EN

Марина Цветухина. Даниловское чудо

 / Главная / Фонд / Проекты / Международная акция "Год культуры Русского мира" / Статьи / Марина Цветухина. Даниловское чудо

Марина Цветухина. Даниловское чудо

Уроженец села восстанавливает уникальный храм, покровительствующий защитникам Отечества

История семьи неотделима от истории страны. Именно в ячейке общества как в зеркале в разные времена очень ярко отражаются все перипетии общественной жизни. Деды и отцы интересовались, уважали и ценили историю своей малой родины. Эстафету перенимают сыновья, стараясь воссоздать утраченное и возродить традиции.

Многим ли жителям Удмуртии известно о том, что в республике есть уникальный храм, покровительствующий русскому воинству? Об этой уникальной церкви в селе Данилово Киясовского района рассказывает пенсионер Анатолий Липин, заслуженный работник сельского хозяйства Удмуртии, в прошлом – министр сельского хозяйства республики.

Вернуть утраченное

- Анатолий Яковлевич, до революции 1917 года в небольшом даже по современным меркам Киясовском районе работало восемь действующих храмов и четыре часовни. В советское время их закрыли и использовали в качестве приспособленных помещений. В конце 1980-х начале 1990-х в стране началось активное восстановление храмов. Что подвигло к этой работе вас?

- Мы с братом решили выполнить волю отца. Папа умер на 91-м году жизни. Он с мамой воспитал семерых детей. К моменту его ухода из жизни в живых нас оставалось трое, я – самый младший. Батюшка собрал нас и сказал: «Вы, ребята, уже не испортитесь, с пути не собъетесь, Я счастлив, что прожил такую жизнь, но нужно бы что-то сделать с церковью». Мы поняли, что это его последняя просьба, а точнее, родительский наказ. С братом решили: восстановить храм – наша обязанность, тем более, в селе не было ни одной церкви.

Работы начали в 1991 году вместе с отцом Виктором Костенковым, сейчас епископом Можгинским и Сарапульским Викторином. У меня хранятся сметы и данные о жертвователях на восстановление храма за все годы его реставрации. Во внутреннее обустройство храма не вмешиваюсь, моя задача – его достойный внешний вид и ограда.

- У вас особое отношение к даниловской церкви?

- Да. Брат начал создавать генеалогическое древо семьи и увлекался историей храма. Оказалось, и папина и мамина линия прямо или косвенно связаны с даниловским храмом. Архивные материалы позволяют не только уточнить данные о конкретных людях – членах семьи, важных событиях в ее истории – крестинах, венчании или уходе в мир иной. Священники в некоторых храмах достаточно подробно записывали данные о свидетелях событий, и подчеркивали какие-то особые, характеризующие их черты. Например, крестный отец – инвалид войны или состоятельный крестьянин, или солдатская вдова с добронравным характером. Брат был очень скрупулезный в своих поисках, и нашел очень интересный материал, связанный с маминой и папиной родословной. Он собрал материалы генеалогического древа до 1720 года и выяснил предпосылки появления папиной и маминой линии в Удмуртии. Оказалось, с обеих сторон предки имели отношение к казачеству. По словам сотрудников республиканского архива, этот пример подробной разработки генеалогических связей – пока единственный, Параллельно, как оказалось, брат создал свою методику поиска, сейчас ее тоже рекомендуют занимающимся генеалогией.

- Ваш брат – историк?

- Нет. Он имел два образования: лесотехническое и инженерное, закончил приборостроительный факультет Ижевского механического института: доводил до ума ракеты. Работал на Мотозаводе со всесоюзным личным клеймом качества, имел свидетельства на 14 изобретений. Он очень тщательно подходил к любой работе….

Следы истории

- Даниловский храм возвели в 1812 году во славу победы российского воинства в 1812-1814 годах. Первая служба прошли в 1815 году. Храм, действительно, уникальный. Во-первых, местные историки, архитекторы и культурологи приходят к выводу: это – первая работа молодого архитектора Семена Дудина. Он приехал на территорию современной Удмуртии, в прошлом Вятской губернии, по приглашению Дерябина после трехлетней практики в Италии. Там по проектам Дудина построили различные объекты.

Идея – создать храм в Данилово пришла в голову сарапульскому протоиерею Петру Анкидиновичу Анисимову, человеку очень разностороннему, он даже сделал набросок будущей церкви. Напомню: территория современного Киясовского района входила в Сарапульский уезд и относилась к управлению сарапульского духовенства. По данным краеведа Евгения Шумилова, Анисимов обеспокоился тем, что вряд ли сможет сделать проект самостоятельно, и упросил Дудина включиться в работу. Есть несколько документов, подтверждающих версию о том, что проектировали храм протоиерей Анисимов и архитектор Дудин. Информация об этом, по решению совместного заседания президиума и экспертного совета Удмуртского регионального отделения ВОО ВООПИК, появилась на мемориальной доске в храме.

Во-вторых, даниловский храм – единственный в Удмуртии, имеющий … сейсмозащиту. Возможно, решение об этом принял архитектор Дудин под впечатлением неустойчивой италийской почвы. Эту особенность обнаружил реставратор Валерий Ситников, проводивший несколько углубленных обследований церкви: через каждые полтора-два метра установлены вкладки из металла, причем очень крепко связанные друг с другом! Храм 38 лет простоял без кровли и окон, но ни одна трещина не появилась на его стенах. Их толщина тоже для местных храмов нестандартная – один метр 25 сантиметров. Высота храма по вершине креста – 42 метра!

Во время реставрации обнаружилось: храм имеет три уровня кровли. Во время этих работ уложили 35000 штук кирпича! Пришлось делать несколько карнизов – современный кирпич заложить внутрь, а оттуда брали полуторник для наружных работ.

В-третьих, вероятно один из залов храма расписывали художники Васнецовы. Их родственники были священниками в этом храме с 1854 года. Во всяком случае, стиль письма напоминает фирменный васнецовский.

Я с детства помню: с северо-западной стороны на колокольне храма была фресковая роспись шириной шесть метров и почти два метра высотой. Возможно, она появилась к 100-летию Отечественной войны. Но со временем климат и вандалы фреску уничтожили. Мы, благодаря помощи заслуженного работника культуры Удмуртии Владимира Ивановича Голощапова, сумели восстановить эту роспись, но сделали баннер. Прошло достаточное количество лет с этого времени, атмосферные осадки делают свое дело, и сейчас нужно бы его заменить. Там изображена церковная служба после Бородинской битвы: офицеры стоят рядом с Михаилом Кутузовым, недавно закончилась баталия, ещё идёт дым от пожарищ, а вдалеке движутся военные части. Мы получили разрешение в епархии на установку этого баннера вместо фрески.

Современный храм – четвертый в истории села. Первое упоминание о церкви встречается в документах 1600 года. В  память о трех предыдущих храмах на ограде оставили специальные места, где планируем разместить их барельефы или горельефы. Осталось только найти деньги. Храм носит имя Николая Чудотворца – личности исторически реальной, поэтому рядом с церковью я посадил три грецких ореха. Троичность присутствует во всем: три силуэта храмов, три грецких дерева. Когда храм открывали, священник Иоанн сказал: пусть церковь украшают три креста: первый при входе – Духа Святого, второй – Вседержителя и Создателя, третий – Христа Спасителя.

Патриотом быть обязан

- Анатолий Яковлевич, выяснилось: храм в Данилово работал не только как культовое сооружение. Здесь активно занимались военно-патриотическим воспитанием прихожан, и был интересный обряд для служивых и рекрутов, уходящих на войну, чтобы люди вернулись домой живыми… 

- Да. По рассказам родных, по легендам и рассказам жителей Киясовского района известно: в храме была традиция провожать будущего солдата на войну с напутствием и благословением. Одна служба проходила дома, другая – в храме. Последним благословением перед отправкой солдата к месту службы становилось вручение ему ладанки с образами Николая Чудотворца и Казанской божьей матери. У меня есть один из образков, его передавали от отца к сыну в течение 130 лет! Обладатели этих ладанок участвовали в четырех войнах, вернулись живыми и ушли в мир иной в очень почтенном возрасте. 

Мой образок прошел четыре войны: с 1877 года – освобождение Болгарии от турецкого ига и заканчивая Великой Отечественной. 

Брат нашел фото прадеда, отправил копию в Министерство обороны России, и получил очень подробную информацию на двух с половиной страницах. Прадед участвовал в девяти сражениях, и за одну военную кампанию получил два Георгиевских креста. Он был унтер-офицером. После возвращения со службы домой ему выделили надел лесоматериалов для возведения хозяйственных построек.

Сын участника болгарских событий, воевал позже, и тоже был награжден Георгиевским крестом. Эти награды, как орденские знаки, имеют номера, и по ним можно определить: где, когда и за что награду вручали. 

Мой родственник Анатолий Васильевич Шикалов, имевший эту ладанку, вернулся домой невредимым, а ушел из жизни в 99 лет и 8 месяцев. Его подвиги во время Великой Отечественной описаны в военных книгах историка-краеведа Николая Кузнецова. У Анатолия Васильевича была сложная судьба: из кулацкой семьи, дважды репрессированный, однако за боевые заслуги награждён орденом Славы третьей степени и медалью «За отвагу».

Брат нашел совершенно уникальные документы. Фельдмаршал граф Дибич вместе с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем написал в адрес храма 15 пространных писем. Двенадцать из них удалось найти в архиве российского министерства обороны. Адреса один: Даниловская церковь. Копии документов мы передали в архив Удмуртии, Киясовского района и Атабаевской школе. Я пытался понять, чем руководствовался фельдмаршал, направляя их именно в церковь? По одной версии, храм – место общественной информации. Но ни в Удмуртии, ни в соседних областях больше не удалось найти храмов, в которые приходили бы подобные письма. 

- О воинских традициях храма есть легенда…

- Да. Считается, что из набранной на территории этого прихода в 1827 году роты рекрутов (с его территории набрать роту не было проблемой), принявший их калужский офицер решил создать подразделение, которое входило бы в состав пластунских частей. В современном понимании – хорошо обученных спецназовцев. По легенде, рота могла за ночь незаметно проникнуть на территорию противника, вырезать до роты вражеских солдат и к утру вернуться обратно в расположение части. Воины были хорошо подготовленными опытными разведчиками. Поэтому фельдмаршал Дибич направлял письма с благодарностью прихожанам.

В 1877 году прихожане храма не только по приказу императора, но и по собственной воле стремились попасть на балканскую границу, освобождать болгар от турок. Например, в 1877 году уроженец села Данилово и прихожанин храма Александр Фадеевич Бронников тоже был там. Он – участник семи сражений, кавалер Георгиевского креста. Его сына Павла Александровича Бронникова этой же иконкой благословляли.

Кстати, государство не забывало людей, работавших в тылу. Например, в год столетия Отечественной войны 1812 года памятные награды получили обычные люди, выращивавшие, например, лошадей для армии. Удалось найти интересные материалы по деревне Атабаево: многие ее жители так помогали армии. Это можно проследить по запискам и документам. За эту работу их наградили серебряными рублями. У отца на память остался серебряный рубль с текстом: «1812 сей год минет, но останутся в памяти дела, содеянные людьми». 

Особый маршрут 

- Туристы про ваш уникальный храм знают?

- Храм исторически покровительствует воинству, и здесь нередко бывают военные или представители силовых структур, особенно перед командировкой в горячие точки.

Приезжают школьники из соседних деревень. Отец Максим Женихов из Воткинска, служащий в новом храме Георгия Победоносца, построенном нефтяниками при попечительстве и щедрой благотворительности Валентина Кудинова и других жертвователей, несколько раз привозил сюда воспитанников воскресной школы. Мальчикам больше интересна архитектура, девочкам – история.

- Анатолий Яковлевич, а чудеса случаются? 

- Помню, на Троицу в 2002 году был теплый и солнечный день. Реставрационные работы шли активно, и в обед над храмом появился белый голубь. Заслуженный работник культуры Удмуртии Владимир Иванович Голощапов даже успел его сфотографировать. Птица около часа кружила над храмом, а потом куда-то исчезла. Откуда взялся голубь – никто не знал, но мы радовались, как дети. Попытались выяснить в соседних деревнях, оказалось, там никто домашних голубей не держит.

- Анатолий Яковлевич, у вас была места открыть неподалёку от этого уникального места летний военно-патриотический лагерь… 

- Мне и сейчас эта мечта не дает покоя. Нужно искать единомышленников и заниматься его созданием.

- Ваши предки служили в кавалерии, Вы – в танковых войсках, и сейчас пытаетесь возродить еще одну традицию…

- Мне довелось служить в полку имени Вадима Сивкова, Героя Советского Союза, нашего земляка. Туда направляли только по комсомольскому набору. Мне довелось сопровождать к месту службы 30 комсомольцев из Удмуртии. Мама Вадима Сивкова дважды в год приезжала в часть. Есть мысль найти людей, в этом полку служивших. Пятерых уже нашел. Среди них – Владимир Андреевич Дягилев, работавший в администрации Ленинского района Ижевска, Кузнецов Геннадий Федотович, возглавлявший Дебесский исполком. Инициативная группа считает: бывшие танкисты, живущие в Удмуртии, должны объединиться, и отмечать профессиональный праздник своего рода войск, как пограничники, моряки или десантники.

Про жизнь

- Анатолий Яковлевич, кроме военных трофеев, у вас сохранились интересные предметы быта. А, может, стоит создать какую-нибудь музейную комнату? Она была бы тоже интересна…

- Мысль такая была, и в свое время я обращался к Владыке Николаю за разрешением сделать музейную экспозиционную комнату. Добро получил, теперь нужно письмо, чтобы разместить ее в храме бесплатно. Мне предлагали открыть нечто подобное в райцентре, но без связи с церковью я не вижу в этом смысла.

- А что за крест попадается по дороге на Данилово?

- Его поставили в 2008 году наши прихожане храма, общественность, казаки. Торцы отделали нитритом титана. Когда появляется солнышко, он блестит, как купол храма.

Места здесь удивительные. Когда-то население бежало сюда с Волги и Камы от непосильных налогов. Со временем начали заниматься извозом. В 1550 году здесь уже появилась дорога, которая в будущем стала одной из веток Сибирского тракта – Елабуга – Сарапул - Оса. Ямским извозом до Осы занимался беглый народ.

Мы с братом успели записать на пленку воспоминания папы. Он рассказывал, что раньше в деревне Атабаево и в селе Данилово была хорошо организована профориентация. Каждый из этих населенных пунктов насчитывал около 400 дворов. Там работала государева и частная ямщины, трактир, мастерская по пошиву сапог и портновская, ткаческая. В Данилово была большая учебная мастерская, специализировавшаяся на ткачестве. У меня сохранился почти 100-страничный альбом с учебными рисунками и разными отрезочками ткани. Такого нет даже в республиканском центре декоративно-прикладного искусства и ремесел. Высокий уровень профессиональной подготовки подтверждает и сохранившееся свидетельство об окончании обучения Кунгуровой Евдокии Яковлевны. В документе также имеется подпись настоятеля храма.

- Что могло бы войти в музей деревенского быта? 

- Есть много разных вещей: самопряхи, домашний текстиль, ухваты, и еще много всего, что могло бы быть интересным современному молодому человеку. Например, для родственников, приехавших на Троицу, – более 100 человек, – делали походные выставки. Одна из них была посвящена истории утюга. Немногие детишки видели, как с помощью рубеля – своеобразной скалки с зазубринами – можно отгладить любимую рубашку… У нас в роду были хорошие кожеделы и портные, поэтому сохранились инструменты для выделки кож.

Есть в коллекции и два комплекта настоящих кандалов. Мой приятель-дорожник на севере республики занимался строительством и восстановлением дорог, и нашел их там. Один – в районе деревни Бани, Очень добротно сделанный комплект, даже современной ножовкой вряд и быстро распилишь…

Кстати!

Детство адмирала флота Валентина Георгиевича Старикова прошло в деревне Атабаево, о чем он очень тепло пишет в своей книге «Между жизнью и смертью».

Работа публикуется в авторской редакции

Новости

Цветаева