабросо» А. Гусейнов был удостоен премии им. Г. Цадасы в 1974 году. Молодого, энергичного, с хорошими организаторскими способностями режиссёра заметили в Министерстве культуры Дагестана и назначили директором Аварского музыкального драматического театра им. Г. Цадасы (1975–1979). Работая в должности директора, он активно заботился о нуждах театра. Добился капитального ремонта, обновил транспорт, обеспечил труппу всем необходимым реквизитом для постановки спектаклей и сценическим оборудованием. Театр тогда выполнял план по всем показателям, за что коллективу было вручено переходящее знамя как победителю соцсоревнования по театральному искусству РФ. Абунавас Гусейнов не забывал о главном в театре — о его актёрском составе, людях, которые нуждались в повышении зарплаты: он добился выплаты надбавок каждому актёру.

После в его трудовой биографии была работа директором кинотеатра «Дружба», затем — директором школы № 48 в посёлке Новый Кяхулай. Посёлок только заселялся, работы было много, но Абунавас никогда не боялся трудностей.

«Надо было начинать с нуля — набирать учеников, создавать условия для учительского коллектива, всего и не перечислить», — вспоминает Абунавас Гусейнов. Проработав директором школы одиннадцать лет, принимая активное участие в первых выпусках школы, он вышел на пенсию.

Но главная профессия не отпускала: он вновь вернулся в мир театра режиссёром театра оперы и балета. Министерство культуры Дагестана дало ему возможность работать над созданием оперных постановок «Камалил Башир» и «Махмуд из Кахабросо». А это значит, что и у Абунаваса Гусейнова и сегодня есть силы и желание ставить спектакли, учить молодых мастерству актёра, режиссёра, передавать свои навыки и умение, свой богатый опыт. Творческая работа Абунаваса Нуридиновича не ограничивается сценой театра оперы и балета. Он тесно сотрудничает с другими национальными театрами. Так, он осуществил постановку спектаклей «Камалил Башир», «Аршин мал алан» в Лакском театре.

— Нет ничего более захватывающего, чарующего и увлекающего, чем искусство театра, — убеждён Абунавас Гусейнов. — В самом деле, кто однажды ощутил одурманивающую сладость благодарных аплодисментов зрительного зала, тот очень дорожит сценой. Если актёр заставляет зрителя страдать или вызывает радость и смех, то режиссёр-постановщик за кулисами ещё острее переживает за игру актёра, за успех, — считает Абунавас Гусейнов.

Хотя за плечами Абунаваса Нуридиновича столько лет плодотворной работы, он в постоянном творческом поиске, заражает всех неиссякаемой энергией, отдаёт театру все свои силы, ум и знания. Манеры, речь выдают в Абунавасе Нуридиновиче человека глубоко интеллигентного, образованного и порядочного.

О разносторонности таланта Абунаваса Нуридиновича говорят и его стихи. Им написано более ста стихотворений. Его стихи не раз печатались в газетах. Тематика его стихов разнообразна: о матери, об отце, о ВОВ, о Родине, о возвышенных чувствах, стихи для детей, о человеческих пороках. Есть у него цикл стихотворений, посвящённых 201-летию со дня рождения Пушкина, памяти Расула Гамзатова. Его стихи вошли в книгу «Чираг», где собраны стихи самых талантливых молодых поэтов Дагестана (Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973). Стихи Абунаваса Гусейнова дают нам богатую пищу для размышлений — о том, для чего живёт человек, что он должен сделать на земле и оставить после себя.

Вот одно из стихотворений Абунаваса Нуридиновича, посвящённое великому поэту Расулу Гамзатову:

В тумане горном, в песне недопетой
И на закате, что уже погас,
Я вижу образ славного поэта,
Который навсегда ушёл от нас.

Поэзии родной солдат и маршал,
Ты гениален был до простоты...
И не иссякнет золотая чаша
Влюблённости твоей и доброты.

Великий представитель Дагестана, 
Объединивший, наверно, целый свет,
Зачем же ты ушёл от нас так рано,
Любви и дружбы пламенный поэт?!

Теперь с высоких склонов Тарки-Тау, 
Откуда вся видна Махачкала,
Твой памятник простой и величавый
Глядит на наши судьбы и дела.

Стихи и песни многими пропеты,
Но на твоих лишь — времени тавро.
И не забудет мир того поэта, 
Кому Аллах с небес вручил перо.

Без театра, литературы, живописи, музыки невозможно воспитать патриотов, законопослушных граждан, не говоря уже о гордой, свободно развитой личности. И сегодня, когда кругом хаос и неразбериха, кризис в экономике, кризис в нравах, Абунавас Гусейнов ищет светлые идеи, вдохновляющие темы для репертуара, вопреки всем трудностям в работе коллектива, в личной жизни и в жизни актёров, стремится не допустить снижения творческого процесса, достигнутых позиций.

Театр — это школа жизни. Здесь открыто, честно, искренне рассказывается о радостях и горестях человека, народа, родины, мира. Театр учит и вдохновляет людей восстать против всевозможных недугов, воспитывает в человеке гордость, справедливость, непримиримость к всевозможному угнетению и насилию. В театр люди приходят смотреть на себя со стороны, осмыслить свои дела и поступки. Я думаю, что у театра один идеал — это верность жизненной правде. Театр чутко улавливает процессы изменения в обществе. Нужно ли говорить, как это важно?

Абунавас Гусейнов, как никто другой, понимает значение искусства в нравственном воспитании подрастающего поколения. Глава большой семьи — у Абунаваса и Сайгибат Гусейновых пятеро детей и двое внуков — он днями и ночами пропадает то в театре, то в школе № 48, где он преподаёт родной язык. Нужно быть по-юношески влюблённым в своё дело, чтобы так отдаваться работе. Абунавас Нуридинович счастлив тем, что эта влюблённость в нём с годами не остывает. В 2006 году вместе с женой Сайгибат совершил хадж. За большие заслуги в искусстве Абунавас Нуридинович Гусейнов 6 мая 2010 года получил звание «Заслуженный деятель искусств РД». 

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева