EN

Алиса Пономарева. Век мудрости, век безумия

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Статьи / Алиса Пономарева. Век мудрости, век безумия

Алиса Пономарева. Век мудрости, век безумия

Ирину Юсупову-Романову называли последней красавицей Российской Империи. После революции русских эмигрантов благородных кровей в Париже насчитывалось больше трехсот тысяч, но только хрупкой и скромной супруге знаменитого Феликса Юсупова удалось остаться в памяти потомков эталоном красоты ушедшей эпохи.

Судьба дала ей все – августейшую семью, огромное состояние, потрясающего мужа и незабываемую красоту. И, как это часто бывает, в один момент лишила практически всего. Был в этой истории и Григорий Распутин, и Революция, и убийства, и побег из страны. Мистический флер до сих пор окутывает ту таинственную эпоху – молва приписывает козням завистников сговор с темными силами. Словно нельзя потерять все только потому, что так сложилась жизнь. Куда важнее не потерять себя и сохранить силы для того, чтобы начать все с нуля. У нашей героини получилось. Именно поэтому имя ее – легенда.

Ирина Юсупова-Романова была внучкой Александра III, по отцу - правнучкой Николая I и племянницей последнего царя России Николая II. Она вышла замуж за князя Феликса Юсупова, чья семья была богаче царской. Феликс слыл завидным женихом, и охота на его руку и сердце велась нешуточная – претендентки не обращали внимания даже на многочисленные слухи о его гомосексуальности. Красота же Ирины была признанной как в России, так и в Европе – мужчины оборачивались ей вслед и замирали в восхищении. Женщины, как водится, завидовали. А она была скромна, сдержанна и вела себя так, словно и не понимала, почему ее называют первой красавицей и главной невестой Российской Империи.

Ирина был единственным ребенком в семье, поэтому все силы, время и средства родителей были направлены на ее воспитание и образование. Если и можно приплести загадочность и таинственность к судьбе этой женщины, то только в отношении ее удивительных манер, лоска и безупречного вкуса, которые сохранились даже после всего того, что ей пришлось пережить. Семья часто отдыхала на юге Франции, и домашние на французский манер называли дочку Ирен. Как и незабываемая героиня «Саги о Форсайтах», Ирен Романова росла скромной и тихой, но очень внимательной и одаренной девочкой. Впоследствии она превратилась в потрясающей красоты женщину, знающую, чего хочет и сводящую мужчин с ума одним поворотом головы.

В 1913 году, когда Ирен исполнилось восемнадцать лет, отец начал переговоры с семьей Юсуповых, желая выдать дочку за их наследника Феликса. Если Ирина была главной невестой Империи, Феликс был ее главным и самым завидным женихом. Материальное положение молодого человека и его ангельская, по словам современников, внешность делали Феликса предметом желания каждой незамужней девицы и ее охочих до денег родителей. На момент сватовства Романовых Феликсу было 25 лет, и к этому возрасту у него уже было довольно спорное прошлое. Сибаритствующий выпускник Оксфорда, к примеру, был известен как любитель переодеться в женское платье и в таком виде прийти в ресторан, чтобы закатить очередную громкую пирушку. Завернувшись в боа и встав на каблуки, Феликс на пару со своим другом князем Дмитрием Павловичем (двоюродным братом Николая II) мог исполнить номер в кабаре или  выдавать себя за даму, гуляя по проспекту. Но главным и самым неприятным слухом из всех была молва о гомосексуальности молодого Юсупова.

Узнав подробности, Романовы хотели даже отменить свадьбу. Но жених и невеста, едва только познакомившись, влюбились друг в друга. Феликс писал в дневнике, что до знакомства с Ириной блуждал в темноте и не понимал значения истинного чувства. Ирен в своих записях нежно описывала прелестную внешность будущего супруга, благородство его манер и горящий взор. Слухи остались в стороне, возмущенные родители смирились, и в феврале 1914 года состоялось долгожданное венчание. Церемония проходила в церкви Аничкова дворца, и запомнилась как последняя свадьба Империи, закрытие великой эпохи. Гостями были все члены императорской семьи и высший свет Петербурга. У жениха и невесты были собственные подъезды к дворцу, каждый ехал в отдельной карете. Внутри их встречал император Николай II со своей матерью Марией Феодоровной – как крестные родители Ирины, они благословили невесту к венцу. Процессия гостей же следовала к алтарю через гостиную, танцевальный зал и приемные комнаты. Ирина вместо традиционного придворного платья надела простое – так требовала традиция. Ее отец был лишь внуком Николая Первого, что делало юную Романову не Великой Княжной, а лишь  Княжной Императорской Крови. Белое платье со сложной вышивкой и кружевами, тиара из алмазов и горного хрусталя от Картье и кружевная вуаль, некогда принадлежавшая Марии Антуанетте – таков был наряд невесты. Гости ахали – прекрасному бриллианту и не нужна роскошная оправа.

Феликс был немногим старше Ирины – они поженились, когда ей было 19, а ему 26. Робкая и стеснительная, она во всем поддерживала мужа и закрывала глаза на его дурную славу. Хрупкая девушка смогла стать плотной стеной между худой молвой и своим возлюбленным супругом – после бракосочетания слухи о Феликсе постепенно сходили на нет. Через год Ирина родила дочку, дав ей свое имя. До девяти лет ребенка воспитывали родители Феликса – Ирине с мужем приходилось решать более масштабные проблемы.

Эпоха набирала обороты, неумолимо приближая жуткие события. Супругу Ирины была отведена в этом едва ли не главная роль.

В 1916 году был убит Григорий Распутин. Мрачный старец, бывший как никто другой близок к императору, сказал однажды, что Россия утонет в крови, если его самого убьет кто-то из членов царской семьи. Феликс, не так давно породнившийся с Романовыми, его закадычный друг князь Дмитрий и Владимир Пуришкевич – ярый монархист и видный политик того времени, пригласили сибирского старца в Юсуповский дворец. Молодые люди убили Распутина, считая его главной причиной того, что Российская Империя не может твердо стоять на ногах. Чета Юсуповых на следующий же день переехала в имение Ракитное Курской губернии в целях безопасности – слишком велико было раздражение и жажда мести некоторых людей. Ирина не колебалась ни минуты, страстно желая быть рядом с мужем, чтобы окружить его заботой и уберечь от случайных нападок. Она не одобряла его поступка, но, решив быть женой Феликса Юсупова, оставалась ею до конца во всем.

События 1917 года заставили семью бежать в Крым. Знаменитый линкор «Мальборо», посланный правительством Великобритании, перевез Юсуповых в числе других членов аристократических семей России в Лондон. Через пару лет, оставив родителей Феликса в Англии, Ирина с мужем переехала в Париж. Там они прожили до конца жизни.

Убегая из России, семья оставила все – десятки заводов и предприятий в Москве и Петербурге, знаменитую коллекцию ювелирных украшений матери Феликса, внушительную подборку произведений искусства. В Европе Юсуповы не умирали от голода, но их прошлая жизнь казалась роскошной сказкой по сравнению с нынешней. Феликсу удалось вывезти из России и продать две картины Рембрандта – на эти деньги семья устроилась в Париже и смогла жить безбедно какое-то время.

Ирина потеряла целый привычный ей мир – не было больше торжественных приемов, былых нарядов, роскошных балов. Эпоха канула в Лету, и смириться с этим было сложно. Но страсть к искусству, творчеству и прекрасный художественный вкус были у обоих супругов. И когда Феликс предложил Ирине открыть свой модный Дом, девушка немедленно согласилась. Они назвали его IrFe, сложив первые буквы своих имен. К дому, который они купили в Париже, Феликс в свое время пристроил крошечный театр, желая развлечь и отвлечь жену. Там-то и был основан ставший впоследствии легендарным IrFe. Чтобы начать бизнес, Юсуповым пришлось продать уникальный бриллиант «Полярная звезда» от Картье. Штат Дома состоял сплошь из громких фамилий – Ирина пригласила в помощники князя Никиту Романова, княжон Трубецких и Оболенских. Все они кроили, шили и примеряли платья. Когда первая коллекция была готова, встал вопрос о том, где и кому ее представить. Сильная и решительная Ирина, узнав, что парижском «Ритце» проходит модный показ, попросту привезла туда своих моделей-аристократок и вывела их на подиум. Последнее платье она представляла сама. Избалованная парижская публика приняла рождение нового модного Дома на ура – Ирина произвела настоящий фурор. Модели IrFe отвечали духу времени – платья были андрогинными, без излишеств и дополнительного объема. Журналы пестрели восторженными отзывами о безупречности вкуса и рафинированности русской княгини. Французский Vogue писал о том, что коллекция стала одновременно и селекцией, потому что в ней нет ни одной неудачной модели. Успех был ошеломительный, и IrFe открыл еще три филиала: в Нормандии, Лондоне и Берлине. Феликс, получив внушительные денежные вливания, основал магазин юсуповского фарфора и принял участие в оформлении трех парижских ресторанов – его художественный вкус не уступал вкусу супруги.

Ирина, ощущая себя в своей стихии, решила не останавливаться на создании привычной одежды – одним из первых модный Дом IrFe представил коллекцию нарядов для занятий спортом. Парой лет позже Юсупова-Романова выпустила собственную линию ароматов для брюнеток, блондинок, рыжеволосых и «женщин элегантного возраста». И здесь ее ждал успех. Париж с восторгом принял волну русской эмиграции, завороженно наблюдая за тем, как умеющие говорить на нескольких языках женщины, чьим воспитанием с детства занимались армии гувернанток, успешно занимаются бизнесом, строя с нуля свои элегантные империи. Но очарование исчезло с приходом Великой Депрессии. Дома разорялись, модели старели, а заказчики предпочитали простоту и универсальность от Коко Шанель и Кристиана Диора. Задавая моду и ритм парижской жизни в течение семи прекрасных лет, модный Дом IrFe в 1931 году объявил себя банкротом. Золотое время минуло также, как пришло. Ирине и Феликсу пришлось продать свой дом. Они купили квартиру, где жили вместе до конца жизни. На фотографиях шестидесятых годов Феликс по-прежнему щегольски одет и молодцеват, Ирина же, с неизменной ниткой жемчуга вокруг шеи, не кажется постаревшей ни на год. Истинная Романова, в венах которой текла благородная кровь, до самого конца оставалась изящной, хрупкой и элегантной женщиной. Они прожили с Феликсом пятьдесят лет. Кто знает, сколько бы продлился этот полный взлетов и падений брак, окажись на месте сильной Ирен другая женщина. Потеряв свой мир, она сумела сохранить семью и создать вокруг себя новую блистательную вселенную, в очередной раз доказав, на что способны характер, упорство и любовь.

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева