Алена Любушак. Бургаев живой
Алена Любушак. Бургаев живой
Он прожил яркую, насыщенную жизнь, оставив после себя богатое наследие. Его картины хранятся в музеях и галереях страны, в частных коллекциях по всему миру. В этом году талантливому художнику, заслуженному деятелю искусств Казахстана Анатолию Бургаеву исполнилось бы 75 лет. В день открытия его юбилейной выставки в музее изобразительных искусств присутствие мастера можно было ощутить через его «живые» полотна…
Вспомнить Бургаева собрались близкие друзья, коллеги просто люди, неравнодушные к подлинной красоте.
- А красоту Анатолий Николаевич умел видеть и ПЕРЕДАТЬ в своих картинах, – говорит вдова художника Нина Тихоновна.
Дружба крепкая
Нина и Анатолий знали друг друга с детства, учились в одной школе.
Нина Тихоновна отлично запомнила день, когда заметила своего Толю.
- Рядом с нашей школой был чудесный яблоневый сад, – вспоминает вдова Бургаева. – В мае я просто насмотреться на него не могла. Бессовестные мальчишки там ломали ветки, а наш учитель Александр Иванович их караулил, чтобы наказать. Но они так быстро бегали, что поймать их было трудно...
И вот однажды попытки педагога увенчались успехом – он, наконец, поймал хулигана! Им оказался Толя. Но он не ломал цветущие яблони, он ими любовался.
Так началась наша крепкая дружба, уже тогда Толя был увлечен творчеством. Мы часто выезжали на велосипедные прогулки. Он брал с собой фотоаппарат, снимал понравившиеся пейзажи, а я просто смотрела.
Потом учились в институтах. Я готовилась стать преподавателем английского языка, Анатолий познавал тонкости изобразительного искусства на художественно-географическом факультете Омского государственного педагогического института им. Горького.
Буду тебя охранять…
Со временем наша дружба стала крепче. Потом поженились. Чтобы мне получить диплом педагога, нужно было год работать сельским учителем.
В деревню Анатолий отправился со мной, шутил: «Буду тебя охранять». Устроился тогда в местную школу учителем рисования. Обычно на уроках ИЗО шум, гам, а у мужа – тишина полная и дети с круглыми глазами наблюдали, как он на доске за несколько минут создавал что-нибудь интересное. Потом были командировки в другие села – Анатолий увлекся монументальным искусством. Я всегда могла определить, какой кусочек мозаики именно его. У него был изящный почерк.
Руками Анатолия было создано более сорока монументальных работ, выполненных в техниках: мозаики, витража, маркетри, рельефа, росписи, но, к сожалению, большая часть из них была разрушена. (Мозаика Бургаева осталась всего на нескольких домах Петропавловска, к примеру, на доме по улице Карима Сутюшева чудом сохранилась работа Анатолия Николаевича – «Наша сила в дружбе народа» – прим. авт.). Он очень сильно из-за этого переживал.
Впрочем эта «переживательность», чуткость натуры, эмоциональность, увлеченность чувствуется в каждом полотне Бургаева.
Все его картины бережно хранит Нина Тихоновна.
В личной коллекции только 400 работ маслом, а сколько графики. Вся наша квартира, как мастерская, – говорит супруга Бургаева. К сожалению, в наше время подлинное искусство не ценится. Люди предпочитают покупать какую-нибудь дешевку с рынка. В большинстве своем они не разбираются в искусстве.
Нина Тихоновна не скрывает, что ее беспокоит творческое наследие художника.
Памятная экспозиция
Заместитель музея изобразительных искусств Валентина Воробьева вспоминает, что перед своей смертью Анатолий Бургаев часто звонил в музей.
