EN

Владимир Ерёменко. Призвание. Возвращение в Рай

Владимир Ерёменко. Призвание. Возвращение в Рай

А картины мои – это дети мои, младенцы.
Они мною выстраданы душой и сердцем.
И, может, я всю силу свою в эти картины
в мои уже преклонные годы и положила.
И.П. Ерёменко

Когда и как рождается художник? Когда он впервые ощутит в себе тягу к кисти? Как проявит себя? О путях рождения его мы можем только догадываться. Но одно мы знаем определенно: прежде чем художник проявился – он услышал Зов. 

Голоса неба и земли соединились в один звук, и откликнулся на Зов художник. Он и сам еще не знал, что он – художник, что будет рисовать, что таким образом проявится его талант. Но вот уже появились первые рисунки. И хотя он еще не придавал им особого значения, но они уже были дороги ему, они были его детьми.

Детскость, наивность, чистота восприятия мира, кажущаяся неумелость рисунка и вместе – взгляд мудрого человека, высокий профессионализм мастера  просто удивляют! Что за сочетание?!. Что за чудо перед нами? Что за сказочные деревья? Рай. И он зовет. И мы, почти полностью забывая, что на выставке, с радостью входим в него, возвращаемся в Рай…

1. Сибирь

Ерёменко Ирина Павловна родилась в 1919 году в деревне Осиновке Велижского района Смоленской области в крестьянской семье. С десяти лет живет в Сибири. Сюда весной 1929 года переехала вся семья. Старшая из десяти братьев и сестер, Ирина с детства познала теплоту семейной любви, нелегкий крестьянский труд, уход за детьми, заботы по дому и красоту сибирской тайги, красоту земли и красоту неба. Вот откуда эти сказочные, в любви рожденные деревья, эти воспоминания: смоленские дубы, сибирские кедры, сосны, березы… Но какие-то первобытные, будто высвечены удивительной общечеловеческой прапамятью художника.

Здесь, в деревеньке Правый Мурюк Чебулинского района, тогда Новосибирской, ныне Кемеровской области, и поставили дед с отцом для семьи крепкий просторный дом. Посреди вековечной тайги, великой, щедрой красавицы Сибири. Отсюда Ирина с другими ребятами ходила в школу в село Новая Оленьевка за двенадцать километров. В шестнадцать лет пошла в доярки, а через два года в числе лучших работниц была направлена в филиал областной зоотехнической школы в поселок Тяжин. Окончив с отличием школу, она работает участковым зоотехником в поселке Чебулинский. Молодость, красота мира, трудовой азарт – все это ярко формирует сильную, активную, творческую личность. В ее участок входило двадцать девять колхозов. Всю войну Ирина работала на этом участке. Только глубокое традиционно-нравственное воспитание, крестьянская закалка, высокая ответственность перед Богом и людьми помогли с честью вынести эту ношу. «Я у папы с мамой из первого материала кроённая», – говорила про себя Ирина Павловна. В 1946 году выходит замуж и переезжает в город Мариинск Кемеровской области, где до пенсии работает торговым работником. И никогда ей не приходилось рисовать. 

2. Белый город в безводной пустыне

И вот уже 57-летней, оказавшись волею судьбы в Казахстане (поехала за дочкой помогать воспитывать внучек), на берегу Каспия, в городе Шевченко (ныне Актау), выстроенном в безводной пустыне, затосковала по Сибири и впервые в жизни, взяв в руки кисточку и детские краски, вылила свою тоску на бумагу – нарисовала сосну. Кто бы мог подумать, глядя на ее первый рисунок, что из этого зерна вырастут такие могучие красавцы-деревья, вырастет живой, чудесный, дивный лес Ерёменко Ирины Павловны? 

3. Древо жизни

Через три года она вернулась в Сибирь к своим живым деревьям. Красота Сибири, так наполнившая её детскую душу, звала к себе. «Древо Жизни» – так будет она называть многие свои работы. «Древо Жизни» – так называются теперь все её выставки. И вот уже двадцать пять персональных выставок на счету художницы Ерёменко Ирины Павловны. Первая в родном городе Мариинске (1986 год). О, как она боялась, сопротивлялась показывать своих детей-младенцев широкой публике!

– Надо мной же смеяться будут! Меня же там все знают! Скажут, что это с ней на старости лет?!. 
И только после убедительных уговоров, после разъяснений, что это особый вид художественного творчества – самодеятельное, наивное искусство («Вот у нас такой же всемирно известный художник-примитивист Иван Селиванов!..»), согласилась. И сразу же – радостные отклики, улыбчивые лица, вопросы. И первый отзыв в книге отзывов: «Дорогая Ирина Павловна! От всей души поздравляю Вас с открытием Вашей выставки. Пусть Ваши солнечные работы всегда радуют людей! С уважением, Ю.Кудряшов, 3 августа 1986 года, г.Мариинск». 

И пошли выставки одна за другой. 

Новокузнецк (1990), Дом Творческих Союзов. Помню, когда мы оформили эту выставку в прекрасном солнечном зале Дома Творческих Союзов, Саша Суслов, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России, окинув взглядом представшую Красоту, утвердительно воскликнул: «Лувр! Мама – наше национальное достояние». Кстати, мамою её называли не только дети, но и родственники, близкие и дальние люди. Из книги отзывов: «Извините за высокий слог! Ваше искусство – это маленькие драгоценные камни!!! С уважением и благодарностью, Приходько И.В. 20 февраля 1990, г. Новокузнецк».

Санкт-Петербург (тогда Ленинград, 1991 год), Музей Этнографии народов СССР. Два месяца выставка (совместно с работами мастеров-туесочников Кузбасса) украшала одну из самых элитных выставочных площадок страны. «Сибирь в Ленинграде» – так называлась выставка. Из отзывов: «Большое Вам спасибо! Сердце оживает при виде такой красоты. Очень бы хотелось увидеть издание работ Ирины Павловны Ерёменко. Такая книга пришлась бы по душе многим из нас. Ещё раз спасибо! Лана Мамонова (художница), 27 августа 1991 года, г. Ленинград».

И опять – Новокузнецк (1992), Дом Творческих Союзов. По стенам и на ширмах – деревья, а на кубах и пандусах – золото берестяных туесов народных мастеров Мариинска. 

В этом же 1992 году её картины участвуют в выставке Наивных художников России «Сон золотой» в городе Москве в галерее «Дар». Восхищенные отклики известного в стране искусствоведа Ксении Богемской, директора выставки Сергея Тарабарина, других организаторов. Восторженная пресса: журналы, газеты. Пять её картин висели в одном зале с картинами известного миру художника-земляка Ивана Селиванова.

Москва (1993 год). Выставка «Шедевры Наивного искусства» на Солянке. Впервые прозвучала идея о создании Энциклопедии Наивного Искусства России. Три работы Ирины Павловны выбраны для этого представительного издания. Но вот уже 2014, а Энциклопедии пока нет. Образован, слава Богу, Музей Наивного Искусства в Москве, который старается уже как два года возродить идею, продвинуть издание Энциклопедии. Собраны большие материалы. В том числе о творчестве Ерёменко Ирины Павловны. Будем надеяться, ведь такое издание, ой, как нужно народу нашему, что подтверждают зрители во многих отзывах своих.

В 1994 году открывается шестая персональная выставка художницы в Кемеровском Областном Музеи Изобразительных искусств в рамках большой выставки «Семья». Представлены работы четырех творческих семей художников. И самый большой зал – зал «Древо Жизни» Ерёменко Ирины Павловны. Ее картины с рисунками её детей и внуков.

Седьмая персональная – город Ленинск-Кузнецкий, 1996 год, Краеведческий музей. 

Восьмая персональная выставка (посмертная) в 2009 году к 90-летию художницы опять в Кемерово в Музее ИЗО. Открывается выставка 1 июля. Весь третий этаж (залы и коридор) украшен красавцами-деревьями Ерёменко Ирины Павловны. Сердце радуется. Красота! Это её дар всем нам. Наше достояние. Из книги отзывов: «Восхищен!!! Прекрасный художник мой современник! Такое чистое мышление. Мне хотелось бы, чтобы в городе Мариинске был музей её имени, а лучше бы в Кемерове. Этот дар Божий нужно умело хранить. Вл.Сотников, заслуженный художник России. 14-7-2009».

Многие (почти все) работы художницы подарены детям, внукам, родным, друзьям, близким, дальним, музеям, находятся в частных коллекциях, как в нашей стране, так и за рубежом. Её знают и ценят многие художники профессионалы, искусствоведы пишут о ней статьи, зрители хранят самые радостные воспоминания о встречах с её работами. Думала ли она когда-нибудь о таком повороте в её судьбе?

4. Передвижная двухгодичная

По окончании экспозиции восьмой персональной выставка в качестве передвижной два года (с сентября 2009 по сентябрь 2011) гастролировала по городам и весям Кузбасса. Вернисажи, музеи, детские художественные школы, заранее оповещенные о графике выставки, с нетерпением ожидали и с радостью организовывали экспозиции, торжественные открытия и закрытия выставки, проводили экскурсии.

– Красота!.. Праздник!.. Чудо!.. – Это, пожалуй, основные первые непосредственные восклицания зрителей, входящих в залы выставки. Зрителей всех возрастов и профессий. Особенно профессионалов художников, искусствоведов, преподавателей художественных школ. На семнадцати выставочных площадках области в течение двух лет красовалось и радовало кузбассовцев и гостей нашего края «Древо Жизни». Благотворителями выставки были губернатор Кемеровской области А.Тулеев, Департамент культуры области, другие организации и частные лица. Спасибо. Ярко и навсегда отпечаталось в душе удивительное ощущение и осознание того, что не мы организовывали выставку, а она организовывала, собирала нас и влекла в радостные просторы чудесного Вечного мира! Звала и возвращала в Рай.

5. Музей наивного искусства

Да, все кто занимался организацией, проведением, просто зрительским участием в общей радости никогда не забудут этих встреч с Красотой, счастливого ликования души. Потому хотелось закрепить это чувство. Организовать музей картин Ерёменко Ирины Павловны. Подарить всем постоянную возможность видеть их в любое время. С первых же выставок оформилась эта идея. С первых зрительских возгласов. С первых откликов профессионалов. Уже начали всерьез думать, где быть музею.

– Лучше в Кемерове, Володя, – говорит мне заместитель директора Областного Музея ИЗО, искусствовед Марина Чертогова. – И не музей Ерёменко Ирины Павловны, а просто Музей Наивного искусства Кузбасса. У нас много хороших самодеятельных художников. А ты будешь директором. 

Я засмеялся.

– Марина, это работа с нуля! А я и так занят достаточно. Вот подрастает сын…

Да, идея Музея Наивного искусства хороша. И она, дай Господи, осуществится. Люди хотят встречи с радостью. С мгновениями Рая в своей душе.

6. Возвращение в Рай

Незадолго до своего ухода из земной жизни мама как-то сказала, что последнее время часто, не только во сне, но и наяву видит множество цветов.

– Разноцветные!.. Голубые… Розовые… Но в основном, – белые… Такое большое белое кипение цветов!.. Что бы это значило?.. Кто мне это разгадает?.. 

Я улыбнулся. 

– Я разгадаю, мама!.. Рай ты видишь… Нарисуй его.

– Рай!.. – Она улыбнулась.

А я нисколько не выдумывал, не преувеличивал, не успокаивал её. Я просто с этим чувством жил уже давно. С того самого дня, когда впервые, разложив на полу её картинки, вдруг почувствовал, что через них, как из окон, на меня глядит Рай! Это стойкое ощущение. И не у одного меня. Сколько раз на выставках я слышал это сравнение. Обнаруживал его в прессе. Вот и в статье «Из Рая возникнув» член Союза художников России, искусствовед Людмила Оленич пишет об этом. Пишет о заложенном в подсознании художницы удивительном первородном восприятии мира, его гармонии и красоты. Чудесной способности передачи этого видения через свои картины: «Её искусство, не сомневаясь, можно отнести к лучшим образцам современного отечественного примитива… Стилистика её работ уникальна, в ней соединились коллективно-этническая память и потрясающий личный опыт художницы. Механизмы такого соединения загадочны, их нельзя объяснить, и потому творческий путь этого мастера навсегда останется неподражаемым достоянием нашей культуры».

Нынешний 2014 год в России назван годом Культуры. Маме в этом году исполнилось бы 95 лет со дня рождения. И не удивительно, что мне вдруг приходит в голову вполне естественная мысль, что в 2019 году, к столетию со дня рождения художницы, Россия, а следом и ЮНЕСКО, например, объявят данный год годом художницы Ерёменко Ирины Павловны. Дерзкая мысль? Да нет. Чудо явленного таланта подтверждает реальность её. Вот ведь 2009 год был объявлен годом Марии Примаченко, самодеятельной художницы из Украины, рисующей удивительных райских зверей. А Ирина Ерёменко представляет непреходящую красоту мира и человека, хотя в основном пишет только деревья. Но деревья – с человечьими глазами. «Древо Жизни» требует более широкого зрителя. Правда, для этого и нам придется потрудиться: выставки, книги, энциклопедии… Но это приятная работа. Работа по восстановлению памяти нашей, радости, счастья. Работа по возвращению в Рай.

7. Ну какая я художница?!.

А мама сама удивлялась тому, что выходит у неё из-под кисти. Радовалась и удивлялась. И растила всё новые и новые свои несказанные деревья. Иногда, глядя на рисунки, она говорила: 

– Ну какая я художница?!. Я ведь и рисовать нигде не училась!..

А однажды, отвечая на вопросы, и прежде всего самой себе, – откуда всё это? – засмеялась и сказала:

– Вот говорят, что мне помогал Бог! Правильно!.. Бог увидел, что я стараюсь, спустился и помог мне…

Так и рождается художник. Сначала он услышит Зов, затем начинает проявляться во всех делах своих, во всех работах, которые творит, казалось бы, далеко от художественного (самодеятельного ли, профессионального) творчества и вдруг тянется к кисти, краскам, к листу бумаги и начинает выражать свои чувства наивным рисунком, цветным пятнышком, ликующей песней. Выражать то главное в нем, что наполняет все существо его – Любовь к Жизни. Что проявлялось всегда в характере его, и сейчас в новом деле настоятельно просится наружу. И неумелые, вроде, картинки вдруг начинают играть такой радостью цвета, что уже хочется яснее это изобразить-выразить. А сил ремесла-мастерства не хватает!.. И тогда на помощь ему явно приходят и Высшие Силы.

Потому, наверное, глядя на картины Ирины Павловны, душа наполняется такой высокой радостью и красотой.

Красота!..

Праздник!

Рай!.. 

Работа публикуется в авторской редакции

Новости