EN

Лейла Уразбаева. Дом-сказка. Немного истории

Лейла Уразбаева. Дом-сказка. Немного истории

В середине июня многие средства массовой информации Казахстана и Восточно-Казахстанской области опубликовали информацию о том, что ушла из жизни хозяйка знаменитого в Семее «Дома-сказки» Матрена Ивановна Глазкова. Республиканские и местные телеканалы, информационные агентства, газеты вновь напомнили всем о том, что в 80-е годы в Семипалатинске (это имя город носил до 2007 года) появился дом, напоминающий расписной терем. С тех пор прошло много лет, в течение которых знаменитый «пряничный домик» ехали посмотреть туристы не только со всей страны, но и многих стран мира.

Примечательно, что буквально каждая информация по этому поводу содержала сообщение о том, что впервые о сказочном доме, в конце 80-х годов популярный в Советском Союзе журнал «Огонек». Однако, первооткрывателями творения  рук замечательного мастера Александра Глазкова явились журналисты местного государственного телеканала, которые и показали сюжет о расписном жилище на окраине города в программе «Время» Центрального телевидения и республиканской информационной программе «Казахстан». Мне, как автору этих сюжетов, в этой статье хотелось восстановить не только истину, но и немного больше рассказать о самом человеке, дело которого до самых своих последних дней продолжала его верная спутница жизни Марена Ивановна…

Семипалатинское Прииртышье славиться тем, что на сотни километров по берегу Иртыша тянется реликтовый ленточный сосновый бор. Уход за редкой кулундинской сосной (она растает только в двух местах в мире: в Канаде и Казахстане) осуществляют многочисленные лесные хозяйства. Александр Андреевич Глазков, сам родом из России. Волею судьбы, оказавшись в Казахстане, он почти всю свою сознательную жизнь до ухода на пенсию проработал в Семипалатинском лесхозе. Мастер, влюбленный в свое дело, ушел на заслуженный отдыха начальником сувенирного цеха, созданного им самим.

- Самой заветной мечтой дяди Саши, как мы все называли своего начальника, была мечта об открытии нашего цеха. Он очень хотел, чтобы сувенирный цех стал не только маленьким звеном в системе лесного хозяйства региона, но и прославил своими изделиями один из старейших городов Казахстана, - вспоминает известная сегодня в Казахстане мастер росписи деревянных изделий Елена Го-Сун-Чин.

Как только после многократный убеждений руководства лесхоза о том, что новое производство необходимо, Александр Андреевич получил «добро» на открытие цеха сувенирной продукции, он сразу послал нескольких молодых художников на учение в Алма-Ату. Что только не предпринимал, каких только знакомых не просил, чтобы достать необходимые красители. Их ему присылали друзья из Екатеринбурга (тогда еще Свердловска). Необходимое оборудование помогли найти энтузиасту знакомые и незнакомые люди из родственных по профилю предприятий. Завязав дружбу со специалистами нижегородского города Семенова, помог своим молодым сподвижникам перенять секреты «Хохломской росписи».

Мастер искал для своего цеха сотрудников очень тщательно, буквально, через сито просеивал. Токарей подбирал из тех, которые был заинтересованы вытачивать сувенирные изделия с творческим подходом. Также искал художников. Елена Го-Сун-Чин, сейчас известная своим мастерством росписи глиняной посуды не только в родном Казахстане, но и странах Западной Европы и США с глубокой благодарностью вспоминает об Александре Андреевиче, сыгравшем  незабываемую роль в ее судьбе.

- Я была тогда еще совсем юной девчонкой и у меня не все получалось. Рисовала с детства, но здесь для росписи сувениров нужны были определенные навыки, бывали случаи, что портила то или иное изделие… Были люди, которые хотели от меня избавиться, но Александр Андреевич сумел увидеть во мне те способности, что не увидели другие, и отстоял мое право остаться на работе в сувенирном цехе.

Сильный коллектив, увлеченных делом энтузиастов, собранный Глазковым уже скоро заявил о себе: сначала на прилавках магазинов появились сувенирные деревянные ложки и чашки, а потом уже более серьезные произведения народного промысла. И здесь, хотелось бы отметить, что по инициативе Александра Андреевича, художники в росписи изделий стали вплетать национальные казахские узоры, придавая им некую отличительную особенность. Говорят, что когда Первый Секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухаммед Ахметович Кунаев впервые увидел работы Александра Андреевича Глазкова воскликнул: «Волшебная  работа!»

Но шли годы и пришло время уходить мастеру-волшебнику на  заслуженный отдых… Пенсия, как явление, в принципе ожидаемое, свалилась на него и жену, как снег на голову… По воспоминаниям Матрены Ивановны Глазковой, первые месяцы Александр Андреевич мучился неимоверно. Время много и девать его некуда. Беда, прямо! Деятельная кипучая натура новоявленного пенсионера уже вскоре нашла выход. Он поехал на свою родину в Пензу, а оттуда привез множество эскизов для поделок из дерева и крепкую задумку: сделать из своего жилища Дом-сказку.

Из родного лесхоза привез две тележки разных деревяшек. Стал все чаще и надолго запираться в маленькой домашней мастерской. Скрипели какие-то аппараты, звенели пилы, стучал молоточек, «шыркал» рубанок… Сначала разукрасил забор, дверные и оконные наличники, фронтоны и ставни, крышу – все это стало необыкновенно ажурным и красивым дополнением к маленькому уютному дворику почти полностью засаженному цветами… На домик стали заглядываться прохожие, а мастера уже захватила другая идея.

Всю зиму колдовал Александр Андреевич в своей мастерской, где ему активно теперь уже помогала жена Матрена Ивановна: подшлифовывала, разукрашивала… А весной фронтон домика пенсионеров украсили герои одной из самых первых сказок, что мы узнаем в детстве – «Репка»: бабка за дедку… тянут-потянут… и компания из трех стариков с балалайками и гармонью. Эту композицию мастер назвал «Радость стариков»… 

 «Но на этом Саша решил не останавливаться, – вспоминала при жизни Матрена Ивановна, – он очень любил и почти не пропускал не одной программы передачи «Играй, гармонь», тогда и решил создать композицию под таким названием. И он выточил, выстругал сначала более 10 персонажей любимой передачи по памяти»

Гармонисты, музыканты с балалайками поют и пляшут на фронтоне дома Глазковых. Каждый год Александр Андреевич добавлял новые персонажи и теперь в оркестре «Играй гармонь» играют уже 24 деревянных человечка.

Новинки на доме появлялись обычно на доме весной. После композиции с гармонистами и балалаечниками, на карнизе появились танцовщицы французского кабаре, из трубы на крыше вылетает ведьма на метле, вход в дом охраняют два медведя, под крышей свил гнездо аист, нашлось место и другим героям из народных сказок…

С каждым годом охотников посмотреть на резную красоту становилось все больше. Со всех уголков бывшего Союза, а потом уже и из многих зарубежных стран к домику по улице 3-я Лодочная, 41 потянулись гости. Приезжали из Польши, Германии, Дальнего Востока. Года три назад был случай, когда возле сказочного домика остановилась иномарка и из нее вышли два японца. Один из них, хорошо говоривший по-русски, сказал Матрене Ивановне: «Я первый раз увидел ваш дом, когда наша компания строила подвесной мост через Иртыш 14 лет назад. Сфотографировался на память и фото показал на родине своему другу. С тех пор он мне не дает покоя: отвези меня туда. Вот и привез. Приехали специально!»

Еще при жизни Александр Андреевич хотел сделать к дому пристройку, соорудить расписную беседку, в которой мог бы принимать гостей, приехавших посмотреть на творение его рук, расширись свою мастерскую и учить там окружных ребятишек хорошему делу, чтобы зря не болтались по улицам… Но жестокая болезнь, долго подтачивавшая здоровье, унесла его жизнь в мир иной 15 лет назад. В последнее время сильно переживал, как уследит Матрена за нелегким наследством, кто помогать ей станет… «Он словно родными детьми считал все созданные им фигурки и я пообещала, что сберегу все его творения  и буду ухаживать до последних дней своих» – говорила женщина. Слово свое она сдержала. Ушла из жизни в возрасте 80-ти с небольшим лет, но до последних дней, отдавая дань памяти любимому супругу, поддерживала красочное убранство их жилища. Каждую весну обновляла, подкрашивала фигурки, ставшие частью их счастливой стариковской с супругом жизни. Приходилось трудно, но поддерживали соседи, а сейчас за домом ухаживает ее родственник по имени Володя. Все кто его знает, говорят, что дом в надежных руках.

Александр Андреевич и Матрена Ивановна Глазковы прожив замечательную жизнь, оставили о себе прекрасную память не только городу Семей. О их пряничном домике знают во многих странах и это здорово. Но Александр Андреевич был не только создателем одного из первых сувенирных цехов в Казахстане, добрый наставник воспитал также несколько талантливых учеников, которые своим творчеством в народных промыслах достигли замечательных успехов. Елена Го-Сун-Чин, о которой упоминалось выше, входит в 20-ку лучших ремесленников Казахстана, с ее выставок знатоки и любители красоты увозят сувениры в разные страны: Индию, США. Бельгию, Англию, Австралию… В селе Новонежено недалеко от Владивостока живет и работает чета Горенко. Лидия Анатольевна и Николай Горенко мастера росписи деревянной посуды, многократные участники и призеры крупнейших выставок изобразительного и прикладного искусства. Год назад их работа «Домовенок Кузя» была признана лучшей на выставке «Мой удивительный мир», организованной Международной выставочной компанией. А начало их творческим успехам в свое время положил Александр Андреевич Глазков. Именно он обучил Николая Горенко токарному мастерству, а его жену Лидию росписи по дереву. Начинали они творить в том самом сувенирном цехе, созданном Александром Андреевичем, а потом после развала союза ССР уехали в Приморский край, где с успехом занимаются народным промыслом вместе с сыновьями и их женами…

Общественники Семея знаменитый «Дом-сказку» предлагают отдать под охрану государства. Об этом сообщило информационное агентство Tengrinews.kz ссылаясь на вице-президента Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций, почетного строителя Казахстана Николая Исаева. «К сожалению, сегодня, мы не редко относимся к памятникам истории весьма не бережливо и теряем их один за другим. «Дом-сказка» — это достояние нашего города, который по праву носит звание культурного центра Казахстана. Данный объект является одной из составляющих нашей гордости и, наверное, уже сейчас надо отдать ему должное внимание» - сказал общественник 

Работа публикуется в авторской редакции

Новости