-Он структурировал свое творчество по пяти разделам и думал, как создать виртуально-художественный альбом. Все, что он просил, я старательно записывала. Его советы помогли при создании памятной экспозиции. В нее вошли живописные работы, написанные в период с 1970 по 2011 годы. Здесь представлены основные направления его творчества…
Пейзажи Северного Приишимья…
Так тепло они передают привязанность художника к родному краю. Кажется, каждый объемный мазок хранит в себе толику нежности и любви…
А еще автору этих строк представилась возможность увидеть картины, которые писал Анатолий Бургаев, когда ему было всего 13 лет!
Их Нина Тихоновна принесла с собой. На реалистичность работ не повлияло даже время. Запомнилось «Вардане». Пригород Сочи, море… Уютный поселок… Волны танцуют…Нина Тихоновна вспоминает, что отдыхал там с мужем в 60-тых. Это было незабываемое время…
А это уже следующий раздел – «Уходящая архитектура». Петропавловск в ней иной – милый и провинциальный: с тихими улочками, прозрачным воздухом по утрам, бархатными вечерами…
В «национальных мотивах» уже другое настроение: женские лики с раскосыми глазами, черные локоны, тугие косы.
- К тюркской тематике Бургаев прикипел душой, это его влекло, рассказывает Валентина Воробьева. – Он был вечным студентом, жадно учился тому, что ему было интересно, был хорошим знатоком религий и истории.
Его интерес был искрений. Широчайшая тематика евразийства Анатолия Бургаева поражала.
И долго будет будоражить память
Поэтесса Валентина Суслова четко подметила неуемную натуру мастера в своих стихах:
И долго будет будоражить память
То, как себе покоя не давал,
До невозможности огромными глазами
Смотрел на мир и кистью воспевал…
Среди пришедших и его супруга – Нина Гордиенко. Во много благодаря тому, что она бережно хранила все, что мастер создавал своей кистью, была открыта памятная экспозиция. В нее вошли живописные работы, написанные в период с 1970 по 2011 год.
В последние годы своей жизни Анатолий Николаевич живо интересовался тюркской тематикой.
Этот его интерес был неисчерпаем, – замечает сотрудница музея Валентина Воробьева. – Меня всегда поражала широчайшая тематика евразийства Анатолия Бургаева. Он был прекрасным знатоком казахского декоративного искусства, орнамента, истории, мифов.
Ей вторит поэтесса Валентина Суслова:
И долго будет будоражить память
То, как себе покоя не давал
До невозможности огромными глазами
Смотрел на мир и кистью воспевал…
В эти умные глаза хочется смотреть до сих пор… В одном из залов автопортрет Бургаева.
Таким, каким себя видел и ощущал он сам… Профиль благородный, взгляд спокойный и глубокий…
- Полотна Анатолия Бургаева – это многообразие стилистических направлений, – отмечали зрители.
Знаковая живопись, наскальные рисунки, различные тюркские символы, и, конечно же, изображение исторических личностей. Яркие контрасты и смелые противоречия – все мастер замечал и умело сочетал на холсте.
Путешествия к истокам
К слову Бургаев – первый североказахстанский художник, который смело и даже дерзко представил цикл своих работ: «Путешествия к истокам» в столичном центре современного искусства «Куланши». Эту возможность мастер кисти получил благодаря участию в республиканском симпозиуме художников.
Именно там работами нашего земляка заинтересовалась Лейла Махат, директор галереи.
Бургаев никогда не сидел, сложа руки, он творил так, чтобы у его картины зритель не просто задерживался на минуту, а останавливался подумать, рассмотреть, вникнуть…
Анатолий Николаевич всегда искал умного созерцателя.
А как жадно художник впитывал историю великой степи, даже мельчайшие детали давали ему вдохновение.
Ему было интересно! И этот интерес виден в каждом его интернациональном произведении, основанном на глубоком изучении прошлого, национальных культурных традиций. Широко его творчество представлено в разделе «Осмысление ключевых моментом отечественной истории».
Он еще многое хотел сделать! Хотел, но не успел!
Работа публикуется в авторской редакции